Как нам изменить российский футбол: аргентинский путь

На родине Месси экспериментируют чаще, чем вы думали.

Фото: Сергей Дроняев (Еженедельник «Футбол»)


Российский футбол далеко не идеален. Проблемы существуют на фундаментальном уровне. Развитие футбола в регионах, маленькие зарплаты тренеров. Единичные случаи появления талантливой и перспективной молодёжи, особенно за пределами Москвы. Бессмысленность существования многих клубов. Нерациональное распределение бюджетов. И это лишь верхушка.

Менять и модернизировать не помешало бы очень многое. Но можно привести в пример только РПЛ. Есть куча вариантов. Кто-то, говорит о необходимости сокращения команд. Нужен ли нам сейчас лимит, после ЧМ-2018, под который он и затевался, или не нужен? Так ли хорош формат осень-весна? В разговорах и векторах развития мы всегда смотрим на Европу, чтобы не оставаться на периферии. А что если глянуть дальше и южнее? Латиноамериканский футбол – это огромные просторы и куча опыта. Чемпионат Аргентины множество раз подвергался реформам. Но в нём есть одна особенность, которая могла бы изменить российский футбол.

РЕФОРМАТОРСКАЯ АРГЕНТИНА

Фигура бывшего президента АФА (аргентинской футбольной ассоциации) Хулио Грондоны – одна из ключевых для аргентинского футбола последних 40 лет. Он руководил организацией с 1979 года до своей смерти в 2014-м. Грондона был последним оплотом военной диктатуры, продолжавшейся в Аргентине с 1976 по 1983 годы, остававшийся во власти. Неудивительно, чего его наследие – это крайне жёсткое управление аргентинским футболом. Он очень искусно удерживал власть столь долгие годы.

Грондона избирался президентом АФА девять раз. Методы хорошо известны. Он спокойно давил статусом и авторитетом, являясь ещё и вице-президентом ФИФА, и правой рукой бывшего главы организации Зеппа Блаттера. На совете АФА голосование никогда не проводилось анонимным образом. Все просто поднимали руки, возможно, боясь потенциальной обструкции. Грондона даже признавался, что знает о грязных деньгах, крутящихся в аргентинском футболе, и ещё много чём другом. Тем не менее, даже после того, как Грондона скончался, его власть и влияние по-прежнему ощущалась.

В 2014 году он принял решение федерализации аргентинского футбола и чемпионата, путём расширения главной лиги до 30 команд. Идея заключалась в том, чтобы увеличить интерес и значимость футбола за пределами доминирующего Буэнос-Айреса. Можно провести аналогии с Россией и доминированием Москвы и Санкт-Петербурга. Но идея Грондоны всё же была довольно спорной. Президенты клубов не поддержали подобную инициативу, но она всё же была одобрена голосованием АФА за счёт авторитета президента. Грондона умер практически сразу после принятия нового формата, но отменить его было уже невозможно.

30 команд – это очень много в сравнении с другими чемпионатами. Для осуществления идеи из второго дивизиона в первый перекочевали сразу десять команд, в соответствии с их местом в таблице в прошлом сезоне. Огромный чемпионат. Казалось, что настал конец эпохи «коротких» чемпионатов в Аргентине. Но это было не совсем так. Теперь команды играли друг с другом не по два раза – дома и в гостях – а по одному. Это вызвало недовольство со стороны телевизионщиков, так как Аргентина теряла бы как минимум одно суперклассико – легендарное противостояние между «Ривер Плейтом» и «Бока Хуниорс», что сильно било бы по рейтингам. Матч, на полтора часа заставляющий Аргентину замереть. Это непозволительно.

Было найдено решение. К 29 матчам для каждой команды добавили ещё 10, в которых те будут противостоять своим традиционным соперникам. «Расинг» против «Индепендьенте» в Авельянде. «Ньюэлс Олд Бойс» против «Росарио Централ» в Росарио. И так далее. Командам более не нужно было играть по два условных непринципиальных низовых матча. Но дерби – это святое. Да и количество матчей пришло к среднему, по отношению к другим лигам, значению. Да и интересы и деньги гигантов сохранены.

Но в 2016 году вновь начались изменения. Было принято решение не оставлять в чемпионате 30 команд, а постепенно их сокращать. Так, в сезоне 2017/18 участие в турнире принимало уже 28 команд. В нынешнем сезоне - их 26. К 2020 году планируется сокращение лиги до 20 команд. Вполне возможно, что чемпионат вернётся к своему прежнему формату.

Зачем вообще тогда принимался подобный формат? Грондона унёс это понимание в могилу. Подходит ли он для нашего футбола? Точно нет. РПЛ и так трещит по швам даже от 16 команд. У аутсайдеров, порой, столь мало денег, что их просто не хватает для выступления в течении одного сезона. Расширение губительно и абсурдно.

Это лишь один из примеров реформ, проводимых в аргентинском чемпионате. Того, что он не стоит на месте, а постоянно ищет пути развития. Например, в сезоне 1988/89 было введено новое правило. Победитель матча получал три очка. Но если случалась ничья, тогда следовала серия пенальти. Победитель получал два очка. Проигравший – одно. Не прижилось. Уже в следующем сезоне подобную практику отменили.

