За клубы из Люксембурга больше не играют почтальоны и сантехники

«Дюделанж» чуть не отнял очки у «Милана».

ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ ФУТБОЛ ПЕРЕСТАЁТ БЫТЬ ЛЮБИТЕЛЬСКИМ

В четверг произошло историческое для Люксембурга событие – «Милан» приехал в эту страну на матч группового этапа Лиги Европы. Никогда ранее команда из страны-карлика не выходила в основной этап еврокубков. Победу со счетом 1:0 итальянскому клубу принёс Гонсало Игуаин. Но «Дюделанж» бился самоотверженно и наверняка влюбил в себя нейтральных зрителей. Сборная Люксембурга в последние годы тоже показывает неплохой футбол. Команда пару лет назад умудрилась отобрать очки у Франции, регулярно обыгрывает крепких соперников, да и в целом считается одним из фаворитов в своём дивизионе Лиги наций. А победа в нём отправляет команду на Евро-2020.

Прогресс замечен не только в спортивных результатах, но и в экономических показателях. Еще два десятилетия назад чемпионат Люксембурга был полностью любительским, но сейчас около 80 человек полностью зарабатывают на футболе, не совмещая эту профессию с какой-либо другой. Из 80-ти этих персон почти половина – сотрудники клубов. Если раньше в Люксембурге футбол считался для игроков подработкой, то сейчас с помощью него живут даже администраторы с тренерским штабом.

Как отмечают сами люксембуржцы, для построения успешной футбольной системы они копируют немецкую модель. Согласно ей, футбол – это не только игра, но и дополнительные рабочие места. Следовательно, чем выше бюджет клуба, тем больше рабочих он сможет нанять.

Самый большой бюджет у «Дюделанжа» – почти 3 млн евро, он сравним с бюджетом команды нижней половины ФНЛ. Самый маленький у клуба «Эш» – всего 250 тыс, некоторые футболисты в Англии в неделю больше получают. Поэтому официально в «Дюделанже» сразу 13 игроков и шесть сотрудников настоящие профессионалы, они зарабатывают исключительно футболом, в то время как «Эш» живёт по полупрофессиональной системе.

Лучшие игроки чемпионата, согласно данным немецких СМИ, зарабатывают около 7 тыс евро в месяц, средняя же зарплата около 2 тыс евро. Для сравнения: самая большая зарплата у футболиста сборной – 314 тыс евро в год. Столько получает Максим Шано, играющий за «Нью-Йорк Сити» в MLS. Среди всех футболистов, имеющих люксембургское гражданство, больше всех зарабатывает Миралем Пьянич – 5,5 млн евро в год. Для многих это будет открытием, но партнёр Криштиану Роналду по «Ювентусу» долго выбирал, за какую сборную играть – за Боснию и Герцеговину или Люксембург. Он даже провел три матча за люксембургскую молодежку.

КАК ЗАРАБАТЫВАЮТ КЛУБЫ?

Экономический подъем в люксембургском футболе начался в конце 90-х годов, когда местные бизнесмены начали активно вкладываться в спорт. Первым «клубом-олигархом» стал «Дюделанж», когда в него пришёл уроженец из одноименной деревни Флавио Бекка. После этого началась гегемония клуба на местной арене.

Остальные клубы в середине нулевых тоже стали лакомым куском для миллионеров. Хотя в то время многие подозревали, что они пытаются выкупить клубы для отмывания средств и обхода некоторых налоговых обязательств. Однако расследования ни к чему не привели – на бумагах всё чисто.

Сразу же стоит оговориться – все люксембургские клубы глубоко убыточны. На данный момент происходит формирование местного рынка, результатом которого стал выход «Дюделанжа» в групповую стадию Лиги Европы. Бизнесмены спонсируют команды для развития своего основного бизнеса. Например, титульный спонсор «Дюделанжа» – французская сеть «Ашан». Владелец клуба помог сети зайти на территорию Люксембурга. В обмен французы получили возможность для небольшой рекламы своих магазинов как внутри страны, так и в Европе. Многие маленькие люксембургские фирмы договариваются с владельцами клубов о рекламе, так как футбол позволяет им выйти на соседние территории Германии и Бельгии.

