У «Эйбара» – 35 тыс акционеров. Клуб играет в примере благодаря болельщикам

«БИЗНЕС Online» рассказывает о бизнес-модели испанского клуба «Эйбара». Клуб из небольшого городка прославился на весь мир, живёт без долгов и крупных спонсоров. Один из представителей «Эйбара» скоро приедет в Казань на форум Sport Connect и поделится секретами успеха.

«Эйбар» – самая удивительная команда Испании / фото: Juan Manuel Serrano Arce, Getty Images


КАК «ЭЙБАР» ВПЕРВЫЕ ВЫШЕЛ В ПРИМЕРУ

До сенсационного выхода «Эйбара» в примеру даже сами испанцы не смогли бы отыскать одноименный городок на карте страны. Эйбар расположен на севере Басконии, в нём проживают всего 27 тыс человек. Когда-то это был промышленный и оружейный центр региона, сейчас же погрузился в депрессию – молодежь уезжает в соседние Бильбао и Сан-Себастьян в поисках работы.

Футбольный клуб «Эйбар» всегда был олицетворением города. Скромная команда, основанная в 1940 году, постоянно металась между второй и третьей лигой Испании. Клуб не раз пытался выйти в высший дивизион, но всё время неудачно. Но в один день всё изменилось. В 2009 году президентом команды стал Алекс Аранcабаль, который мечтал вывести команду в примеру. Он понимал, что для реализации проекта нужно будет приложить титанические усилия. Во-первых, нужно, чтобы качественные футболисты поехали жить в 280-й по населению город Испании. Во-вторых, необходимо выйти из экономического застоя, который преследовал команду.

Новый президент установил постоянный бюджет команды, а главной идеологией стало полное отсутствие долгов. Строить состав нужно было в таких условиях. Собрать команду из звёзд испанского подполья и выйти с ней в примеру – такой вариант даже не рассматривался. В итоге за пять лет «Эйбар» прошёл путь от третьего испанского дивизиона до примеры. В 2014 году команда должна была впервые в своей истории сыграть против «Реала», «Барселоны», «Атлетика» из Бильбао. Но мечте Арансабаля вставляли палки в колёса.

КЛУБУ ПРИШЛОСЬ СОБИРАТЬ ДЕНЬГИ ПО ВСЕМУ МИРУ

Никто не хотел видеть «Эйбар» в чемпионате Испании. Ла лига теряла популярность, ведущие звёзды массово уезжали в АПЛ, провинциальные клубы беднели с каждым сезоном. При этом гранды – «Реал», «Барселона» и «Атлетико» богатели и становились всё сильнее. Для того, чтобы выйти из кризиса и хоть как-то помочь середнякам и аутсайдерам, федерация решила ужесточить лицензирование команд.

Бюджет клубов должен был превышать определенный порог, стадион – быть современным, а академия соответствовать уровню немецких школ. Каждый клуб был обязан установить новое ТВ-оборудование, подготовить бизнес-план, а также разработать современную систему работы с болельщиками.

На момент выхода в чемпионат Испании «Эйбар» не проходил ни по одному критерию. Федерация пригрозила исключить команду из примеры, если баски не соберут достаточный бюджет, не начнут реконструкцию стадиона и не представят руководству действенную бизнес-модель. Иначе клуб лишался не только права на участие в элитной лиге, но и профессионального статуса – команда могла вылететь в третий испанский дивизион.

Минимальный бюджет – 2 млн евро. Время его собрать – четыре месяца. В городе нет большого бизнеса, испанские миллиардеры не хотели вкладываться в провинциальную команду. Казалось бы, катастрофа. Но «Эйбар» нашёл решение – попросить деньги у фанатов со всего мира.

Клуб запустил краундфандинговую компанию Defend Eibar – «Защитим Эйбар». Каждый мог стать акционером клуба – одна акция стоила 50 евро, но приобрести можно было не более 5% всех акций. За лето 2014 года «Эйбар» продал более 35 тыс акций, граждане 69 стран стали владельцами клуба. Необходимые 2 млн евро были собраны за три месяца.

Весь мир не только узнал о скромной баскской команде, но и о том, как ее прессуют руководители испанского футбола. Под давлением СМИ, федерация разрешила клубу играть на стареньком стадионе. Клуб был спасён, а чемпионат Испании показал всем маленьким командам, что и они могут сыграть на самом высоком уровне.

