Легендарный баскетболист стал сотрудником «Филадельфии».
Бывший защитник сборной России и герой Евробаскета-2007 Джей Ар Холден стал сотрудником «Филадельфии». В 2014 году, спустя три года после завершения карьеры, Джей Ар начал работать скаутом и возглавил департамент «Детройта» по поиску игроков за пределами США.
«С переходом в «Филадельфию» многое поменяется для меня, – сказал Холден в интервью «БИЗНЕС Online». – В Детройте я возглавлял отдел, здесь я буду брать лидерство от кого-то другого».
Этим летом Джей Ар провёл переговоры с несколькими клубами. В случае с «Филадельфией» он не мог пообщаться с генеральным менеджером, потому что его просто нет – прошлый генеральный менеджер Брайан Коланджело попался на использовании сторонних аккаунтов для критики игроков НБА и руководителей клубов. Несмотря на этот скандал, переговоры Холдена с «76-ми» прошли удачно. «Я общался с несколькими людьми в «Филадельфии», и у нас сложился отличный разговор. Они верят, что я могу помочь клубу в скаутинге как на международном, так и на внутреннем рынке».
Филадельфия – столица штата Пенсильвания, где так же расположен родной город Холдена Питтсбург. «Мы всегда болели за «76-х», потому что в Питтсбурге нет баскетбольной команды, – вспоминает Джей Ар. – Так что это настоящая мечта – работать в клубе, за который ты болел в детстве. Мне нравится Филадельфия. В этом городе живут трудолюбивые, гордые люди. И, самое важное, это баскетбольный город, пусть «Иглз» и выиграли Супербоул в этом году. Питтбсург же исключительно футбольный».
Пока Холден не знает, какие конкретные задачи перед ним поставит «Филадельфия». Но, скорее всего, ему предстоит выполнить много полевой работы. Многие думают, что работа скаута – это что-то весёлое: ты просто путешествуешь по миру и ходишь по матчи. Но это далеко от правды. «В каждой работе есть свои плюсы и минусы. Конечно, приходится много летать. Когда у меня продолжительная рабочая поездка, я каждый день оказываюсь в новом городе. Встречаюсь с тренерами, игроками, агентами. Временами устаёшь так, что кажется, будто у тебя уже нет сил. Но я всё равно люблю свою работу».
В деловых встречах, по мнению Холдена, самое важное для скаута – уметь задавать правильные вопросы. «Дело далеко не в ответах. Для того, чтобы получить нужную для тебя информацию, нужно задать верный вопрос. Сложно рассчитывать на что-то, если ты спрашиваешь про игрока «Он вырос в хорошей семье?» Это слишком простой вопрос. Нужно выбрать более точную формулировку, чтобы получить нужный ответ».
Сейчас скауты вынуждены тратить больше сил на поиск информации по игрокам. В цифровую эпоху все приличные баскетболисты находятся на виду, и клубам требуются не общие сведения, а неизвестные детали, которые помогут раскрыть характер игрока и дать ответ на ряд вопросов. «Очень легко сказать: «Этот игрок - лучший в Европе», – объясняет Джей Ар. – Но подходит ли он твоему тренеру, команде, клубу? Достаточно ли у тебя сведений, чтобы судить об его перспективах? Можешь ли ты определить, сможет ли этот парень быть лицом твоего клуба следующие десять лет?».
Единственный способ найти ответы – общаться с людьми. Но не всё так просто. «Одноклубники расскажут тебе об одном, главный тренер и специалист по физподготовке – о другом. У тренера в детской школе может быть другое мнение, чем у тренера в клубе или сборной. Так что нельзя делать поспешных выводов после разговора всего лишь с одним человеком. Нужно собирать информацию от разных людей и делать это годами. Годами!» – подчёркивает Холден.
