Забудьте про баскетбол. Леброн – это медиамагнат и гражданский активист

Он старательно выстраивает новый имидж.

Фото: Noam Galai, gettyimages.com


На этой неделе The Hollywood Reporter показал обложку нового номера – на ней Леброн Джеймс демонстрирует свою команду. В ней нет разыгрывающих, форвардов и центровых – вместо них продюсеры, маркетологи и юристы. Начав работу над второй частью легендарного мультфильма «Космический джем», Джеймс решил заявить о своих амбициях в кинобизнесе и выбрал для этого профильное издание. В огромной кавер-стори THR нет ничего про Леброна-баскетболиста. Здесь рассказали исключительно про то, как баскетболист попал в Голливуд, обосновался в нём и над какими проектами будет работать дальше.

Главное из материала:

– У Леброна есть тайный покровитель, который руководил всей его деятельностью за пределами площадки.

– Судя по частоте упоминания Warner Brothers, Джеймс очень сильно подружился с киностудией.

– Леброн уже обзавёлся такими связями в Голливуде, что без проблем ведёт работу над несколькими проектами сразу. Их больше 15-ти.

– Джеймс совсем поехал на гражданской и политической теме и, кажется, совсем не хочет, чтобы его рассматривали в баскетбольной плоскости.

– И он говорит, что перешёл в «Лейкерс» не из-за близости с Голливудом (никто этому, конечно, не верит).

– Брон сделал предложение Джордану о съёмках в «Космическом джеме 2», но не уверен, что тот согласится.

Наконец, полный перевод: 

Сегодня суббота, начало сентября, и Джеймс – новый игрок «Лос-Анджелес Лейкерс», ярый противник Трампа и человек, которому Nike заплатит миллиард долларов – катается на гольф-карте по ангару Warner Bros в Бербанке. Вокруг раздаются крики «ЛееееБраааан» и «Добро пожаловать в Эл Эй!»

Появлением звезды здесь никого не удивишь. Но Джеймс ростом 203 см и весом 113 кг – другая история. Все просят о селфи, хвалят его за переход в «Лейкерс», и говорят, что он вдохнёт новую жизнь в самую гламурную франшизу НБА.

33-летний Джеймс как никогда вежлив. Внимание не давит на него, и он не хочет убежать в тихое место. «Нет. Это странно, я не хочу быть затворником, – говорит он. – Вы должны понимать, что я единственный ребёнок в семье. Я люблю людей».

Но Леброн приехал сюда не для встречи с болельщиками. Он идёт в офис компании SpringHill Entertainment, которую вместе с другом детства Мавериком Картером основал в 2008 году. Сейчас она входит в систему Warner Brothers. Синий павильон с массивной красной дверью расположен в районе Поветкина, где работали над сериалом «Девочки Гилмор». Джеймс появляется здесь не так часто. Просто сегодня ему предстоит съёмка на телешоу Эллен. Там он будет рассказывать о новом мультфильме Warners «Смолфут», где он озвучил одного из персонажей.



Если бы не телешоу, Джеймс сейчас тренировался бы в зале «Лейкерс» в Эль Сегундо, что рядом с аэропортом Лос-Анджелеса. Каждое утро он занимается полтора часа. Вечером у него ещё одна тренировка – в домашнем зале в Брентвуде. На простой вопрос, собирается ли он тренироваться сегодня, Леброн отвечает: «Спросите: «Буду ли я сегодня дышать?» Его деловой партнёр Картер, которому 36, живёт в Лос-Анджелесе три года. Он руководит всеми делами в SpringHill, где сейчас восемь сотрудников.

