Чемпионат мира по уровню не стоит даже рядом.
ЧЕМПИОНАТ МИРА УЖЕ НЕ ТОТ?
Чемпионат мира оставил после себя ощущение, что ничего круче и ярче мы ранее не видели. А тут он ещё и домашний был – двойной кайф. Хотя на каждом последующем турнире забивается всё больше голов и после каждого следуют возгласы о лучшем ЧМ в истории. Но если чуть поубавить эмоции, то ЧМ – это выдающееся, уникальное и самое значимое событие в мире футбола. Так сложилось исторически. Здесь большую роль играет относительная редкость проведения, из-за которой повышается уровень ожиданий и общий вау-эффект. ЧМ – это помпа. Но значит ли это, что нет ничего лучше мундиаля? Особенно если подойти к вопросу чуть более взвешенно и рационально. Чемпионат мира уже давно перестал истинно удивлять и быть лучшим конкретно с футбольной точки зрения. Он перестал влиять на игру. А это самое главное. Клубный футбол гораздо влиятельнее и круче.
«Выскажу мнение, которое слышал и от многих друзей и коллег: сейчас клубный футбол сильнее, чем футбол сборных. И последний чемпионат мира показал, что появилось больше команд, которые закрываются, – сказал тренер «Рубина» Виталий Кафанов в недавнем интервью «БИЗНЕС Online». – Научились играть от обороны и закрываться. Это первый чемпионат мира, где все надёжнее стали играть в защите. Не знаю, с чем это связано. Бывают чемпионаты, где случается много яркого и нового, но прошедший таким не назовешь. Не проходной, но так получилось, что восторжествовала тактика игры в обороне. Очень сложно вскрывать её и поэтому много голов со стандартов, контратак. Стало больше борьбы и единоборств. Кто больше их выиграет, тот чаще всего побеждает. Россия так и играла, ведь в этом её сильные качества, у нас нет звёзд. В других командах они есть, но они не смогли себя проявить. Сложнее стало играть».
Очевидно, Кафанов имеет ввиду, что стало сложнее из-за увеличившийся вязкости игры. У топовых команд не получается показать свой наилучший футбол. Никто по-настоящему не удивил. Недостаточно мнения Кафанова? Вот, например, что говорил Джейми Каррагер – легенда «Ливерпуля» и английского футбола ещё в 2010 году: «Мы часто слышим, что чемпионат мира – это шаг наверх. Но я считаю, что высшая ступенька это Лига чемпионов, хотя бы потому, что там команды могут покупать любого игрока. Давление на игроков в составе сборных намного выше. Хотя большинство из них играет лучше в составе клубов, где они уже ко всему адаптировались. Матчи решающих этапов Лиги чемпионов по своей зрелищности превосходят игры чемпионата мира».
А вот уже цитата Леонида Слуцкого, тоже из 2010 года: «Чемпионат мира, на мой взгляд, перестал быть смотром лучших команд планеты, на котором можно было бы увидеть тактические новинки. Этот турнир уже не указывает направление развития футбола, как это было раньше. Лига чемпионов – другое дело. Именно ведущие клубы мира демонстрируют нам, в каком направлении развивается футбол».
Всё очень просто. Футбол сборных гораздо более примитивный, нежели клубный. На прошедшем ЧМ сборная Франции Дидье Дешама, имея самый дорогой состав турнира, показывала очень прагматичный и скупой на моменты футбол. Но именно он и оказался едва ли не единственно верным, исходя из ситуации. Франция оказалась сильнее Бельгии, показывающей лучшую и наиболее тактически насыщенную игру на турнире. У тренеров сборных куда меньше времени на внедрение своих идей, если таковые вообще имеются. Следовательно, и перекос идёт в сторону примитива. Лом оказывается сильнее и надёжнее винтовки, которую ты просто не успеешь собрать до того, как тебя огреют.
Конечно, можно возразить, что это не ограниченность, а просто особенность турнира и в целом футбола сборных. Специфика. У тренера есть строго отведённое количество времени, строго отведённое – довольно малое – количество матчей. Ограниченный пул игроков, из которых тебе нужно собрать команду и не факт, что все подойдут для конкретной модели, а значит её придётся перекраивать. Подстраиваться. Тренерам сборных приходится быть приспособленцами. Тогда как для большинства топ-тренеров сейчас важна принципиальность и модель в первую очередь. Но об этом позже. Так вот, краткость дистанции – это просто немного другой вызов. Более сложный и простой ли – неважно. Из-за подобного вызова и важность достижения победы или просто удачного выступления на турнире, который ещё и раз в четыре года проводится, тоже возрастает. Будто бы выше уровень ответственности. Но подобное не отменяет одного важнейшего факта – лучшие тренеры не работают со сборными.
