В «Ак Барсе» ищут спонсоров и подходящего соперника.
«Хотим провести такой матч зимой. Но пока не хочу раскрывать все карты», – поделился министр спорта РТ Владимир Леонов идеей хоккейного матча под открытым небом на футбольной «Казань Арене». Это предложение действительно обсуждают уже давно, а руководство футбольного стадиона и «Ак Барса» её поддержали. Но матч удастся провести только как минимум в конце следующего года. О всех нюансах масштабного мероприятия и причинах, по которым оно не состоится в этом году – в материале «БИЗНЕС Online».
«ХОТИМ ПРОВЕСТИ ТАКОЙ МАТЧ»
На минувшей неделе министр спорта РТ Владимир Леонов заявил, что в планах есть идея проведения хоккейного матча на футбольной «Казань Арене». «Хотим провести такой матч зимой. Но пока не хочу раскрывать все карты», – поделился Леонов. Речь идёт о матче под открытым небом – частой историей для современного хоккея. Такие игры проходят по всему миру – и в Северной Америке, и в Европе, а с недавнего времени и в России. В минувшем сезоне КХЛ провела два матча под открытым небом – в Хельсинки и Риге. Казань может войти в историю, где местом проведения игры станет футбольный стадион, который еще несколько месяцев назад принимал матчи чемпионата мира-2018 – на поле «Казань Арены» выходили Криштиану Роналду, Лионель Месси и другие звезды мирового футбола. Руководство стадиона поддерживает идею: по нашим данным, разговоры о возможном матче на открытом воздухе начались еще несколько месяцев назад. «Мы изучили рынок, досконально проработали этот вопрос», – рассказывает генеральный директор «Казань Арены» Радик Миннахметов. По его словам, бюджет такого матча – около 20 млн рублей. «В 12 миллионов рублей обойдется установка льда. Около 3 миллионов – аренда стадиона, шоу-программа и прочие расходы обойдутся в 5 - 6 миллионов рублей», – считает Миннахметов.
Сумма для хоккейного клуба незначительная – это чуть выше минимальной заработной платы игрока третьего-четвертого звена «Ак Барса» со всеми бонусами за сезон. К тому же, часть вложений можно будет отбить на одних лишь билетах. Ажиотаж вокруг матча обеспечен – хоккей под открытым небом, футбольный стадион и обязательно принципиальный соперник – такие атрибуты привлекут на арену даже тех, кто никогда не следил за спортом. У «Казань Арены» уже есть опыт проведения других спортивных мероприятий на футбольном стадионе – например, в 2015 году там установили огромный плавательный бассейн к чемпионату мира по водным видам спорта. Примерно также должен выглядеть и хоккейный матч – нужно понимать, что по середине поля хоккейную коробку установить нереально – это грозит плохим обзором для болельщиков. Скорее всего, придется задействовать лишь одну трибуну, например, западную: обычная практика – так не раз делали на многих матчах под открытым небом в Европе и Северной Америке. Вместимость пострадает – будет около 20 тысяч, может, максимум 25 тысяч мест, но зато хоккей можно будет увидеть с любой позиции. И даже при такой вместимости и при средней цене за билет в 500 рублей только за счет одних билетов можно будет вернуть около 10 млн рублей, а еще не стоить забывать про скайбоксы на казанском стадионе, которые в холодную погоду можно будет продать в разы дороже, чем места на обычную трибуну.
НО «АК БАРС» ПРОСИТ ПОДОЖДАТЬ
Есть несколько нюансов, которые помешают провести матч под открытым небом уже в этом году. Несмотря на все обсуждения, готовность руководства «Казань Арены» и слова министра Леонова, с идеей придётся повременить. В первую очередь из-за «Ак Барса», который не готов в кратчайшие сроки реализовать проект и, в принципе, имеет аргументы для этого. Изначально обсуждалась дата в конце декабря – у «Казань Арены» есть технологическое окно между 20 декабря и 15 января – в эти временные сроки можно безболезненно для газона заняться установкой хоккейной коробки. Никто не хочет повторения недавней ситуации в Ростове, где из-за концерта популярного рэп-исполнителя Басты на «Ростов Арене» испортился газон. В этот промежуточный отрезок в Казань приедут магнитогорский «Металлург» (19 декабря) и челябинский «Трактор» (21 декабря). Вывеска матча с «Металлургом» – двукратным обладателем Кубка Гагарина – будет выглядеть привлекательно, но не настолько, как с «Салаватом Юлаевым» – «зелёное дерби» под открытым небом гарантирует аншлаг на футбольном стадионе. Уфимская команда будет гостить в Казани как раз 4 января, но проблема в том, что за день до матча с «Салаватом» казанцы дома примут «Авангард». Физически организовать это будет невозможно – для матча на открытом воздухе нужна отдельная дата, несколько дней отдыха до и после него.
