Новый топ-менеджер Поволжской академии спорта Екатерина Котло рассказала о перспективах новой кафедры водных видов спорта, своём давнем знакомстве с татарстанским олимпийцем и призналась в боязни высоты.
«БЫЛА ПОРАЖЕНА, УВИДЕВ КАЗАНЬ И ОБЪЕКТЫ АКАДЕМИИ СПОРТА»
– Екатерина Николаевна, что вас привело в Поволжскую академию спорта?
– По приглашению могу вспомнить о русской народной поговорке, в которой говорится, что не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда в моем родном Северо-Кавказском федеральном университете расформировали факультет физической культуры, я написала резюме в Поволжскую академию спорта, зная, что здесь будет открываться кафедра водных видов спорта. Только это произошло три года назад, я уже даже стала подзабывать об этом, как мне в апреле месяце позвонили из Казани и предложили рассмотреть вариант с устройством на работу. А я в это время работала начальником отдела мониторинга качества образования учебно-методического управления в том же университете. Я рассмотрела предложение со всех сторон, и оно меня полностью устроило.
– А что входило в это предложение по пунктам?
– Не вам рассказывать об инфраструктуре, которой обладает Поволжская академия спорта. Я до этого бывала в Казани лет десять назад, еще до того этапа грандиозного строительства, которое началось в связи с подготовкой к Универсиаде-2013. Что называется, я была в «другой» Казани. А сейчас, приехав и посмотрев город, академию и его объекты, я была поражена. Это несравнимо ни с одним спортивным вузом России. Это огромная материальная база, благодаря которой можно готовить очень хороших специалистов. Это восхитило. Помимо этого, мне понравились условия работы, предложенные ректором Юсупом Якубовым, заработная плата. В конце концов, как говорила героиня фильма «Москва слезам не верит» - «в сорок лет жизнь только начинается». Я свою жизнь решила резко поменять, не дожидаясь этой круглой даты (улыбается).
– Осваиваетесь на новом месте?
– Сегодня было первое заседание кафедры, на котором присутствовал Юсуп Диганшеевич. Он поставил перед коллективом кафедры высокие задачи, проговорил об открытии у нас в будущем новых специализаций, связанных, в частности, с прыжками в воду и водным поло, это, что касаемо спорта. В научном отношении перед нами стоят задачи повышения остепеннености научно-педагогических работников, поскольку из восьми преподавателей кафедры не все имеют степени кандидатов наук. В этом плане есть потенциал развития.
Если говорить о сотрудниках кафедры, то у нас два тренера по синхронному плаванию Яна Лех и Елена Золотова, причем, это родные сестры. Золотова носит фамилию супруга, который также работает на нашей кафедре – Владимир Золотов. Его коллеги-тренеры по плаванию, наставник нашей студенческой сборной Максим Дедловский, а также Дмитрий Дрожецкий, Артур Орлов. Плюс у нас есть вакансия, которую, я надеюсь, закроет тренер-преподаватель из Башкортостана.
«ЗНАЮ ПАВЛА МУЯКИНА С ДЕТСТВА. ДАЖЕ ТРЕНИРОВАЛАСЬ У НЕГО»
– Вы тоже будете преподавать?
– Да, по теме плавания, причем, это не только теоретическая часть, но и практические занятия, думаю, что спортивный опыт мне в этом поможет. Я серьезно занималась прыжками в воду, доросла до уровня мастера спорта, а это, можно сказать, смежный с плаванием вид спорта. Хотя, по сравнению с другими кафедрами, у нас присутствует симбиоз видов спорта различной направленности. Судите сами: плавание – это циклический вид спорта, водное поло – игровой, прыжки в воду – это акробатическая, сложно-координационная дисциплина. Что касается синхронного плавания, то тут можно говорить о том, что это как циклический так и акробатический вид спорта. Следует упомянуть о том, что кафедра водных видов спорта для академии новая, вычлененная из кафедры циклических видов спорта.
– Есть примеры, на кого можно ориентироваться в плане строительства кафедры?