Нет сомнений, что переход Джеймса из «Кливленда» укрепил его статус в Голливуде. У многих звёзд есть свои продакшн-компании, но SpringHill выделяется на общем фоне. После подписания контракта с «Лейкерс» (на четыре года с выплатой 154 млн долларов) у Леброна нет отбоя от предложений. NBC и The CW в один день сообщили, что Леброн спродюсирует для них сериалы. У HBO уже несколько проектов – среди них Student Athlete про игроков университетских команд, на которых наживаются их вузы, и документальный фильм про Мухаммада Али, режиссёром которого выступил Антуан Фукуа. Netflix работает с Леброном над ремейком криминальной драмы Top Boy (совместно с Дрэйком) и сериалом Madam C.J. Walker про первую темножую женщину, ставшей миллионером.

Также Райан Куглер поможет Джеймсу с выпуском «Космического джема 2», долгожданного продолжения фильма 1996 года с Майклом Джорданом и Багзом Банни. Для Леброна это будет первая главная роль – в 2015 году он получил позитивные отзывы за роль второго плана в «Девушке без комплексов». А для Куглера это первый фильм после «Чёрной пантеры». «Райан дал нынешнему поколению то, чего не было у моего, – уверен Джеймс. – Он снял супергеройский фильм с темнокожими в главных ролях».

Джеймс понимает, что его позиция по важным социальным вопросам сказывается на его медийной империи. «Я не думаю, что нам бы доверили экранизацию такой истории, как Madam C.J. Walker, если бы Леброн молчал», – говорит Джамал Хендерсон, бывший менеджер Pepsi, ныне президент SpingHill.

Джеймс неоднократно высказывался по поводу расизма в Америке. Выступая за «Майами», он с одноклубниками почтил память Трэйвона Мартина и выразил протест против закона Флориды о самозащите. И не побоялся ответить на одну из многочисленных нападок Дональда Трампа в твиттере. Он написал президенту «Ты придурок» после того, как тот отозвал приглашение Стефену Карри и чемпионам НБА «Голден Стейту» в Белый дом. Пост попал в федеральные новости и получил наибольшее количество ретвитов в 2017 году. Также Леброн высказывался против жёсткой миграционной политики Трампа. И когда Трамп усомнился в умственных способностях Джеймса, назвав 3 августа ведущего CNN Дона Лемона «тупейшим человеком на телевидении... он смог создать впечатление, что Леброн умный», даже первая леди Меланья Трамп, как показалось, была на стороне Джеймса.

Переживает ли Леброн из-за того, что президент посчитал его тупым? «Нет, потому что я не такой, – отвечает он. – Это как если кто-нибудь скажет, что я не умею играть в баскетбол. Меня это не волнует. Меня волнует то, что у него хватает времени на всё это. Ни у одного человека в мире нет столько власти [сколько у президента США]. И он находится время, чтобы высказываться обо мне?»

Джеймс немного недооценивать свою культурную значимость – в конце концов, у него 84 млн подписчиков в твиттере и инстаграме, и он может встретиться с любым политиком или бизнесменом на планете. «Он мастерски пользуется своей платформой, – говорит легенда «Лэйкерс» Мэджик Джонсон, президент клуба по баскетбольным операциям. – Он не хочет, чтобы его страна двигалась назад. Он не хочет, чтобы в стране было расовое разделение».

Помимо расизма, Джеймс высказывался на тему прав женщин. Он стал беспокоиться об этом после рождение дочери Жури, которой сейчас уже четыре. (Джеймс в браке с Саванной пять лет, у них два сына – Леброн-младший, 13 лет, и Брюс, 11.)

Жури, объясняет Джеймс, одна из причин, почему он поддерживал Серену Уильямс в финале US Open, когда её дисквалифицировали за споры с мужчиной-судьёй (другая причина – Леброн тоже суперзвезда спорта). «Мы должны понимать, что Серена борется не только на площадке, но и за её пределами, – говорит он. – Она борется за равенство – и всегда хочет побеждать, побеждать и побеждать, чтобы чувствовать это равенство. Темнокожая женщина в традиционно белом спорте, ей очень нелегко. Я не знаю, что она чувствует, но ощущаю эту борьбу».