В истории аргентинской примеры было много чего ещё. Например, в 70-x лига делилась на два турнира – «Метрополитано», сохранявший круговую систему и «Насьональ», где был групповой этап, а затем плей-офф. Как итог в течение календарного года в Аргентине проводилось два чемпионата. Были и переходы на европейскую систему осень-весна в 1985 году, в результате которого турнир «Насьональ» был отменён. Была и практика разделения чемпионата на две зоны, каждый из победителей которых затем играл в финале.

О чём нам всё это говорит? Аргентинцы очень непостоянные. Они всё время ищут идеальную формулу для своего чемпионата. Стоит ли нам следовать их примеру? Может быть, но уж точно не столь категорично. Нынешний формат европейского образца более чем оптимален. Разве что каждый год с наступлением ноября так и хочется вернуться на систему весна-осень. Но это лирика. Несмотря на это, в аргентинском чемпионате есть одна вещь, которую можно было бы с большим интересом применить и у нас. С ней РПЛ могла бы стать, как минимум, интереснее.

ПРИМЕРА ДАЁТ ШАНС НА ИСПРАВЛЕНИЕ

В чемпионате Аргентины уже очень давно работает система усреднения, которая может позволить команде, занявшей одно из последних мест по итогам сезона, не вылететь. Впервые она была реализована в 1957 году, но продержалась лишь до 1963 года. Но в 1981 году уже хорошо известный нам Грондона вновь пришёл к реализации данной концепции. Так в чём она заключается?

В Аргентине вылет рассчитывается на основе общего количества очков, накопленных командами за последние три года, которые затем делятся на количество проведённых матчей. Таким образом, высчитывается среднее число, которое и является решающим при вылете команд. Подобная система стала результатом абсолютной неприязни в Аргентине к классическому формату вылета. Для полноты примера взят прошлый сезон чемпионата Аргентины, в котором при вылете учитывалось даже 4 сезона. Это связано с очередным переходом примеры на систему осень-весна с сезона 2016/17. После этого идёт учёт именно трёх сезонов.


Средний коэффициент команды-дебютанта набравшей солидное для себя количество очков значительно выше, чем у команды набравшей аналогичное количество, но сыгравшее большее количество матчей за счёт прошлых сезонов. Конечно, подобный формат подразумевает наличие сложнейшей задачи для дебютанта, но он и усиливает конкуренцию. К тому же, это работает и в обратную сторону. Рейтинг некогда команды-лидера, провалившей сезон, будет ниже, чем у условной выскочки. Чистая математика.

Изначально многие считали, что подобная система была введена исключительно для того, чтобы помочь большим клубам и практически исключить их возможность вылета. Но на деле оказалось, что и гранды при этой системе тоже способны вылетать. Закон средних чисел сделал лигу очень увлекательной. Кто бы мог подумать, что в сезоне 2010/11 из чемпионата умудрится вылететь «Ривер Плейт» – один из самых титулованных аргентинских клубов. В последнем сезоне команда набрала 57 очков, что позволяло бы ей удержаться в середине таблицы. Однако в связи с тем, что в предыдущие два сезона клуб набрал 41 и 43 очков соответственно, он попал в зону стыковых матчей, где умудрился проиграть «Бельграно». Через два года та же участь постигла «Индепендьенте». Чем больше шансов ты упускаешь, тем сложнее тебе будет дальше. Авось не прокатит.

КАК ЭТО ПОМОЖЕТ РОССИЙСКОМУ ФУТБОЛУ?

В сущности, система гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Для наглядности, применим её к чемпионату России этого сезона. Представим, что он бы закончился прямо сейчас, после 8 туров. 


Первое, что бросается в глаза – положение «Уфы». Ровно посередине. На деле же уфимцы сейчас располагаются на 15-м месте, имея в активе лишь 5 очков. Сейчас «Уфа» должна вылетать. Понятно, что это клуб-донор. Этим летом он распродал многих ключевых игроков, а новые пока ещё не окрепли. Аргентинская система подарила бы «Уфе» второй шанс за заслуги в прошлых сезонах, а в этом позволила бы безболезненно обкатать молодёжь и вырастить нового условного Ивана Облякова. И подобному примеру могли бы следовать другие. Это бы ещё больше обнажало бессмысленность существования условных «Амкаров» и необходимость избрания нового вектора. 

Фото: БИЗНЕС Online


Или вот возьмём «Динамо», которое в данной таблице даже выше «Рубина» именно за счёт того, что провело крепкий сезон после возвращения в элиту. А вылетело бы «Динамо» вообще в 2016 году, примени у нас такой формат? Однозначно нет. Подобный формат изменил бы отношение, и усилил бы мотивацию для аутсайдеров и середняков. Соответственно, мы бы получили рост среднего уровня в нашем футболе. Может быть, это не такой уж плохой вариант?

Максим Иванов