Лучший генеральный менеджер последних лет ушёл с поста.
Стив
Айзерман был великим хоккеистом. Он
трижды выигрывал Кубок Стэнли с
«Детройтом», играл за сборную Канады и
вошёл в историю как один из лучших
центральных нападающих. Но менеджером
Айзерман стал ещё более крутым.
Стив пришёл в «Тампу» летом 2010-го. До этого он был вице-президентом «Ред Уингз» по хоккейным операциям, а за полгода до прихода в «Лайтнинг» собрал на Олимпиаду сборную Канады, выигравшую золотые медали. То есть, Айзерман приходил уже топом, но в «Тампе» особых надежд не питали. От команды, забиравшей Кубок в 2004-м, ничего не оставалось – только сдувшийся Венсан Лекавалье да Мартен Сен-Луи. А в сезоне 2009/10 команда заняла шестое место в регулярном чемпионате. С конца.
Да, уже раскрылся Стивен Стэмкос. Виктора Хедмана задрафтовали до Айзермана. Но без гениальных сделок Стива пределом «Тампы» остался бы первый раунд плей-офф. На двух звёздах, пусть и прогрессирующих с каждым днём, невозможно построить команду, и Айзерман это понимал. Но вряд ли даже он ожидал такого профита от нескольких своих трейдов.
Бен
Бишоп начинал
локаутный сезон 2012/13 в фарм-клубе
«Оттавы», но с началом регулярного
чемпионата был поднят в главную команду.
Свою первую игру в сезоне он провёл
против «Тампы» и пропустил пять шайб.
«Это был не мой день», – вспоминал позже
вратарь. Как выяснилось, это была и не
его команда. Несмотря на то, что в матче
против его команды вратарь провалился,
Айзерман решил выменять его перед
дедлайном. В «Тампе» были Андерс
Линдбак
и Мэтью
Гарон,
и ни один из них не тянул на роль вратаря,
с которым можно становиться контендером.
В «Оттаву» в обмен на Бишопа поехал
проводивший первый сезон в НХЛ Кори
Конахер,
и реакция болельщиков была однозначной:
«Это шутка? Кори Конахер, вернись домой!»
IS THIS A JOKE YOU CANNOT BE SERIOUS RIGHT NOW ARE YOU KIDDING ME CORY CONACHER COME BACK
— Ryann Donahue (@ryanndonahue) 3 апреля 2013 г.
Конахер проводил отличный сезон, и в не самом габаритном игроке (173 см, 82 кг) видели нового Сен-Луи. Но Айзерман что-то знал: травмы и слабый характер не позволили Конахеру закрепиться в НХЛ, а Бишоп через пару лет затащил «Тампу» в финал плей-офф. Тогда же раскрылся и Тайлер Джонсон - ещё одна удачная находка Айзермана. «Где-то в юниорской лиге есть «малыш», который ставит рекорды по очкам», – отчёты о таких парнях часто приходят на почту менеджерам. Обычно к ним не относятся серьёзно (типа их тут же расколят на взрослом уровне), но Айзерман лично ездил смотреть на Джонсона, и тот своей игрой убедил Стива предложить ему контракт. Сначала в фарм-клубе.
В сезоне 2014/15 выстрелил Никита Кучеров. Он закрепился в топ-6, а в плей-офф, в котором команда дошла до финала, набрал 22 очка в 26-ти матчах. Следующий сезон он провёл ещё ярче, а летом Айзерману предстояла нелёгкая работа по продлению ограниченно свободного агента Кучерова. Как поступают в других командах – сравнивают с зарплатами других и до последнего требуют долгосрочный контракт на круглую сумму. Ничуть не меньше, чем у игрока с идентичными показателями. Айзерман продлил Кучерова на три года с зарплатой (4,766 млн в сезон) меньше, чем у Дэйва Болланда. Чёрт возьми, вы вообще знаете, кто это такой?