Генеральный директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» рассказал, что клуб сейчас проводить аналитическую работу в этом вопросе и не рискнул назвать возможную дату матча под открытым небом. «Матч на открытом воздухе интересен и болельщикам, и нам. Безусловно, мы бы хотели когда-нибудь сыграть на стадионе, но в этом сезоне в Альметьевске уже пройдёт матч «Зимней классики» ВХЛ. Для нас это хорошая возможность проверить формат и изучить опыт проведения таких игр. Чтобы подготовиться к матчу на открытом воздухе в КХЛ, нужно проделать большой объём работы, провести переговоры с лигой, телевидением, спонсорами. Необходимо будет учесть интересы всех сторон и болельщиков в первую очередь».
По нашим данным, в клубе сильно завышают общий бюджет проведения такого матча, называя сумму около 50 - 60 млн рублей. Матч на открытом воздухе в Хельсински обошелся клубу в сумму около 500 тыс. долларов (около 30 млн рублей), а игра в Риге, по словам председателя совета директоров рижского «Динамо» Юриса Савицкиса, «дешевле, чем в Хельсинки». Но в целом можно согласиться с руководством казанского клуба – Татарстан в новогодние праздники будет насыщен спортивными событиями: Казань примет Матч звезд КХЛ-2019, а в Альметьевске состоится «Русская классика» – матч под открытым небом между местным «Нефтяником» и нефтекамским «Торосом», своеобразное «нефтяное дерби».
Но основная причина, из-за которой мероприятие на открытом воздухе состоится лишь через год – привлечение спонсоров. Матч под открытым небом должен быть привлекателен не только для болельщиков, но и для спонсоров. Клуб должен если не заработать, то как минимум окупить вложения в масштабное событие. Как говорилось выше, обсуждения подобного матча началось задолго до слов Леонова, но уже тогда решили, что идею нужно перенести на следующий год. В клубе посчитали, что банально не смогут успеть организовать не только само мероприятие, но и околохоккейные атрибуты, а самое главное – привлечь спонсоров. В принципе это логично – в НХЛ тоже никто не объявляет о подобных матчах за два-три месяца до его начала. Обычно дату Winter Classic объявляют за полгода-год. По информации нашего издания, казанский клуб в ближайшее время планирует обратиться в КХЛ с просьбой о вынесенном матче в календаре лиги в следующем сезоне. Как раз для того, чтобы в эту дату провести матч под открытым небом на футбольном стадионе. Соперник по такому случаю может быть только один – «Салават Юлаев».
«Зимняя классика» (обычно так называются игры на открытом воздухе) – это еще и отличная бизнес-историю, где у клуба есть место для маневра по привлечению спонсоров. Мероприятие можно провести как в виде отельной тематики – например, ретро-матча или матча, посвященного завоеванию третьего Кубка Гагарина – «Ак Барс» – единственный трехкратный обладатель этого трофея. Так и в видео спонсорского кейса: например, в название матча поставить имя главного спонсора. Так в прошлом сезоне сделал «Спартак»: он привлек автомобильный бренд Subaru в качестве генерального спонсора матча регулярного чемпионата КХЛ с «Локомотивом». В том же матче клуб поздравил с юбилеем Бориса Михайлова – прямо на льду ему вручили ключи от нового автомобиля Subaru. У самого «Ак Барса» тоже есть подобные примеры – несколько домашних игр в сезоне клуб проводит в стилистике своего партнёра – авиаперевозчика UVT Aero: женская группа-поддержки команды одевается в бортпроводников, а перед матчем стартовое вбрасывание проводит один из пилотов авиаперевозчика. А самым вкусным будет, конечно, матч в стиле «зелёного дерби».
ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДЯТ МАТЧИ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ?
В прошлом сезоне два матча КХЛ прошли на открытом воздухе. В начале декабря на специально построенном 18-тысячном стадионе в центре города прошла игра между «Йокеритом» и СКА. В конце января в Риге состоялось «динамовское дерби» против команды из Минска, которое постили 8,5 тысяч зрителей.