ТОП-ТРЕНЕР НЕ ПОЕДЕТ В СБОРНУЮ
Посмотрите, что сделал Хулен Лопетеги. Как только ему предложили работу в «Реале», тут же метнулся из сборной Испании. И это за пару дней до старта мундиаля! Конечно, Хулен тот ещё хитрец. Захотел и хамон съесть, и на ЧМ поработать, за что и был наказан федерацией футбола Испании. Но факт в том, что он выбрал «Реал» даже не особо задумываясь и позже говорил в интервью, что ни о чём не жалеет и сделал бы ровно то же самое, будь у него второй шанс. Или вот сборная Италии. Да какому топ-клубу вообще сейчас нужен Роберто Манчини, с крахом провалившийся даже в «Зените»? А ведь могли бы потерпеть и подписать вновь Антонио Конте, но и для того, видимо, сейчас важнее футбол клубный, из-за чего он даже готов потерпеть открытия свободной вакансии где-нибудь в Милане. А ведь Антонио был едва ли не последним оплотом, вносившим глубинную тренерскую мысль в футбол сборных и для «Скуадра Адзурры» в частности. Нельзя было не восхищаться тактической обученности его Италии на Евро-2016.
Тренировать сборные – это уже давно удел либо тренеров-пенсионеров, либо специалистов списанных, либо тех, кого всё устраивает, и они не хотели бы выходить из зоны комфорта. Последний случай – Йоахим Лёв. Великий специалист. Незыблемая величина для немецкого футбола. Но навязчивый вопрос так и не покидает – а получилось бы у него в клубе? И вот пока два самых крутых немецких тренера современности – Юрген Клопп и Томас Тухель – уже совсем скоро будут устраивать межгалактические войны на поле, Лёв будет восприниматься несколько обособленно. Но обособленно не значит наравне. Или возьмём Станислава Черчесова. При всём к нему уважении, но разве нужен он сейчас или в обозримой перспективе хоть одному российскому топ-клубу? Вряд ли. Тренер сборной – очень специфическая работа, которая не даёт возможности считаться ровней основному пулу топ-тренеров. Из-за чего и не даёт возможности менять футбол.
Футбол сборных уже давно использует клубные наработки. Это логично и естественно. Но вряд ли он их совершенствует. Сборная Испании 2008 - 2012 годов стала великой именно благодаря тике-таке – уникальной идее. Кто её культивировал? Пеп Гвардиола в «Барселоне», которая стала практически базовым клубом для сборной и в которой всё это наигрывалось месяцами. За счёт чего у Висенте дель Боске и не было проблем с тем, чтобы придумывать нечто идейно новое. Адаптировал, подстроил? Да. Великий. Но не новатор. Или вот Германия на ЧМ-2014. Чьи наработки отчасти использовал Лёв? Кто ему показал, что Филипп Лам может гениально играть как на позиции латераля, так и в центре поля? Ой, опять Гвардиола. Но пойдёт ли сам Пеп работать в сборную? А зачем? Для него это будет означать остановку в развитии.
В КЛУБАХ БОЛЬШЕ ТАЛАНТА
Раньше ЧМ был своего рода выставкой, смотром. И даже катенначо в исполнении сборной Италии в 1982-м, но применявшийся ещё задолго до неё, был способен удивлять. Или 4-2-4 от сборной Бразилии. Но то было обусловлено технологическим развитием. Не было возможностей смотреть матчи регулярно, а мундиаль и Евро показывают везде и всюду. Сейчас есть возможность смотреть качественный футбол каждую неделю. И теперь уже он стал базисом, а не надстройкой. Помимо этого, сборные уже давно не воспринимаются, как единственное сосредоточение лучших футболистов в одной команде. Раньше от той же бразильской связки Ромарио - Роналдо - Ривалдо захватывало дух. А потом ещё и волшебный Роналдиньо с Кака подъехали. А там ещё где-то Жуниньо маячил. И это только вершина. Только ЧМ раньше давал единовременно насладиться игрой бразильцев, потому что в клубном футболе просто не было подобных связок. И равных тому ощущений не было. Всё изменилось. Сейчас и Бразилия не та. Один Неймар лишь сейчас по атакующему потенциалу сопоставим с бразильскими звёздами нулевых. Да и выдающихся связок в клубах , о которых и не могут мечтать в сборных, стало больше.