Когда летом 2016-го у Стэмкоса заканчивался контракт, он спокойно мог выйти на рынок свободных агентов. «Торонто» мечтал заполучить одного из лучших канадских игроков – тогда «кленовые листья» ещё были на дне. Стэммер мог спокойно получить десяток миллионов в год или даже больше. Но Айзерман уговорил нападающего подписать восьмилетний контракт с клубом, а когда стало известно о его условиях, менеджеру можно было только аплодировать: Стэмкос сделал скидку клубу на два миллиона и будет получать по 8,5 млн в год. А Хедман с его зарплатой меньше чем в восемь миллионов (7,875 млн)? Кстати, лучший защитник НХЛ будет получать эту зарплату до 2025 года, а ведь для игрока такого уровня это уже сейчас кажется смешной зарплатой. Айзерман отлично поработал на будущее клуба. Ну разве не гений?
Решение Айзермана оставить работу генерального менеджера вызвало разочарование у всех, кто связан с командой. Не только у игроков, которых он собрал вместе и не только у главного тренера Джона Купера, получившего свой шанс в НХЛ благодаря Айзерману. У всех. «Он мог долго молчать, пока остальные говорили. Но потом выдавал такую реплику, что всех просто разрывало от смеха», – лучше всех объясняет бывший одноклубник Стива Брэндан Шэнахан. Присущий Айзерману сарказм упоминают многие. Но главное качество, позволившее Стиву успешно переквалифицироваться из игрока в менеджера – любознательность и умение вникать. Он не зря провёл 23 года в «Детройте»: когда он завершил игровую карьеру в 41 год, то знал, кем будет.
Айзерман – очень упёртый. В этом плане показательна история, которую рассказал его одноклубник по юниорской команде «Питерборо» Майк Росавад. «Стив был поклонником Брюса Спрингстина, и у него были длинные волосы. Очень длинные. Нашему тренеру это не нравилось. Он попросил тех, кто носил такие причёски, подстричься. Когда Стив пришёл из парикмахерской, тренер сказал ему: «Я думал, ты пошёл стричься». На что Айзерман ответил: «Так я постригся». Волосы всё ещё лежали на его плечах».
Когда Стив только появился в «Детройте», в команде играл ветеран Колин Кэмпбелл. Его карьера была на исходе, и он делился опытом с Айзерманом, который быстро сдружился с Кэмпбеллом. Когда в сезоне 1985/86 тот стал помощником главного тренера, Стив быстро стал лидером команды – он мог подойти к тренерскому штабу с какой-то просьбой, а сами тренеры частенько обращались к коллективу через Айзермана. Такой открытый диалог Стив приветствовал и в «Тампе». «Он нанимал на работу меня и весь тренерский штаб, но никогда не лезет в нашу работу. С его стороны нет приказов, есть только вопрос: «Что мы можем сделать?», – рассказывает Купер.
Дружба между ним и Кэмпбеллом сохранилась до сих пор – их семьи иногда отдыхают вместе. А в 1997-м Колин снова помог Стиву. «Рейнджерс», в котором работал Стив, вылетели в финале конференции от «Филадельфии». В финале с ней должен был играть «Детройт», и Айзерман несколько часов в деталях расспрашивал друга, как играют «Флайерз». «Если есть что-то, что его интересует, то он становится в этом экспертом. Как-то мы с командой были на ужине и долго смотрели на винную карту, ничего не понимая. Стив вышел и купил огромную книгу про вина, а к следующему сезону уже рассказывал нам, в какие годы были хорошие вина, а в какие – не очень», – вспоминает Шэнахан.
Упорство. Дотошность. Трудолюбие. Вы точно думаете, что этот человек способен на длительный отдых? Айзерман говорит, что устал находиться вдалеке от семьи и хочет более спокойной работы. У Стива остался год контракта с «Тампой», но североамериканская пресса уже отправляет его в «Детройт»: теперь нужно поднимать со дна свой любимый клуб. Ближайший год он проработает в расслабленном режиме консультанта генерального менеджера. Сменивший его Жюльен Брисбуа хочет оставить Айзермана в своём штабе подольше, но франкофону не стоит обольщаться – рано или поздно лучшему генеральному менеджеру последних лет поступит хорошее предложение. Быть всегда рядом с семьёй хорошо, но для трудолюбивого человека всегда найдётся работа.