Когда у Леброна спрашивают, появится ли в будущем в НБА тренер-женщина – а на эту тему SpringHill снимает сериал Hoops для NBC – он говорит «Почему бы и нет?» и вспоминает помощника тренера «Сан-Антонио» Беки Хэммон. «Она проложила дорогу для остальных». Леброн спрашивает, видел ли я когда-нибудь фильм Eddie, где персонаж Вупи Голдберг – главный тренер «Нью-Йорк Никс». Этот фильм опередил время!»

На показе мод в Гарлеме в сентябре Джеймс выступил с мощным спичем о главных женщинах в своей жизни – маме Глории и жене Саванне. «Мы вместе ещё со школьных времён. Я слушаю рэп, и один из моих друзей как-то зачитал «Ты не бросала со мной в зале». Джеймс имеет ввиду строчку из песни Дрэйка – он читал про Ванессу Брайант, которая подала на развод и потребовала у Кобе половину его состояния (сейчас Кобе и Ванесса всё ещё вместе). Джеймс посмотрел на свою жену и сказал: «На самом-то деле, Саванна бросала со мной в зале, даже когда у меня ничего не было».

Джеймс не хотел задеть этими словами Кобе Брайанта. «Я знал, что Дрэйк читал про Кобе Брайанта, но у меня не было даже в мыслях [оскорбить Кобе]. Саванна была со мной ещё в школе, когда вокруг не было камер и прожекторов. Если бы не она, я бы не разговаривал сейчас с тобой. Я слишком уважаю не только Кобе, но и Ванессу. Если бы я сказал что-то против них, то поступил бы как Дональд Трамп».

Джеймс поддерживает кампанию Nike, главным героем которой выступил Колин Коперник, запустивший волну протестов в НФЛ. Реклама с футболистом стала предпосылкой к новой культурной войне. Одни сжигают продукцию компании, другие, наоборот, хвалят бренд. Джеймс никогда не виделся с Коперником, но понимает, за что он бьётся. Он понимает, что НБА сильно отличается от НФЛ – там, по словам Леброна, «владельцы говорят игрокам: «Делай так, как говорим мы. Это наша лига. Наша команда. И ты будешь делать всё, что нам только захочется».

У Леброна такая чёткая гражданская позиция, потому что он не забыл своих корней. В июле баскетболист открыл школу I Promise в родном Акроне, штат Огайо. Сейчас там учатся 240 детей третьего и четвёртого классов. В 2022 году планируется увеличить количество учеников до 1200. Так что Джеймс не ограничивается твитами и надписями на футболках.

Джеймс жил в трущобах вместе с мамой, которая родила его в 16. Он пропустил 83 дня в четвёртом классе. И даже сейчас он не может понять, как ему и его друзьям удалось выбиться в люди. «Два друга сейчас играют за океаном, один тренирует в нашей школьной команде. Ещё один работает скаутом в «Кливленде». Другой друг занимается общественной работой в Акроне. Так что у всех из нас получилось, – говорит он. – Но у каждого есть много знакомых, которых убили за последние пять лет. Когда у нас был медовый месяц в Венеции, мне сообщили по телефону о смерти одного из моих друзей». Другой друг Леброна погиб через 18 месяцев.

Джеймс не всегда мог найти в себе силы, что делать общественные заявления. В 2007 году, когда ему было 22, он отказался подписать коллективное письмо игроков «Кливленда» в поддержку Дарфура – региона, который стал жертвой геноцида Китая - хозяина Олимпиады-2008. Джеймс говорит, что в тот момент ему не хватало информации по вопросу – и он высказался о ситуации позже.

На протяжении всей карьеры Леброна в НБА в Америке притесняют права темнокожих, и движение Black Lives Matter («Жизнь темнокожих имеет значение») успело набрать силу. «Леброн понимает, что в наше время нужно выбрать свою сторону, – говорит бывший журналист ESPN Джемель Хилл, у которой были своим интернет-проблемы с президентом. – Он мог быть не вмешиваться. У него нет в этом необходимости. Но его заботит его наследие за пределами площадки».