Множество хоккейных лиг со всего мира помогли КХЛ определится в этом направлении. Да, играми в НХЛ, АХЛ и даже матчами между американскими студентами уже никого не удивишь. Но и европейцы в последние восемь лет активно переняли этот опыт и постоянно радуют своих зрителей подобными мероприятиями. Такие встречи проходили в самых необычных местах, начиная от амфитеатра в Пуле, заканчивая сверхсовременного стадиона в Дюссельдорфе. Основная миссия этих матчей – популяризация хоккея среди местного населения, а также продвижение бренда лиги. Эти игры легче всего продать телевидению, у них необычный сеттинг, который запросто привлечёт нейтрального зрителя. К примеру, в конце 2016 году матч чемпионата Франции по хоккею между «Лионом» и «Греноблем» прошёл на новом футбольном стадионе в Лионе, который ранее принимал полуфинал футбольного Евро-2016. В этом городе хоккей никогда не был популярен, но на эту встречу пришло более 25 тыс зрителей, все французские СМИ написании об этом мероприятии. Проведение матча «Ак Барса» на «Казань Арене» принесет большие финансовые расходы, но в то же время подарит клубу ошеломительную огласку в СМИ. О казанской команде напишут не только в России, всё-таки на стадионе проходили игры ЧМ-2018.
КОГДА ЛУЧШЕ ПРОВЕСТИ МАТЧ «АК БАРСУ»?
Матч «Ак Барса» на открытом воздухе должен подходить под несколько условий:
1. Встреча должна проходить в период, не мешающий проведению матчей «Рубина», восстановлению газона, и, следовательно, в сроки, когда можно установить необходимое оборудование.
2. Матч на открытом воздухе должен проводиться в обособленный от календаря день. То есть, чтобы у клубов было время для восстановления после игры. Не менее двое суток.
3. Матч на открытом воздухе должен пройти в день, не мешающий проведению домашней серии. То есть, болельщик с большей вероятностью приобретет билеты на «Казань Арену», чем на матч в «Татнефть Арене». Необходимо учитывать фактор ценности билетов.
4. Матч должен проходить, желательно, в уик-энд или в пятницу. Это необходимо, чтобы большое количество туристов смогли посетить мероприятие, не обращая внимания на рабочий график.
5. Матч должен пройти в день, когда есть вероятность максимальной капитализации ТВ-аудитории. Традиционно, самой посещаемой и самой рейтинговой неделей на телевидении считаются новогодние выходные.
6. Матч не должен создавать логистические трудности. Также игра не должна вызывать конфликты с местной администрацией и МВД.
7. В день проведения матча необходимо большое количество свободных гостиничных мест, чтобы Казань могли свободно посетить болельщики, гости и простые туристы, приехавшие на игру.
8. Матч должен проходить в день, когда татарстанские селебрити и бизнесмены будут находиться в Казани для его максимальной капитализации. Следовательно, новогодние выходные не попадают под данный пункт, так как на них приходятся часть отпусков у самой платёжеспособной группы людей.
9. Соперник «Ак Барса» на этой игре должен быть либо сильным брендом в КХЛ, либо популярной на домашнем рынке клубом, либо иметь какое-либо географическое и историческое дерби.
Учитывая всё изложенное, ни одна игра «Ак Барса» в конце декабря и начале января полностью не попадает под указанные критерии.Во второй половине декабря в Казань приедут «Автомобилист», «Металлург» и «Трактор». Игры пройдут 17, 19 и 21 декабря. Это понедельник, среда и пятница. Если бы «Трактор» и «Металлург» могли поменяться датами, то матч «Ак Барс» – «Металлург» был бы идеальным вариантом для встречи на открытом воздухе. Но так не получится. Поэтому проблема с выбором соперника – еще одна причина, по которой матч не состоится в конце этого года. Возможно, эта причина даже важнее всех остальных – организовать масштабное мероприятие, потратить на это деньги, но выбрать соперника только лишь по остаточному принципу кажется не самым лучшим вариантом. У хоккейной классики в Казани может быть только одна вывеска – «зелёное дерби». Однако календарь КХЛ поставил матч казанцев против «Салавата Юлаева» на 4 января, под новогодние праздники никто возиться с матчем на открытом воздухе не захочет.