Продолжительность наблюдений необходима и при просмотре матчей. Джей Ар считает, что делать какие-либо выводы можно только после того, как ты ознакомился с контекстом. «Допустим, игрок провалился. Но в чём причины? Может быть, у него случился перед игрой неприятный разговор по телефону? Может, заболела его мама? Может, он съел что-то не то? Если ты не смотрел много игр, ты не сможешь понять, выступает ли он так всегда или это был исключительный случай. На основе одной игры также нельзя определить, хороший он одноклубник или нет. Нужно видеть полную картину. Если он набрал 50 очков, означает ли это, что он эгоистичный игрок? Или в тот день его команде нужны были 50 очков?»
При этом Джей Ар старается не перебарщивать с видео. По его словам, не нужно смотреть девять игр за один день – так у тебя потеряется концентрация и все игры сольются в одну. В то же время не стоит часто обращаться к нарезкам лучших моментов, чтобы сэкономить время. «Я не смотрю хайлайты, пока не сформирую на основе игр своё представление об игроке. Есть вещи, которые можно заметить только когда смотришь полную запись матча. Например, разница в счёте -8. Две минуты до конца. Игрок бросается за мячом в аут и спасает его для команды. Так можно понять, что парень действительно хочет выиграть. Такой эпизод вряд ли попал бы в хайлайты».
В каждом матче Холден выбирает для себя сразу несколько «мишеней». «Допустим, я собрался посмотреть за игроком в Евролиге. Но так получилось, что его не выпустили на площадку. Ничего страшного! Я могу понаблюдать за другими игроками. Я могу заметить кого-нибудь, кто находится в хорошей форме и достаточно молод, чтобы попробовать себя в НБА. Затем я посмотрю его статистику и сделаю несколько звонков».
В целом, скауты – одни из самых скрытных людей в клубах НБА. Все знают генеральных менеджеров, все знают владельцев, но вряд ли кто-то сможет назвать хотя бы одного скаута. Холден говорит, что причина этому – отсутствие ответственности. «Генменеджер принимает все решения – это он на передовой. Скаут, даже если ошибётся, не будет отвечать за свои решения перед общественностью, а генменеджер будет. Скауту нужно быть бескорыстным. Это лично моё мнение, другие могут считать по-другому. Мы вносим большой вклад в итоговый результат, но мы должны получать признание внутри организации, а не вне её».
Необычную реакцию у Холдена вызвал вопрос, можно ли считать «Сан-Антонио» лучшим клубом НБА в плане скаутинга.
«Я часто слышу такое мнение. Но почему? Что делает их особенными?» – задаёт встречный вопрос Джей Ар.
Вероятно, умение замечать в игроках то, что не видят другие.
Холден не согласен: «Тони Паркера выбрали в первом раунде драфта. Джинобили, конечно, взяли во втором, но он уже был чемпионом Евролиги. Эти игроки были на виду у всех. В «Сан-Антонио» - отличные скауты, в этом никаких сомнений. Но если бы все могли повторить за ними, они бы это сделали. «Спёрз» проделывают отличную работу не только по скаутингу, но и по дальнейшей работе с игроками. Скаутинг – это только одна из 15-ти вещей, которые помогают им побеждать. К примеру, Паркер не был в самом начале карьеры таким опасным шутером. Ему помогли развить это умение. Они не драфтуют великих игроков – они помогают им стать великими».
Паркер – эпоха уходящая. В следующем сезоне все будут наблюдать за другим европейским разыгрывающим. На прошлом драфте «Даллас» выбрал под третьим номером словенца Луку Дончича. Логично предположить, что от его выступления зависит будущее и других перспективных игроков из Европы. «Это слишком узкая точка зрения, – возразил Холден. – Нельзя говорить: «Он провёл плохой сезон, больше не будем выбирать на драфте европейцев». И наоборот: если он сыграет хорошо, не нужно думать, что надо собирать европейцев. Во-первых, Дончич выиграл Евролигу в 19 лет – многим молодым игрокам просто не представляется шанс играть в Евролиге в таком возрасте. Любые сравнения будут необоснованными. Во-вторых, было много случаев, когда игрок проводил один хороший сезон, а затем пять плохих, так что следующий год будет не таким показательным».
Джей Ар отказался называть европейских баскетболистов, за которыми в НБА наблюдают больше всего. «Я не могу говорить о таких вещах под запись». Кажется, он уже полностью освоился в своей новой работе.