«Наша цель – предоставить площадку молодым креативным людям, которые внесут в Голливуд разнообразие, – говорит Хендерсон, который работал на рекламной кампанией Pepsi с участием рэперов Mac Miller, Lil Wayne, Tyler the Creator и Joey Bada$$. – На самом деле, в этом наша задача. Сказать: «Эй, мы здесь. Мы настроены серьёзно. Мы хотим работать над социально значимыми проектами».

Многие сериалы перепадают SpringHill по действующему контракту с Warner Bros. Свою роль играет и агентская деятельность компании. Но больше всего в этом бизнесе важны связи. И у Джеймса с Картером их предостаточно. «Они открыли много дверей для нас, – говорит Хендерсон. – Если честно, то невероятно много дверей».

Скорее всего, «Космический джем 2» не будет нести в себе глубокий социальный смысл, но это самый ожидаемый фильм студии. «Я слышал о второй части ещё в 16 лет, – вспоминает Джеймс, который не может дождаться, когда сыграет роль Джордана. – Он – это лучшее, что я когда-либо видел».

Первая часть 1996 года до сих пор считается самым успешным баскетбольным фильмом. Картина собрала 250 млн долларов. Ремейк же обсуждался так долго, что мог и не пройти стадию обдумывания. Warner Bros начала работу ещё в 2016 году. В один момент проект поручили Джастину Лину («Форсаж»), он должен был выступить и сценаристом, и режиссёром. Джордан посоветовал на главную роль Блэйка Гриффина, который тогда выступал за «Клипперс». В интернете это расценили как неуважение к Леброну.

Затем к проекту присоединился Джеймс. Картер привлёк Куглера, с которым его познакомил Майкл Би Джордан, снимавшийся во многих фильмах режиссёра. Картер, Куглер и Джордан отправились из Лос-Анджелеса в Лас Вегас. Джордан заснул, а Картер и Куглер болтали три часа – о жизни, работе, хип-хопе, друзьях, семье. «С тех пор мы стали друзьями», – рассказывает Картер. После Маверик связался с Теренсом Нэнси, создателем сериала «В свободном улёте» на HBO, и предложил стать режиссёром «Космического джема». Теренс согласился. Выпуск фильма запланировали на лето 2019 года, когда в НБА наступит межсезонье.

Как и в оригинале, во второй части запланировано появление многих звёзд НБА. Но как насчёт Джордана? «Посмотрим, – говорит Картер. – Надеюсь, у нас получится найти роль для Майкла, если будет желание с его стороны. Это Майкл Джордан. Майкл, чёрт возьми, Джордан. Мы не сможем заставить его сниматься у нас, даже если этим займётся лично Леброн. Майкл делает то, что хочет, и полностью заслужил это право». Затем Картер добавил: «Леброн и Майкл не обсуждают часами «Космический джем».

По словам Картера и Джеймса, фильм не будет прямым продолжением первой части. Скорее, он может дать начало новой франшизе. «Хороший фильм уже есть. Мы собираемся сделать отличный», – заявил Картер. Для Джеймса «Космический джем 2» – это детская мечта, которая воплотилась в жизнь. «Всегда хотел стать супергероем. Моим любимым был Бэтмен. Но я знал, что никогда не смогу стать Брюсом Уэйном. Мне это казалось невозможным. Я не мог представить себя президентом компании с многомиллионным оборотом».

Когда Джеймс и Картер основали SpringHill (названа в честь района, где Леброн жил во время учёбы в школе), у них было много скептиков. По правде, они и сами не строили больших планов и просто хотели выпустить документальный фильм More Than a Game («Больше чем игра») про то, как Джеймс играл в школе. Но уже тогда они определились с тем, что Леброн не будет ходячим билбордом и не будет поддерживать любого, кто выпишет самый большой чек.