Помимо того, что все главные тренерские идеи сконцентрированы именно в клубном футболе, с середины нулевых у него ещё и появились огромные ресурсы, чтобы их реализовывать. Появились новые топ-клубы – «Челси», «Манчестер Сити», «ПСЖ», которые дерзко заходили на рынок, пачками забирая топовых игроков. В результате прежним топам тоже пришлось поднимать планку, чтобы становиться ещё лучше. И вот уже средний уровень таланта в клубном футболе заметно вырос. Каждый клуб должен стремиться к набору практически двух полноценных составов, чтобы выдерживать сложнейшую конкуренцию на нескольких фронтах.
С одной стороны, мы натыкаемся на противоречие, так как уровень середняков стал ниже. Раньше условный Алан Ширер мог играть в «Ньюкасле» всю карьеру. Можно ли сейчас представить фигуру уровня Ширера, играющую в середняке? Вряд ли. Дело в том, что в погоне за бесконечным укреплением состава топ-клубы стали всё реже совершать сделки между собой. Не выгодно. Выгоднее забирать за большие деньги хороших игроков у середняков, которые просто не могут отказаться от продажи, чтобы выжить. Это несколько убивает футбол, средний уровень конкуренции и раздувает рынок, из-за которого даже не выдающийся футболист может стоить десятки миллионов. Конечно, это несколько убивает интерес к национальным чемпионатам. Но зато топ-клубы становятся только сильнее с каждым сезоном, а качество игры только улучшается. По-другому у тебя не выйдет поднимать планку выше раз за разом. Добавляем к этому уровень сыгранности и получаем, что даже четвертьфиналист Лиги чемпионов в больше половины случаев из 10 должен обыгрывать даже чемпиона мира.
ФИНАНСОВЫЙ ВОПРОС
Именно поэтому Лига чемпионов с каждым годом становится всё круче. Там уже действительно бьются лучшие из лучших. И нет равного ей турнира, который бы так же развивал футбол с игровой точки зрения. Да, в Лиге чемпионов тоже есть проходные команды, которые залетают на турнир только лишь чтобы по полной отхватить на групповом этапе и со спокойной совестью уехать зимовать. Но и здесь мы натыкаемся на преимущества Лиги чемпионов с точки зрения развития футбола. Финансовый вопрос.
За счёт своего масштаба ЧМ генерирует куда больше денег. Но проблема в том, что ФИФА забирает большую часть прибыли себе. На ЧМ-2018 в России ФИФА заработала около 6 млрд долларов. Из них всего 400 млн выделено на призовые и бонусы командам. 9,5 млн гарантированно получила каждая сборная. Победители-французы заработали 38 млн. Участие или даже удачное выступление на ЧМ не сильно влияет на футбол с финансовой точки зрения. Статус? Да. Но не более.
За четыре года УЕФА получает от Лиги чемпионов больше, чем ФИФА от ЧМ. Даже за один сезон она выплачивает командам больше премиальных. Общий размер выплат всем клубам, участвующим в еврокубках, в нынешнем сезоне составит 2,55 млрд евро. Из них 2,04 млрд получат участники Лиги чемпионов и матча за Суперкубок УЕФА, а 510 млн евро пойдут клубам Лиги Европы. Ощутимая разница. Только за участие в Лиге чемпионов УЕФА выплатит клубам по 15,25 млн гарантированных выплат. 9,5 млн за выход из группы. А есть ещё фиксированные выплаты за победы в каждом из матчей группы. Условно, если «Реал» повторит свой путь и в этом сезоне, то получит 79 млн. Разница больше, чем в два раза, учитывая ещё и курс евро к доллару.
Но ключевое здесь не то, сколько зарабатывают топы, а сколько зарабатывают аутсайдеры или просто клубы, не особо претендующие на победу. Столь большие выплаты позволяют им не только выживать, но и развиваться. К тому же, надбавки за победы усиливают уровень конкуренции в отдельно взятых матчах. Для наглядности возьмём в пример ЦСКА. Да, они уже давно не выходили из группы и это печально, но дело в другом. Только за евроосень армейцы заработают 30,7 млн евро, учитывая исторические призовые – нововведение от УЕФА. Только своим удачным выступлением или просто регулярным попаданием в еврокубки, брендом и историей ЦСКА заработает 14,4 млн. Вот он – реальный стимул к развитию для каждого клуба. Хорошо выступаешь – получаешь ещё больше денег, чтобы выступать ещё лучше. Уровень конкуренции растёт. На ЧМ он уже давно стабильно примерно на одном и том же уровне.
Это объективный уровень вклада Лиги чемпионов в развитие футбола. ЧМ – это больше к поп-культуре. Добавляем к этому качество игры, и всё становится совсем ясно.