Бекхэм прошел пять лет аппаратной войны, чтобы создать клуб

Войны с бюрократией и местными жителями чуть не сорвали проект.

ИСПАНСКИЙ АКЦЕНТ 

Дэвид Бекхэм представил логотип и название своего нового клуба в Майами. Эмблема получилась в стереотипичных для города цветах – черном и розовом. Даже в России, далёкой от Флориды, это известно – все же играли в GTA Vice City. Называться клуб будет «Интер», причем официально он зарегистрирован не под английским названием, а под испанским – Club International de Futbol. Англичанин понимает, что в городе с преобладающим испаноговорящим населением следует зарабатывать именно на нём. Да, это немного забавно, что бывший игрок «Милана» назвал свой клуб «Интером».


В агломерации Майами проживают более 5 млн человек, это четвертый по величине рынок страны. Начиная с 2020 года, там будут базироваться франшизы из пяти ведущих лиг страны: НФЛ представлен «Майами Долфинс», в НБА во времена Леброна Джеймса доминировали «Хит», в НХЛ пытается попасть в плей-офф «Флорида Пантерз», в бейсболе живёт «Марлинз». Но ни один из этих клубов не был полностью ориентирован на латиноговорящее население. Рынок из мексиканцев, кубинцев, гаитян даже в таком мегаполисе открыт.

Создание клуба в МЛС было одной из частей контракта Бекхэма с лигой, когда он переходил в «ЛА Гэлэкси» в 2005 году. Лига не могла препятствовать футболисту, он мог выбрать любой город в США для франшизы, и не проходил никакой отбор среди остальных конкурентов. Это сейчас на оставшиеся вакантными два места в лиге претендуют 10 городов. К слову, заявить новый клуб в лигу он смог всего за 25 млн долларов – это тоже было частью сделки с МЛС. Для сравнения: сегодня с владельцев клубов требуют более 200 млн.

Пять лет Бэкхем разрабатывал проект, многие считали, что он уже отложил его в далекий ящик. Клуб в Майами интересен для лиги, прежде всего, именем человека, который поднял соккер на новый уровень популярности в стране, а не рынком штата. МЛС планирует заработать на имени Бекхэма, его клуб и личность способны принести новые спонсорские соглашения.

И все же, пять лет на разработку спортивного проекта – это огромный срок. «Цинциннати» добился права на выступление в МЛС за два года, «Нью-Йорк Сити» за три. Причем у клуба из Цинциннати нет такой личности, способной привлечь инвесторов. Бекхэм все пять лет сталкивался с большими трудностями, некоторые целенаправленно вставляли палки в его проект.

ПРОТИВ СТАДИОНА БЫЛИ МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ

Самая большая проблема, которая была у Бекса –  сам стадион. По правилам МЛС, каждая новая франшиза должна играть либо на собственном стадионе, либо на арене, принадлежащей одному из владельцев. В Майами есть грандиозный «Хард Рок Стэдиум», которым владеет миллиардер Стивен Росс, однако к «Интеру» он не имеет никакого отношения.

У муниципалитета также нет стадионов уровня МЛС, на которых мог играть клуб, пока строится его стадион. В конечном итоге, лига и Бекхэм договорились, что команда появится в турнире, когда будет построен собственный дом, а он откроется в 2020 году. То есть, между первым заявлением о намерении создать клуб и первой игрой пройдет семь лет.

Для строительства стадиона Бекхэму требовались средства и земля. Японские и мексиканские миллиардеры готовы вложиться в проект, но вот с землёй проблемы все-таки есть. Местные жители были против строительства стадиона на некоторых участках. К примеру, местная баптистская церковь не желает, чтобы арена мешала спокойной жизни рядом с их церковью. Сейчас планируется возведение стадиона в далеко не самом удобном районе города. Исходя из этого, муниципалитет решил провести референдум: нужен ли стадион в этом месте или нет?


Если жители города скажут «нет», то у франшизы главного игрока в истории МЛС будут серьезные проблемы. Придётся либо каким-то образом договариваться с Россом, либо же временно покинуть город и сыграть где-нибудь в его окрестностях.

МЕСТНЫЕ БИЗНЕСМЕНЫ НЕ ТЕРПЕЛИ КОНКУРЕНЦИИ

В планы Бекхэма вмешивались не только обычные горожане, но и местные бизнесмены. Ряд проектов по месту возведения нового стадиона был заблокирован со стороны конкурентов, не желавших, чтобы новый развлекательный проект отнимал их доходы. К тому же, накладывается еще и тот факт, что бюрократические трудности в Майами одни из самых существенных в США.

Город разделен на несколько административных единиц, и эти самые «посёлки» далеко не дружелюбны между собою. Ради строительства стадион в одной части города приходится вызывать комиссии из другой, которые всегда найдут какой-либо изъян, чтобы либо дискредитировать этот район, либо попросить немного денег себе в карман.

Так был заблокирован один из проектов – его не приняла комиссия по архитектуре, сославшись на то, что облик стадиона и его внутреннее наполнение не удовлетворяют критерию «окружающий вид». Но самые большие трудности англичанину создал Брюс Мэтисон - человек, который чуть не убил престижный теннисный турнир Miami Open. Он вылез на сцену, когда Бекхэм и инвесторы объявили о выкупе 9 акров в одном из районов города за 28 млн долларов.

Он любит подавать в суд на местных бизнесменов под видом заботы о городе. Так, ему не понравилось, что местные власти продали Бекхэму землю под стадион по заниженной стоимости, а все торги сделали закрытыми. Судебное разбирательство завершилось лишь в конце 2017 года победой клуба, но все равно он потерял из-за него два года.

