Баскетболист появился благодаря госпрограмме.
В этом месяце весь Китай поздравлял Яо Мина – сначала с победой мужской сборной на Азиатских играх, за которой он следил как президент федерации, затем с 38-летием. Успело вырасти поколение, для которого бывший баскетболист «Хьюстона» и герой легендарного мема – лицо нового Китая, открытого и современного. Легко забыть, что даже самим фактом своего существования Яо обязан старому коммунистическому миру, где у партии был безграничный контроль над всем.
Яо был создан – с помощью генетики и аппаратной силы.
Это не конспирология, а объективные данные, которые подтверждены несколькими источниками. Поставив задачу стать спортивной супердержавой, китайцы с помощью специальных тестов исследовали детей на предмет их предрасположенности к спорту. Если у ребёнка предсказывался могучий торс, его отдавали в тяжёлую атлетику. Узкие бёдра – прыжки в воду. Высокий рост – само собой, баскетбол.
В интервью Financial Times Яо подтвердил факт этих тестов: «Когда мне было 12 или 13, у меня брали замеры рук». Если быть точнее, у Мина замеряли запястья – так китайские учёные вычисляли, в каком возрасте кости окрепнут и перестанут расти. По словам Яо, этот метод применяют до сих пор – например, в его бывшей команде «Шанхай Шаркс».
Только в случае Мина в дополнительных замерах не было необходимости. Ещё до рождения все понимали, что ребёнок может стать самыми высоким человеком в Китае. Мама Яо Фэн Фэнгди – капитан сборной Китая. Она была ярым сторонником маоизма и вступила в ряды красногвардейцев во времена культурной революции. С ростом 190 см она, вполне допустимо, может считаться самой высокой женщиной в Китае.
Отец Яо Чжиюань с ростом 205 см – баскетболист во втором поколении. Его папа, дедушка Мина один из самых высоких людей в Шанхае. Он тоже играл, но начал слишком поздно, чтобы достичь особых успехов. Нетрудно было догадаться, что союз Чжиюня с Фэнгди мог подарить миру совершенного с точки зрения физиологии баскетболиста. Один из тренеров часто говорил маме Яо: «Вы такие высокие. Вам обязательно нужно познакомиться! Только представьте, какими высокими будут ваши дети!»
Всё это было шуткой, пока в дело не вмешались чиновники. Как писал Брук Лармер в книге Operation: Yao Ming, правительство Шанхая обратилось к Чжиюню и Фэнгди, чтобы они вступили в брак и помогли программе по взвращиванию суперзвёзд спорта. Предварительно чиновники изучили несколько поколений обеих семей, чтобы удостовериться, действительно ли у них есть ген роста.
В результате появился Яо, малыш-бегемот. Уровень его интереса к баскетболу был минимальный, но в девять лет его всё равно отдали в государственную спортивную академию. Другого выбора у него уже не было. «Я благодарен, что родители дали мне свободу в детстве – меня не заставляли ни учиться, ни играть в баскетбол, только говорили, чтобы я был терпелив», – говорил Мин. Именно терпение – главный жизненный принцип баскетболиста. «Если ты не можешь что-либо изменить, это нужно принять и выжать из ситуации лучшее».
Также есть подозрения, что Мина могли подкармливать специальными веществами, чтобы стимулировать его рост. Подтверждений этому нет и вряд ли будет. «У меня нет доказательств, но, по моим сведениям, в 90-х китайцы использовали особые вещества, чтобы увеличить выносливость и силу игроков», – говорит автор книги Лармер. Один скаут НБА рассказал ему, что как-то увидел на севере Китая сразу 20 игроков больше 210 см.
Между тем, механизмы, которые подарили миру Яо, всё ещё актуальны в Китае. Как сообщает South China Morning Post, перед пекинской Олимпиадой-2022 в стране проведут масштабные тесты, которые выявят генетическую предрасположенность детей к их видам спорта. В марте немецкий ARD выпустил расследование про допинг в Китае, где описывалось несколько случаев введения сильных гормональных препаратов детям.