– Да, и в московском РГУФК, и в питерском университете имени Лесгафта есть кафедры водных видов спорта, хотя они немного по-другому называются. Правда, я посмотрела программы вступительных испытаний нынешнего года в этих вузах, но не нашла там набора на специализацию «прыжки в воду». Это означает, что перед нами в будущем встанет задача привлекать абитуриентов со всей России. Хочешь связать свою жизнь с прыжками в воду, стать дипломированным специалистом, милости просим в Поволжскую академию. Сами мы тоже должны поработать в этом направлении, чтобы собрать полноценную группу из 12 студентов каждого года обучения. Это и работа через СМИ, как наше с вами интервью. И возможность с помощью наших магистрантов составить базу спортшкол со всей России по водным видам спорта, и начать с ними профориентационную работу. Это касается и прыжков в воду и синхронного плавания.
– Узнав, что вы из Ставрополя, честно говоря, предположил, что руку к вашему переезду приложил главный тренер сборной Татарстана по прыжкам в воду Павел Муякин.
– Нет, хотя Павла Борисовича я знаю с того момента, когда пришла заниматься прыжками в воду, а он уже тренировал в нашей спортшколе. В какое-то время я даже занималась у него в группе. Его лучшего ученика Никиту Шлейхера я знаю едва ли не с пеленок, будучи подругой его мамы. Я консультировалась с ней в плане моего переезда в Казань, когда дело коснулось бытовых вопросов. И услышала очень много положительных отзывов и о Казани, и о местных условиях жизни, и о бурном развитии спорта.
«РОДИТЕЛИ ПОВЕРИЛИ В НИКИТУ, В ДЕТСТВЕ ОТПУСТИВ ЕГО В ДРУГОЙ ГОРОД»
– Расскажите о Шлейхере...
– Помню его еще активным ребенком, который очень интересовался прыжками в воду, мне кажется, даже больше, чем школьными предметами. Родителям надо сказать спасибо, за то, что они рискнули отпустить 13-летнего мальчика вместе с тренером Павлом Борисовичем вначале в Пензу, а потом сюда, поверив в спортивные перспективы мальчика. Сейчас, получается, семья воссоединилась в Казани. «Благодаря» Шлейхеру и его коллеге по тренировочной группе Александру Белевцеву, у меня есть два знакомых студента на моей кафедре (смеётся). Надеюсь, что когда-нибудь Никита станет олимпийским чемпионом, хотя обыграть китайцев в Токио-2020, на Олимпиаде, которая пройдет на их континенте, будет очень сложно.
– В чем сила китайцев?
– Они очень сильны психологически. Когда соперники могут допустить срывы, у них они практически невозможны. Ранее этим славился знаменитый американский прыгун Грег Луганис, который не только сам умел хорошо настраиваться на соревнования, но и подавлял конкурентов психологически. Сейчас в нашем виде спорта Китай «впереди планеты всей». Почему? Думаю, что это связано и с государственной поддержкой, поскольку там у спортсменов очень много преференций. Ну, и количество населения и спортивных школ приводит к тем результатам, которых они достигают, согласно известному со времен СССР принципу: массовость дает мастерство.
– Но эта массовость есть и в игровых видах спорта, а в них Китай аутсайдер, начиная с футбола, заканчивая хоккеем...
– Я сама этому удивляюсь. Возможно, менталитет у них таков, что достичь успехов в командных видах спорта им тяжелее, чем в индивидуальных. Возможно, что дело в выборе родителей, которые отдают талантливых детей в индивидуальные виды спорта, понимая, что исторически там легче пробиться. Ведь поговаривают, что даже многие родители отдают предпочтение занятиям спорта своими детьми, чем школьному образованию.
«С ПРЫЖКАМИ ВОДУ НЕ СТРАШНА… БОЛЕЗНЬ АЛЬЦГЕЙМЕРА»
– Как вы пришли в прыжки в воду?
