ВАДА восстановило РУСАДА. Но это ещё не конец допинговой войны

Рубикон пройдён.

По информации ТАСС, исполнительный комитет Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) проголосовал за восстановление статуса российского антидопингового агентства (РУСАДА) в организации.

Фото: Mark Runnacles, gettyimages.com


ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Теперь РУСАДА, как и три года назад, полноправный член антидопингового сообщества. В теории это позволит России выступать на международных соревнованиях, как и претендовать на их проведение на общих основаниях. Но есть оговорки.

Восстановление РУСАДА не означает автоматического пересмотра решений по дисквалификации спортсменов, запретам на демонстрацию флага. Федерациям лишь предписывается смягчить санкции против нашей страны, но каждый случай будет рассматриваться отдельно. Простым языком – уже завтра Мария Ласицкене не будет побеждать под российский гимн, а паралимпийцы до сих пор отстранены от соревнований. Сегодняшнее решение – только первый шаг в решении многих вопросов.

Но при этом крайне важно, что ВАДА, несмотря на многочисленные протесты по всему миру и отказ России признавать госсистему допинга (вопрос долгое время был самым острым), приняла положительное решение. Это демонстрирует готовность сторон к нормальному диалогу.

Восстановление РУСАДА приняли практически единогласно – из 12 присутствовавших на заседании лишь двое высказались против. 

Со стороны России теперь требуется в срок до 30 июня 2019 года разрешить доступ независимой комиссии в московскую аналитическую лабораторию и её допинговым данным и образцам. 

«Это решение включает чёткую временную шкалу, установленную ВАДА, и к этому времени должен быть предоставлен полный доступ к московской лаборатории, данным и образцам, а также подтверждение соответствия РУСАДА установленным нормам, иначе решение будет отменено», – указано в официальном пресс-релизе организации.

ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО НЕ УДАВАЛОСЬ ДОГОВОРИТЬСЯ?

Допинг в России был примерно всегда, с развитием фармацевтики как науки просто увеличилось количество нарушений, как и во всем мире. В 2014 году мир потрясли ряд сенсационных расследований от немецкого журналиста Хайо Зеппельта. Руководствуясь сведениями, полученными от легкоатлетки Юлии Степановой и ее мужа, журналист ARD выпустил свой первый фильм – «Топ-секреты допинга: как Россия производит своих победителей» (Geheimsache Doping – Wie Russland seine Sieger macht).

Степанова рассказала о подмене допинговых проб в российской лёгкой атлетике, а ее подруга по команде Лилия Шобухова призналась в даче взятки функционерам ВФЛА для участия в Олимпийских играх, несмотря на нарушения в биологическом паспорте.

Спустя несколько месяцев собирается независимая комиссия под руководством ВАДА, возглавляемая Ричардом Маклареном. При помощи сотрудников Интерпола и британской разведки, комиссия установила, что в России существует целая государственная система подмен допинговых проб спортсменов, а масштаб махинаций – десятки тысяч фамилий. В списках подозреваемых сотни как известных фамилий, так и спортсменов второго эшелона. 

Доклад был опубликован 9 ноября 2015 года. Затем пошла «черная неделя» российского спорта – одна за другой организации отказывались сотрудничать с Россией. 18 ноября 2015 года отстранили РУСАДА.

Следовавшие затем комиссии Дениса Освальда и доклады Макларена, а также выступление в фильме «Икар» Зеппельта бывшего главы московской антидопинговой лаборатории (которая напрямую подчиняется РУСАДА) Григория Родченкова только подтвердили предыдущие заявления. Итогом стала дисквалификация сотен спортсменов, недопуск до всех международных соревнований легкоатлетов, тяжелоатлетов. Российские звезды легкой атлетики пропустили Олимпиаду в Рио, паралимпийцы пропустили Паралимпиаду в полном составе. На Олимпиаду в Пхёнчхан команду допустили, но в усеченном составе и без флага.

Все три года ключевым вопросом было отстранение РУСАДА. Страна не может гарантировать чистоту спорта, когда у нее отсутствуют рычаги контроля, а российское антидопинговое агентство было скомпрометировано.

В свою очередь для восстановления РУСАДА необходимо было признать в полной мере доклад Макларена о государственной допинговой системе. По мнению российских чиновников, это невозможно, так как позорит честь страны.

ПОЧЕМУ УДАЛОСЬ ДОГОВОРИТЬСЯ СЕЙЧАС?

ВАДА внезапно пошло на большие уступки, хотя к этому не было ровно никаких предпосылок. Ещё неделю назад BBC предсказывал продление санкций. Все изменило письмо министра спорта РФ Павла Колобкова президенту ВАДА Крейгу Риди. После этого письма ВАДА прислало России новые, сокращенные условия по восстановлению РУСАДА в правах. Затем стало известно об итогах работы отчетной комиссии ВАДА, что рапортовала о «положительной динамике» в антидопинговой работе в России. 14 сентября стало известно о соглашении сторон.

Важно отметить, что решению предшествовала жесткая критика со стороны Запада. После положительного решения она только увеличилась и стала жестче. «Решение ВАДА классифицировать российское антидопинговое агентство как соответствующее нормам неприемлемо для нас», – считает Андреа Гоцманн, генеральный директор антидопингового агентства Германии.

ВАДА в ответ на критику говорит о дипломатии в переговорах. «Главные требования ещё не были удовлетворены или до сих пор отклоняются Россией, и все же запрет должен быть отменен. Лидерство требует гибкости, чтобы довести дело до конца», – утверждает Риди.

Решение и особенно его обоснование вызвало ожесточенную критику и от спортсменов, и спортивных ассоциаций, многих национальных антидопинговых агентств во всем мире. 

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Повторимся, восстановление РУСАДА – только первый шаг в борьбе за российский спорт, хотя и крайне важный. К примеру, Татарстан, одной из основ развития которого были международные спортивные мероприятия, из-за санкций ВАДА уже лишилось чемпионатов по легкой атлетике, баскетболу, юношеской Олимпиады. Мечты о взрослой Олимпиаде при отстранении РУСАДА также были не более чем фантастикой.

Теперь же переговоры будет вести гораздо легче. Как и по восстановлению ПКР (Паралимпийского комитета России), ВФЛА (Всероссийской федерации легкой атлетики). Другое дело, что столь негативная реакция мировой спортивной общественности показывает, что процесс этот будет крайне долгим и сложным.
Но самое сложное – уже позади. Рубикон пройден, главное не обмануть мир и доказать, что допинг в России действительно побежден. Не на словах и политическими заявлениями, а делом.

Рустам Имамов