У ЛИГИ БЫЛИ ВОПРОСЫ ПО СОСТАВУ ПРАВЛЕНИЯ КЛУБА

У МЛС также возникли вопросы по поводу инвестиций в клуб. После победы над Мэтисоном они заинтересовались теми бизнесменами, которые хотят помочь Бекхэму. И почему-то среди них оказалось множество жителей Калифорнии, Нью-Йорка, но не флоридцев. Лига посчитала, что низкий вступительный взнос (в шесть раз ниже обычного) привлек в клуб проходимцев, а значит, и весь проект может оказаться пустышкой.

Карта МЛС и новых потенциальных франшиз / Графика: www.si.com


К концу прошлого года проект был практически мёртв. По словам Бекхэма, они с коллегами уже намеревались отказаться от идеи, но внезапно помощь пришла от местных предпринимателей-фанатов футбола.

«Всего пару месяцев назад мы почти сдались. Даже встретились за завтраком в Нью-Йорке, чтобы попрощаться. Но вдруг посмотрели друг на друга и сказали: «Дружище, мы просто не можем сдаться. Надо найти выход. И мы нашли то, чего нам не хватало – местного партнера, который прекрасно знает Майами и понимает, что надо делать. Если бы не Бекхэм, Хорхе и Хосе Мас, ничего бы сейчас не случилось», – вспоминает о самом трудном периоде в истории проекта Марсело Клауре, один из партнёров англичанина.

Братья Мас – владельцы инженерной компании, их состояние оценивается в несколько млиллиардов долларов. Они с радостью вложились в проект Бекхэма, и как итог – за два месяца проект прошел от стадии мертворожденности до помпезного открытия. В феврале МЛС объявила о создании франшизы в Майами.

КОНКУРЕНТ ХОТЕЛ ПОЛНОСТЬЮ ИЗМЕНИТЬ МЛС, НО НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

В 2015 году в Майами появился новый футбольный клуб – «Майами ФК», который создал бизнесмен Риккардо Силва. Команда начала свое выступление в NASL - втором дивизионе страны и за короткий промежуток времени к тому моменту превратилась в одного из главных хедлайнеров футбольной Америки.

Они пригласили на должность главного тренера Паоло Мальдини, а директором клуба стал один из бывших руководителей «Милана». Он никогда не стремился напрямую заявить свою франшизу в МЛС, а, в первую очередь, хотел сломать нынешнюю систему, в которой отсутствует понижение и повышение в классе.

Сначала он предложил МЛС 10-летний ТВ-контракт на 4 млрд долларов, одним из условий которого была отмена закрытого статуса лиги. МЛС отказалась, хотя эту идею «на ура» приняли болельщики клубов. После этой неудачи «Майами» и еще один клуб из низших лиг «Кингстон Стокейд» обратились в спортивный арбитражный суд (CAS). По их словам, принцип закрытых лиг противоречит правилам ФИФА. Но и тут их ждал провал.

В результате NASL прекратила свое существование, а «Майами» временно распустился. Новую франшизу Бекхэма тут же возненавидели фанаты остальных клубов США, поскольку они считали, что именно из-за давления со стороны англичанина лига отказалась от собственного процветания. Репутация франшизы была подпорчена, хотя до сих пор неизвестно, действительно ли Бекхэм повлиял на неудачу этого проекта.

Сейчас в МЛС - 23 франшизы, а через два года их станет 26. Лига переполнена, клубы не генерируют достаточно прибыли, организация все более и более напоминает мыльный пузырь. А ведь все могло пойти иначе, если бы МЛС решилась заключить соглашение с Силвой. И если МЛС лопнет, то все футбольные фанаты будут вспоминать об этой истории.

В ИСТОРИИ МАЙАМИ НЕТ УСПЕШНОГО СОККЕРА

Первая соккерная франшиза в Майами появилась еще в 1998 году – лигой был создан клуб «Майами Фьюжн», который должен был стать центром МЛС на всем южном побережье. Но команда прожила всего лишь четыре года, ее посещаемость редко когда переваливала за 10 тыс, и вот уже как 18 лет соккер не представлен в самом населенном иммигрантами регионе страны.

Причина провала первого проекта бюрократическая: «Майами Фьюжн» из-за вышеописанных трудностей с муниципалитетами пришлось играть не в самом Майами, а в городе Форт-Лодердейл. Между городами около 50 км, а для американского населения это существенная разница. Естественно, что зрителей не было, да и местное испаноязычное население предпочитало матчи чемпионата Мексики.

Проблемы клуба были не в расстоянии, а в менталитете: к примеру, жители Нью-Йорка принялись массово посещать соккер только после создания франшизы «Нью-Йорк Сити», хотя на тот момент уже более десяти лет выступал клуб «Нью-Йорк Буллз». Причина крылась в особенностях локальных ассоциаций: горожанами «быки» воспринимались исключительно в качестве инородного и провинциального субъекта, так как клуб базируется в пригороде. Следовательно, к франшизе относились крайне снисходительно, и только создание клуба непосредственно в самом «Большом яблоке» позволило МЛС завоевать этот рынок.

Майами – проклятый город для соккера. Тут постоянно создавались команды, но все они вымирали. Остается надеяться, что за семь лет, которые существует проект «Интер Майами», Бекхэм полностью изучил все особенности города, а его имя не позволит новой команде сгореть. 

Виктор Майоров