Дмитрий Квартальнов – один из самых ярких тренеров в истории КХЛ. Будучи игроком, он феерил в «Химике», Швейцарии и «Ак Барсе». Но мало кто знает, что Квартальнов мог стать звездой НХЛ, если бы задержался в лиге больше чем на полтора сезона.
Впервые текст опубликован 5 ноября 2018 года.
В 90-х из России уезжали практически все хоккеисты, показывающие более-менее приличный уровень игры. Большинство – в НХЛ, кто-то – в Европу. Оставались только те, кто боялся незнакомой страны или кого что-то держало в России. Вот и Дмитрий Квартальнов в 1991-м решился на переезд в Северную Америку. Сначала не в НХЛ: Квартальнов провёл один сезон в международной хоккейной лиге (IHL, аналог современной АХЛ) за «Сан-Диего». Но был так хорош, что «Бостон» в 1992-м выбрал его на драфте под 16-м номером. Клуб потратил свой самый высокий пик на 26-летнего игрока, а не на перспективного юниора – показатель того, насколько в клубе хотели забрать именно Квартальнова.
«Когда «Брюинз» выбирал Квартальнова так высоко, то ждал, что он забросит 30 шайб за сезон», – писала по окончании дебютного сезона нападающего Boston Herald. Квартальнову повезло, что звезда НХЛ Кэм Нили получил сложную травму в начале сезона. Всю оставшуюся часть регулярного чемпионата Дмитрий провёл в тройке с умнейшим Адамом Оутсом и молодым и креативным Джо Жюно. И это помогло Квартальнову раскрыться. Их тройку называли Bonanza Line в честь популярного в то время на американском телевидении вестерна Bonanza.
Если вы до сих пор считаете идеалом взаимопонимания знаменитую тройку Сергея Мозякина и Даниса Зарипова в «Магнитке», то просто пересмотрите игру звена Оутса. Один из лучших плеймейкеров в истории хоккея Оутс раздавал гениальные передачи, Жюно убирал финтами соперников, а Квартальнов завершал усилия партнёров. Быстрые передачи в одно касание, завершающиеся точным броском уже по пустым воротам – словно выстрел из пистолета в вестерне. Тройка была невероятно хороша, но к плей-офф выздоровел Нили. Квартальнов набирал в регулярке по очку за матч, 72 (30+42) очка в 73 играх, но тренеры всё равно решили разбить Bonanza Line. Ни к чему хорошему это не привело: «Баффало» выбил «Бостон» в четырёх матчах в серии первого раунда.
В 1993-м в НХЛ был драфт расширения: тогда в лигу пришли «Анахайм» и «Флорида». Каждая команда могла защитить от выбора одного вратаря, пятерых защитников и девять форвардов. И каково же было всеобщее удивление, когда «Бостон» не стал защищать четвёртого бомбардира команды в прошедшем сезоне Квартальнова. «Мы не хотели делать этого. Но наша главная цель – удержать других игроков», – объяснял в интервью газете Boston Herald генеральный менеджер «Брюинз» Харри Синден. В местной прессе писали, что это решение было принято клубом после неудачного выступления в Кубке Стэнли. В итоге, правда, лига не допустила Квартальнова на драфт расширения, посчитав, что он провёл только один сезон на профессиональном уровне (хотя «Флорида» уже была готова его забрать). Но будущее игрока в «Бостоне» после такого отношения было понятно.
Те, кто видел игру Квартальнова в «Бостоне» регулярно, основной причиной быстрого окончания его карьеры в НХЛ называют мягкотелость и слабую игру в обороне. «С возвращением Нили в состав в сезоне 1993/94 Квартальнова перевели во второе звено. И без центра уровня Оутса он снова стал тем, кем и был – мягким нападающим, слабо играющим в обороне», – пишет на Hfboards пользователь под ником MS. Но некоторые пользователи защищают россиянина. «Я видел 70 процентов его игр в НХЛ и фразы про мягкотелость и игру в обороне – это очень наивно. Квартальнов был очень техничным. Если у вас есть крутой распасовщик, это не значит, что вы будете много забивать», – считает Special K, призывающий не принижать статистику Квартальнова.
Ближе к середине сезона 1993/94 Квартальнова и вовсе перевели в четвёртую тройку. К тафгаям, играющим по семь-восемь минут за матч. Логично, что вскоре российский нападающий поехал в фарм-клуб, где он хотя бы мог получать нормальную игровую практику. У Квартальнова не сложились отношения с главным тренером «Бостона» Брайаном Саттером, команды которого всегда были ориентированы на оборону. Саттер не хотел использовать сильные стороны россиянина, заставляя его отрабатывать в обороне наравне со всеми.
Уже играя в Казани, Квартальнов рассказал о причинах своего отъезда из НХЛ: «Не сложились отношения с главным тренером, однако когда была возможность обменять меня в другой клуб, руководство ею не воспользовалось. Саттер вообще весьма своеобразно относился к европейским хоккеистам. Вспоминаю такой характерный случай. Герман Титов, игравший в первом звене нападения в «Калгари» и создававший в свои лучшие годы вместе с Тео Флёри ударную силу этого клуба, с приходом в «Калгари» Саттера потерял место в основном составе и пропустил 15 игр за сезон. Тот просто вычеркнул Титова из команды. Честно говоря, я был в шоке. Ну ладно, меня, мало забивавшего и где-то с прохладцей относившегося к оборонительным функциям, можно было усадить на лавку. Но к Титову захочешь придраться – не найдешь к чему: он и в обороне отрабатывал, и впереди был всегда опасен. Тем не менее, Саттер его невзлюбил. Найти своего тренера для игрока, именно тренера, а не команду, значит на 50 процентов заиграть».
«Бостон» не стал обменивать права на Квартальнова в другой клуб и игрок уехал в Швейцарию, где ему были предложены отличные условия. Кажется, что он сделал это слишком рано – человек, набирающий по очку за матч, всегда может найти работу в НХЛ. Вообще, его приезд в Северную Америку очень похож на переход Артемия Панарина в 2015-м в «Чикаго». Не самый габаритный, техничный, с мягкими руками нападающий из России. Приезжает в НХЛ в зрелом возрасте. Но если Панарину дали полноценный шанс и закрыли глаза на его недостатки, то Квартальнову быстро указали на дверь. У него было всё, чтобы зажигать в НХЛ на уровне Александра Могильного или Вячеслава Козлова. Но неверие одного клуба в его силы помешало нынешнему тренеру «Ак Барса» стать звездой мирового уровня.