И ещё они знали, что им нужен наставник. В 2005 они познакомились с Полом Уочтером - финансовым менеджером, который работал с Джимми Ловином (музыкальный продюсер, – ред.), Боно (рок-музыкант) и Арнольдом Шварценеггером. Джеймсу тогда было 20, а Картеру – 23. Агенты Уочтера стали сотрудничать с Леброном – и именно они заключили соглашение с Nike на 90 млн долларов. Рич Пол - давний друг баскетболиста, стал руководить только баскетбольными вопросами. Сейчас у него собственное агентство Klutch Sports Group.

«Люди из мира спора говорили: «Что он делает? Сумасшедший!» – вспоминает Уочтер. – В моём же кругу никто так не думал. Я, конечно, задавался вопросом: «Зачем мне он [Леброн] нужен?» Среди моих клиентов люди с гораздо большим влиянием. Но я понял, что у Леброна широкое видение. Он замечает то, чего не видят другие, и делает это не только на площадке».

Только с выпуском сериала «Раскаяния выжившего» Джеймс и его партнёры поняли, что смогут стать своими в Голливуде. «Мне всегда говорили, что ТВ-сериал трудно продать, – говорит Картер. – Но ещё труднее вывести сериал в эфир и удержать его там. Это, ***, реально сложно. А мы смогли продержаться четыре сезона. И только тогда нам стало понятно: «Мы сможем это сделать».

В январе 2015-го Джеймс и Картер совместно с Bleacher Report основал Uninterrupted – платформу, где спортсмены могут общаться с болельщиками напрямую, без посредничества журналистов. К концу года Turner Sports, принадлежащая Warner, вложила 15,8 млн в этот проект, и сейчас в голливудских офисах Uninterrupted уже 30 сотрудников.


Когда Джеймс думает о своих проектах, то вспоминает бедное детство. «Когда мы выпускали «Раскаяния выжившего», я радовался, что нам удалось создать столько рабочих мест. Это лучше всего, чего я добился на баскетбольной площадке. Людей, которых мы наняли, никто не воспринимал всерьёз. А теперь они прикрепляли микрофон к моей груди. Это очень круто».

Ричард Плеплер познакомился с Джеймсом два года назад, когда тот назначил ему встречу в Коннектикуте. Сейчас он работает над многими проектами Джеймса с телесетью HBO. «Любой, кто добился в превосходства в какой-то сфере, обладает особым геном. Думаю, что у Леброна таких генов сразу несколько», – уверен он.

Джеймса уже сейчас можно назвать медиамагнатом, но он не забывает о баскетболе. Ему есть что сказать людям, которые считают, что он перешёл в «Лейкерс» только ради близости к Голливуду. «Они думают: «Ой, Леброн подписал контракт с «Лейкерс», и тут всё началось», – говорит Джеймс. – Блин, всё не так. Работа над нашими проектами началась очень давно».

В 2015 году Леброн купил за 21 млн долларов особняк в Брентвуде - пригороде Лос-Анджелеса. В декабре он купил там же ещё один дом за 23 млн. Контракт с «Лейкерс» повлияет на его жизнь не так сильно, как многие предполагают. «Я не собираюсь жить как селебрити. Я не такой человек. Я тренируюсь, иду домой. Иногда хожу с женой поужинать».

К тому же, он не собирается бросать Кливленд. Благотворительный фонд Леброна будет базироваться в Акроне и дальше. И Леброн не намерен продавать свой дом в Акроне. В конце концов, вряд ли найдутся покупатели на недвижимость в 10 млн в таком месте.

«Наша цель продолжать то, что мы делаем. Если наша компания выйдет на оборот в миллиард долларов, мы, конечно, похлопаем друг друга по спине, обнимемся, выпьем вина. Но это не наша главная цель. Я продолжу выступать на высоком уровне, помогать своему городу и делать контент, который нравится людям».

Артур Валеев