Экс-тренер «Спартака» рассказал на пресс-конференции о конфликте с футболистами, стрелявших в спину журналистах и отношениях с президентом клуба Леонидом Федуном.
Уволенный из «Спартака» Массимо Каррера сегодня созвал специальную пресс-конференцию в Москве. Тренер начал с благодарности в адрес руководства, болельщиков и футболистов команды.
– Команда не выигрывала 16 лет, и я привел её к чемпионству – это навсегда останется в моей душе. Мы выиграли Суперкубок, который клуб никогда ранее не выигрывал. Были взлёты и падения, но я оцениваю свою работу положительно. Даже в этом сезоне мы были в одном очке от второго места. Но я хочу поблагодарить Федуна, который поверил в меня как в тренера. Для меня было честью тренировать этот клуб и я всегда буду благодарен ему. Благодарю Измайлова (вице-президент «Спартака», – ред.), секретариат и руководство клуба. И благодарен игрокам, которые стали для меня семьей. Они отдавались, хоть, порой, и не всё получалось. Мне было приятно пообедать с ними вчера, они способствовали моему тренерскому человеческому росту. Я сумел передать им какие-то ценности не как тренер, а личными человеческими качествами. Игрока нужно в первую очередь ценить как человека. Когда я играл, то старался быть лояльным и честным, любил всех, кто играл со мной. Бывает, что ты сталкиваешься с людьми, которые не соответствуют твоим требованиям, но я всех любил. И я не стыжусь того, что любил даже тех, кто был лживым по отношению ко мне. Им следует стыдиться этого, а не мне. Я буду всегда благодарен игрокам, они всегда будут в моём сердце. Благодарю всех сотрудников: врачей, администраторов, медиков, массажистов, сотрудников базы в Тарасовке – меня там баловали, я всегда чувствовал себя там, как дома. Я стал тренером клуба благодаря тому, что в меня поверили. Вагит Аликперов – главный болельщик клуба и благодарю и желаю ему больших успехов, с ним клуб должен быть успешен.
Хочу особенно поблагодарить болельщиков «Спартака». Когда у меня с ними была первая встреча, я увидел в их глазах то, что они хотели увидеть от команды. Им было важно видеть команду, которая борется и делает всё, чтобы победить. Я благодарю их от всей души. Мне хочется каждого из них обнять. Мы расстаемся, но вы навсегда будете в моём сердце. Меня поддерживали и любили, я долго продержался в клубе благодаря им. Они были преданы тренеру и навсегда останутся частью меня до конца моих дней. Благодарен весомой поддержке от «Фратрии», которая своими кричалками и баннерами создавала атмосферу. Клуб нуждается в такой поддержке и это важно. Спасибо всем болельщиками из других городов, потому что даже в выездных матчах нас поддерживали так, как дома. Не знаю, есть ли другая команда, у которой такие фантастические болельщики. Отмечу, что сегодня мысленно я и с болельщицами ЦСКА, которые пострадали вчера в Риме. Желаю всем здоровья.
– Массимо, слышали ли вы о заявлении «Фратрии», которая жестко высказалась по вашей отставке против руководства?
– Мне очень приятно, что меня уважают болельщики. Я всегда старался вкладывать сердце и душу в работу и максимально выкладывался в интересах «Спартака». Надеюсь, что я своей работой и эмоциями отплатил им. Я старался оставить о себе хорошую память.
– Вы поблагодарили руководство, но в последний месяц оно вас поддерживало?
– Всегда была поддержка. Но бывают ситуации, когда тренер зависит от результата и когда президент и клуб недовольны, то они принимают решение, которое должно пойти на благо команды. Результат – это показатель работы и не только в футболе. Мой уход связан с поражениями, результатами, но если это не так, то это вопрос уже не ко мне. По целому ряду причин у нас не получилось решить задачи и в клубе сочли эти результаты неудачными.
– На ваш обед с игроками не пришёл Денис Глушаков. Приглашали ли вы его и почему он не пришел? Можете закрыть эту историю вашего конфликта?
– Спасибо за вопрос. Я в последний раз скажу об этом. Да, его не было, а Ещенко был. У меня никогда не было проблем ни с кем, тем более с капитаном. У нас были такие же отношения, как и со всеми. После первого года я даже способствовал продлению его контракта. И если потом наши отношения ухудшились, то это не моя вина, а его. Не считаю себя виновным в этом, и я спокоен на счет того, как я работал и действовал. Его перевод из первой команды в дубль не связан с тем, нравится ли он мне или нет. Дело не только в лайках, ведь я видел и знал о других вещах, слышал, читал, понимал. Было много-много вещей. Но я унесу это с собой, не буду об этом говорить, а сделаю из этого вывод. Это станет для меня уроком.
– Обратили ли вы внимание, как с вами простился клуб? К сообщению прикрепил фото стадиона, а не ваше...
– Нет, никакой обиды нет. Может, я плохо выглядел и лучше было поставить фото стадиона. Может быть, дело в этом.
– Массимо, где вы так хорошо выучили русский? Вы писали комментарии игрокам по-русски. И какие лучший и худший матчи?
– Я забыл о худших матчах и помню только лучшие. Думаю, матч с «Севильей» был волшебным. А худший – игра с «Ливерпулем». Русский я учил, но он очень сложный. Я через гугл-переводчик писал, но действительно учил его и пытался.
– Можете рассказать о планах на будущее и возможно ли, что вы останетесь в России? Тульскому «Арсеналу» скоро может понадобиться новый тренер.