– Изначально родители хотели научить меня плавать. А в секцию прыжков в воду берут раньше, чем в плавание. Потом, на тот момент в Ставрополе наша школа гремела, Валерий Гончаров стал участником Олимпиады-1988 в Сеуле, Елена Гуслянникова выигрывала «золото» на юниорском чемпионате мира. Это были лидеры нашей школы, за которыми тянулись и остальные, в том числе и я. Правда, начало моей спортивной карьеры пришлось на развал СССР. Что это означало? Если в ранние годы мы летали на соревнования на самолете, даже такие крошки как я, попадавшие в состав команды, то в девяностые мы пересели на поезда. Это, если хватало финансирования для того, чтобы отправить группу на первенство России. Это выглядело так, что мы двое суток добирались на плацкарте из Ставрополя в Москву, где проходили старты. Все бы ничего, но в нашей спортивной дисциплине нельзя «застаиваться», то есть, мышцы всегда должны быть готовы к работе. И, помню, мы тренировались прямо в этих плацкартах, спускались со своих полок, начинали растягиваться, делать какие-то упражнения по ОФП. А ведь состав команды был человек восемь-десять, то есть, мы не весь вагон занимали, ехали с обычными пассажирами. И вот представьте картину, наши соседи идут по вагону, допустим, к титану за чаем, а тут мы, делаем растяжки…
– Будь тогда гаджеты, подобно нынешним, интернет бы кишел фото и видео, как дети «стоят на ушах» в плацкарте...
– Наверное (улыбается). Кстати, отмечу еще один интересный факт. Когда я уже закончила спортивную карьеру, то поняла, что боюсь… высоты. Как-то мне пришлось подняться на 20-й этаж здания, и я почувствовала, что меня потряхивает от страха. Может, поэтому мне больше нравилось прыгать с 3-метрового трамплина, чем с вышки, чья высота 10 метров. А уж о хай-дайвинге с прыжками с 20 метров я сразу скажу – это не моё (смеётся).
– Допустим, предложи вам создать кафедру водных видов спорта с нуля, откуда вы могли бы пригласить специалистов?
– Если не касаться популярного плавания, а говорить о прыжках в воду, то сейчас по всей России есть детско-юношеские спортивные школы только в 16 городах, где серьёзно готовят прыгунов в воду. Это немного, с учетом того, что нам приходится конкурировать с тем же Китаем. Тут вопрос и в том, что какие-то школы могут закрываться, как это произошло, допустим, с Волгоградом. Потом, надо понимать, что во многом интерес ребенка к спорту формируют родители, а они просто опаздывают привести свое чадо в секцию. Мы, как спортивная гимнастика или фигурное катание, являемся видом спорта с ранней специализацией, в семь-восемь лет ребенка приводить в секцию уже поздно. В это время наши детки уже исполняют программы на уровне третьего взрослого разряда, и имеют серьезный соревновательный опыт. И еще существует определенный риск. Я назвала наших «смежников»-гимнастов, но вы же видите, что там есть возможность страховки тренеров на определенных снарядах. А кто подстрахует прыгуна? Это и страшно, и больно, по себе помню, как я долгое время в детстве провела в синяках, поскольку не могла справиться со входом в воду. Кто захочет такого детства своему ребенку?
– А в чем могут быть чисто бытовые преимущества занятий прыжками в воду?
– Они, как и все координационные виды спорта, очень хорошо развивают моторику у детей. А это и мыслительные способности, и интеллектуальные, и память. Болезнь Альцгеймера нам не грозит в итоге (смеётся). Это же тоже преимущество, о котором можно подумать с детства.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
ЕКАТЕРИНА КОТЛО
Дата рождения: 28 мая 1979 года.
Место рождения: Рыбинск (Ярославская обл.)
Звание: кандидат биологических наук, доцент. Мастер спорта по прыжкам в воду.
Карьера:
В 2001 году окончила с красным дипломом Ставропольский государственный университет по специальности: «Физическая культура и спорт».
С 2001 года работала на кафедре теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета.
В 2005 году окончила очную аспирантуру на кафедре анатомии и физиологии человека и защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук по специальности «Физиология».
2005 - 2012 – доцент кафедры теоретических основ физической культуры Ставропольского государственного университета.
В 2010 году получила звание доцента по кафедре теоретических основ физической культуры.
С 2012 года – начальник отдела олимпиад Северо-Кавказского федерального университета.
2014 - 2015 – заместитель декана по учебной работе факультета физической культуры.
С 2015 года – начальник отдела мониторинга качества образования учебно-методического управления Северо-Кавказского федерального университета.