Проблема люксембургского футбола одна – он из Люксембурга. В стране проживают 600 тыс человек, а территория сравнима с размерами Москвы. Клубы получают сущие евроценты от телевидения и проведения матча. Средняя посещаемость сравнима с аудиторией российской ПФЛ, соответственно, нет прибыли и от мерчендайзинга и кейтеринга.

Выход только один – спонсорство, продажа игроков и выплаты от УЕФА за участие в еврокубках. Так как количество клубов, выступающих в международных турнирах, ограничено, они вкладываются в свои молодежные академии. Они не только стараются отдать своих лучших футболистов в низшие лиги Франции и Германии, но и охотно расстаются со своими молодыми дарованиями.

К примеру, «Дюделанж» подготовил и воспитал Винсана Тилля - младшего брата футболиста «Уфы» Оливье Тилля. Ему 18 лет и в прошлом году ФИФА включила его в список 60-ти самых перспективных игроков мира. «Дюделанж» продал его во французский «Метц» в надежде, что в будущем он станет добротным футболистом и перейдёт в сильный клуб. По правилам ФИФА, определенный процент от трансферов уходит в предыдущие команды игрока и клуб, воспитавший футболиста. Иногда эти отчисления доходят до 10 - 15%. Если Тилль полностью реализует свой потенциал, то выплаты от трансферов позволят клубу закрыть половину годового бюджета.

Все люксембургские клубы работают по такому принципу – они собирают молодых футболистов, готовят их, а потом стараются устроить в клубы из соседних стран. Поэтому на академию команды не скупятся и используют свою «полупрофессиональную» систему максимально – множество футболистов параллельно работают тренерами, скаутами или агентами.

Также неплохой доход приносят участия в еврокубках – да, они вылетают на ранних стадиях отбора, но всё равно зарабатывают несколько сотен тыс евро. Клуб, доходящий до последнего раунда квалификации, получает от УЕФА 840 тыс евро, а выход в группу оценивается в 2,7 млн евро. И это без исторических выплат и дохода от ТВ. Так что «Дюделанж» окупил уже почти полуторагодовой бюджет.

Сколько заработают российские клубы в еврокубках

«ДЮДЕЛАНЖ» СДЕЛАЛ СТАВКУ НА ЕВРОКУБОК

Чтобы добиться успеха в Европе, «Дюделанж» на какое-то время просто игнорировал матчи национального чемпионата. Как только тренерский штаб понял, что команда может попасть в основной раунд Лиги Европы, на матчи чемпионата Люксембурга начали отправлять дубль и юниоров. Состав у «Дюделанжа» монструозный по меркам Люксембурга. За команду играют Марк-Андре Крушка, проведший за «Боруссию» более ста матчей и признанный в 2005 году лучшим юниором Германии, бывший защитник «ПСЖ», «Лиона» и «Лацио» Милан Бишевац и ряд других футболистов, игравших в бундеслиге и чемпионате Франции. Поэтому руководство решило, что лучше этим игрокам дать возможность полностью проявить себя в квалификации Лиги Европы.

Риск оправдал себя – «Дюделанж» прошёл всех в квалификации польскую «Легию» и румынский «Клуж», а теперь на групповом этапе сыграет с «Миланом», «Олимпиакосом» и «Бетисом». У «Дюделанжа» есть еще пять шансов пополнить клубный бюджет за счет ничьих или побед. Тем временем, в чемпионате Люксембурга к началу сентября команда шла на последнем месте, сейчас ситуация несколько изменилась. Команда все также идёт в зоне вылета, но до первого места и путёвки в Лигу чемпионов всего 7 очков.

Лига Европы. Группа F. 1-й тур
Дюделанж (Люксембург) – Милан (Италия) – 0:1 (0:0)
20 сентября. Стадион «Жози Бартель»
0:1 – Игуаин, 59
Дюделанж: Фризинг, Мальже (Йорданов, 84), Премпе, Эль-Хрити (Мелисс, 80), Шнель, Штольц, Штелвиу (Штумпф, 75), Кутюрье, Круcка, Синани, Тюрпель.
Милан: Рейна, Кальдара, Абате, Романьоли, Лаксальт, Маури (Чалханоглу, 80), Бертолаччи (Кессиэ, 70), Кастильехо, Бакайоко, Борини (Халилович, 88), Игуаин.
Предупреждения: Абате (11), Романьоли (39), Премпе (56), Мальже (58).

Виктор Майоров