– До 7 - 8 ноября я останусь тут и буду наслаждаться городом, а затем возьму отпуск. Это были напряженные годы, постоянный стресс и мысли. Мне нужно встряхнуться. Потом будет видно. Если в какой-то команде будут намерения привлечь меня, то даже если это будет российский клуб, я готов его рассмотреть и согласиться.
– Как оцените работу российских тренеров? Чему-то вы у них научились?
– Я всегда у всех чему-то учусь. Я стал свидетелем мощного роста футбола в России, что показала и сборная. Здесь разные стили игры, есть движение и это очень важно. Российский чемпионат не так популярен, но он заслуживает внимания.
– В сети болельщики активно пишут, что не хотят идти на стадион из-за вашей отставки в знак протеста...
– Если вы болеете за «Спартак», то должны идти и болеть. Тренеры и игроки уходят и приходят, а клуб один и остаётся в сердце.
– Рауль Рианчо готов стать любимчиком болельщиков, как вы?
– Нас любят за результат, а не за то что мы красивые и у нас голубые глаза. Тренера трудно любить без результатов. Если он принесёт результат, то да.
– Вы сейчас без работы. Многие тренеры и игроки становятся аналитиками и журналистами. У вас нет такого желания?
– Нет, никогда. Мне нравится футбол, но судить о других мне не нравится и нельзя сказать правду, либо то, что ты думаешь. Комментировать и писать о футболе я бы не смог.
– В СМИ была информация, что Измайлов пригласил вас на матч, но потом вы якобы отказались...
– Измайлов сказал мне об этом позавчера, когда был расторгнут контракт, но я принадлежу к прошлому клуба и мне не стоит мешать новому тренеру. Было бы приятно увидеть болельщиков и посетить матч, но только в исключительном случае. Но поймите меня правильно, я не хочу мешать новому тренеру.
– Вы оставили послание и Ещенко: «Жаль, что всё так закончилось». Что случилось между вами?
– К сожалению, лайк, который он поставил с Глушаковым – это было не очень корректн, и я в большей степени обиделся на капитана, а не на Ещенко. Но они оба ошиблись и оба поплатились за это.
– Если «Спартак» не проводит церемонию прощания, то у вас нет такого желания самостоятельно проститься с болельщиками?
– Было бы здорово и я бы хотел это сделать. Я подумаю над этим. Может быть, встретимся с болельщиками на Красной площади.
– Вы в первый год добились большого успеха. Что бы вы порекомендовали тренеру, где ему ждать сложностей в России?
– Этого я вам не скажу, это будет секретом, иначе у меня уведут работу. Нужно адаптироваться к местным условиям. Для этого нужно время.
– С вами полностью рассчитались?
– Да, я расторг контракт и завтра могу тренировать новую команду. Если мне что-то предложат, то я готов к работе. Но я не прощаюсь с Россией и если появится возможность здесь работать, я буду рад. Мне было комфортно тут, хотя итальянская еда мне нравится больше. Всем советую увидеть Москву и Россию.
– Мирча Луческу после ухода из «Зенита» говорил, что некоторые журналисты – снайперы. У вас были журналисты, стрелявшие вам в спину?
– Они были, есть и будут. Так это работает не только в футболе, но и в той же политике. Таковы правила игры и их надо принять. Мне приятно, когда журналисты говорят обо мне. Плохо или хорошо – не так важно, ведь ты заслуживаешь внимания, тебя обсуждают. И это главное.
– Кто был инициатором этой пресс-конференции?
– Я. Мне хотелось это сделать и обратиться ко всем, поблагодарить от всего сердца всех за эти два потрясающих года в «Спартаке». Это была моя инициатива.
– Что порекомендуете своему сменщику?
– Я пожелаю ему удачи, ни пуха ни пера. Больше мне нечего ему сказать.
– Вы тепло отозвались о Леониде Федуне. Есть ли у клуба с ним будущее?
– У меня отличные отношения с ним, и я не знаю, как он вел себя до моего прихода. Он поверил в меня, дал мне возможность работать в клубе. Я постоянно буду благодарить его за это.
– Что вы думаете о комментарии дочери Глушакову, который затем удалил Денис? Вам не кажется, что это цирк?
– Это может быть и цирк, но Франческа и Мартина – это мои дочери, которые защищают папу. Там не было ничего оскорбительного и никто не обиделся. Они стоят на моей стороне.
– Знаете ли известного болельщика – актёра Назарова?
– К сожалению, у меня не было возможности с ним познакомится. Если за ним следят болельщики в инстаграме, то он известен и интересен. Это не моя проблема, а его о том, что он там пишет и выкладывает.
– Есть ли у молодежи «Спартака» шансы заиграть в Европе?
– Есть потенциал и возможности. Но им нужно время и есть правила: если ты хочешь, чтобы молодежь росла, результаты не всегда будут высокими. Нужно уметь дождаться результаты, отложить их на будущее, ведь молодые могут ошибаться в начале пути. Но если ты хочешь, чтобы свои игроки академии заиграли, то нужно в них верить и поддерживать, защищать, а не требовать результат. Я очень рад и горд, что дал возможность четырем игрокам из академии дебютировать в чемпионате и еврокубках. Это важно, когда тренер верит в молодежь.
– Спасибо вам, что пришли и удачи вам в дальнейшем.
– Благодарен что, вы меня терпели два c половиной года. Не всегда с тренерами просто и это ненормальные люди. Если я что-то вам сказал не так, то прошу прощения. Я вам всем очень благодарен.
«Я ненавижу его». Дочь Карреры против Глушакова в инстаграме
Бердыев в «Спартаке» – это реально. Нынешний «Рубин» не заслуживает такого тренера