КЛУБ ЧУДОМ ОСТАЛСЯ В ПРИМЕРЕ

Дебютный сезон в примере «Эйбар» начал великолепно – к концу первого круга баски шли в зоне еврокубков. Но вторую половину чемпионата полностью провалил – 18-е место и вылет обратно в сегунду. Но «Эйбар» чудом спасся – оказывается, новые требования лицензирования одинаковы для всех испанских команд, они созданы не для того, чтобы строить козни клубу из 27-тысячного городка.

Завершивший чемпионат на 13-м месте «Эльче» скрывал свой доход от испанских властей. Команда вроде бы проходила лицензирование, соблюдались все требования федерации. Вот только клуб не платил налоги. Как только это выяснилось, началось крупное разбирательство, по итогам которого «Эльче» лишили профессионального статуса.

По регламенту, в случае исключения клуба из примеры, его место в чемпионате передаётся первой вылетевшей команде. Ею стал «Эйбар». Этой был первый раз за несколько десятилетий, когда в высшей испанской лиге остался клуб, который там не должен был играть. Скромный «Эйбар» во второй раз чудом спасся от серьезных проблем.

После это случая «Эйбар» пересмотрел свою бизнес-модель, сделав ее полностью открытой. Теперь все финансовые данные доступны каждому болельщику, у команды нет никаких долгов, несмотря на увеличение бюджета за последние пять лет более чем в 40 раз. При этом все акционеры не получают прибыль с дохода – она вся идёт на благотворительность.

За четыре сезона «Эйбар» превратился из явного аутсайдера в крепкого середняка, который регулярно борется за попадание в Лигу Европы. В нынешнем сезоне баски идут на 15-м месте, перед клубом поставлена задача финишировать в первой десятке.

Стоит отметить и то, что «Эйбар» полностью изменил мировоззрение испанских провинциальных клубов. Если раньше они сторонились попадания в примеру, так как это сулило финансовые потери, то сейчас маленькие команды осознали, что им нечего боятся. Благодаря «Эйбару» телевизионщики и бизнес открыли для себя то, что и за пределами Мадрида, Барселоны, Севильи и Валенсии, оказывается, можно построить крутую команду. 

«Леганес», «Жирона», «Уэска» – все эти клубы в доэйбаровскую эпоху вряд ли бы достойно рубились в ла лиге, но они изучили опыт скромного баскского клуба перед своими первыми матчами в чемпионате.

ЗА «ЭЙБАР» БОЛЕЮТ ПО ВСЕМУ МИРУ

Сейчас «Эйбар» можно назвать одним из градообразующих предприятий. На клуб работают сотни местных жителей, команда полностью спонсирует некоторые местные школы. Некогда умирающий город нашёл в «Эйбаре» новую надежду на возрождение. Каждый матч команды проходит при полных трибунах, зрители даже скупают билеты на балконы в близлежащих домах.

Стадион «Эйбара» / фото: Gartxoak, Wikimedia Commons


Популярность «Эйбара» растёт c каждым сезоном. Сейчас на фейсбук команды подписаны почти 100 тыс человек, во всем мире работает более 35-ти официальных фанатских сообществ. Больше всего их в Испании и США. Безусловно, популярность других баскских клубов - «Атлетика» и «Реал Сосьедада» - «Эйбару» не светит, но испанские любители «андеграундого футбола» в восторге от команды.

В прошлом году российский фанат «Эйбара» создал аккаунт в твиттере и добился разрешения от руководства превратить свою страницу в официальное сообщество. Таким образом, скромный баскский клуб стал одним из немногих европейских клубов, который работает и с русскоязычной аудиторией.

КАКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ У КЛУБА?

«Эйбар» уже преодолел стадию «неизвестной команды». С клубом считаются по всей Испании, он популярнее многих команд чемпионата. Но реальность такова, что в случае вылета в сегунду, вся работа клуба может испариться – скромный рынок позволяет зарабатывать только на ТВ-правах примеры.

Для «Эйбара» жизненно важно выйти на европейский уровень. Для этого нужно засветить себя в Лиге Европы, чтобы даже далёкие от футбола болельщики узнали об этом проекте из 27-тысячного города. Если команда вдруг добьется такого результат, то внимание СМИ будет огромным, а как следствие, и внимание спонсоров.

Подробнее о том, как клуб выстроил такую систему, и как она будет развиваться представители «Эйбара» расскажут на форуме Sport Connect в Казани 16 ноября. Участие в нем бесплатное, но свободных мест осталось не так много. Зарегистрироваться для участия в форуме вы можете, перейдя по этой ссылке

Статьи по теме:

Лучшие европейские маркетологи едут в Казань. Они знают, как делать спорт прибыльным

Лахти – топ! Вся индустрия города заточена на спорте

Виктор Майоров