Новое направление – тренер по функциональной подготовке.
В Поволжской академии спорта со следующего учебного года открывается уникальное для России направление – магистерская программа для тренеров по функциональной подготовке. Реализовать экспериментальную программу доверено преподавателям кафедры медико-биологических дисциплин, которая отвечает в академии за базовые для спортсменов предметы: биологию, анатомию, химию, физиологию, биохимию человека, физиологию спорта и антидопинговое обеспечение.
Магистратура в других спортивных вузах – это медико-биологическое сопровождение спортсменов. В случае с Поволжской академией семь бюджетных мест с нового учебного года займут те, кто готов стать специалистом по функциональной подготовке спортсменов высокой квалификации. Таких профессионалов остро не хватает, и пока их места в профессиональных клубах занимают в основном иностранцы. Обучать по этому профилю в России начинают только сейчас.
Кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой медико-биологических дисциплин и выпускник академии Андрей Назаренко будет одним из преподавателей новой программы. Он в прошлом профессиональный спортсмен, КМС по бадминтону и знает тренировочный процесс изнутри, с точки зрения физиологии, анатомии и биохимии. Владеет теорией и методиками спортивной подготовки. Назаренко объясняет, в чём прорыв новой программы.
– Мы взяли на себя большую ответственность, объединив российский и зарубежный опыт и сделав программу отличной от других. Будем формировать компетенции будущих тренеров, исходя из того, что повысить уровень физической подготовки спортсменов можно за счет правильной работы органов, без отрицательного эффекта. Два ближайших года покажут, оправдаются ли наши научные вложения в студентов.
Сейчас во всех профессиональных клубах – «Рубин», УНИКС, «Ак Барс» – есть тренеры, отвечающие за физподготовку. Но тренер по функциональной подготовке – это нечто большее. Подготовленный нами специалист сможет оценивать и контролировать изменения, которые происходят в организме спортсмена. Например, насколько развитие выносливости адекватно и физиологически правильно. Это оценка динамики роста. Функциональная подготовка включает в себя широкий спектр знаний биологического и медицинского циклов и – самое главное – методов спортивной тренировки. Виды спорта имеют разную специфику и уровень адаптированности, тренированности и подготовленности спортсменов тоже должен отличаться. Тренировочный процесс зависит от правильной оценки состояния спортсмена.
– Как будет проходить отбор в магистратуру и какой бакалавриат для этого необходим?
– Необходимы знания биологии. Это основная дисциплина. Будет строгий отбор лучших абитуриентов, закончивших профильные бакалавриаты, например, в медуниверситете и КФУ. Для тех, кому интересно работать в спорте по нашему направлению, быть спортивным врачом или тренером. Получившим непрофильное образование, конечно, готовиться сложнее. Хотя испытания стандартные для магистратуры – тестовый экзамен и собеседование.
– Какие конкретно дисциплины будут изучаться на этом направлении?
– Согласно новому образовательному стандарту, программа включает в себя базовые и специальные дисциплины. Например, функциональная подготовка вегетативной системы. Отдельно сердце и дыхание. Очень важный блок – планирование и методика тренировки у спортсменов, связанный с теорией физического воспитания. Будут и узкоспециализированные дисциплины, связанные непосредственно с тренировками.
– Семь бюджетных мест на экспериментальное направление – это прилично. Насколько высок спрос?
– Сегодня большинство клубных тренеров понимают, что для повышения результатов к спортсменам нужен индивидуальный подход. Функциональная подготовка предусматривает работу с сильными и слабыми сторонами, чтобы все основные функциональные системы спортсмена могли обеспечивать наивысший уровень работоспособности, не вредя его здоровью. О необходимости таких специалистов в сборных командах по видам спорта уже давно говорит Шамиль Тарпищев. Курбан Бердыев к нам недавно приходил, тоже сказал, что есть потребность именно в таких тренерах. Да и спортивные федерации в качестве потенциальных работодателей периодически обращаются.
– Сейчас в «Рубине» тренеры по физподготовке – испанцы...
– В том то и дело, что многие команды приглашают тренеров из-за границы. Важно, чтобы наши специалисты по уровню знаний не уступали иностранцам.
«НУЖНО ИМЕТЬ НЕ ТОЛЬКО НАУЧНУЮ, НО И ПРАКТИЧЕСКУЮ БАЗУ»
– Кто делает наибольший вклад с точки зрения фундаментальных исследований?
– В каждой стране есть свои учёные. У них есть данные, современные методы исследования и база. Например, у американцев очень мощная школа кинезиологии – прикладное изучение мышечного движения. Сильная школа физиологии в Эстонии. Мы с ними обмениваемся опытом, наши преподавателя туда ездят. Также опираемся на передовые исследования англичан, немцев, чтобы прослеживать в целом тенденции развития спортивной науки.
– Очень большой объём знаний в вашей области был у советских учёных, но затем многое ушло на Запад. Почему так вышло?
– Это сложный вопрос, некоторые методики и направления у нас действительно просто не внедрились. Приведу в пример профессора Зациорского, написавшего фундаментальный труд о биомеханике в Америке. Много лет спустя её перевели в России. Конечно, там это гораздо выгоднее и прибыльнее. Но, несмотря на финансовую составляющую, я думаю, что сейчас всё больше умов остаются в России и дают перспективы для развития. Тенденция утечки мозгов на Запад с каждым годом слабеет. Мы не можем утверждать, что в целом отстаём в научных исследованиях. Да, есть области и направления, где отстаём, но есть и направления, например, общая физиология или нейрофизиология, где даже опережаем. Если говорить о методиках функциональной подготовки, то основные открытия для ее развития были сделаны в России. Сейчас многие наши учёные пытаются исследовать сердце, кровь и дыхание, думая, что это главные факторы при развитии скорости и выносливости. Но нужно целенаправленно смотреть мышцы. Мы должны изучать и исследовать главные для работоспособности системы – мышечную, эндокринную, нервную.
– В отношении функциональной подготовки, что более важно – теория или практика?
– Теория важна для практики. Знания основ работы организма помогают грамотно и полноценно выстроить тренировочный процесс. Без теории – методом проб и ошибок – тоже можно, но логики в таких тренировках не будет. Вечный спор о том, что важнее? Генетика – то, что дано спортсмену от природы или методика и тренер? Нет правильного ответа. Если у спортсмена с хорошей генетикой неграмотный тренер и плохая методика, спортсмен сломается. Но даже слабую генетику с помощью хорошей методики можно развить и подтянуть.
– В первую очередь, вы будете учить именно практиков, а не теоретиков? Считается, что университетское академическое образование заточено именно под теорию...
– Поволжская академия сейчас идёт на своеобразный прорыв. Мы решились на подготовку высококлассных тренеров, потому что вуз развивает и практическую, и научную базу. Вы нигде больше не найдёте такого направления. Наши студенты имеют возможность в процессе обучения на практике исследовать спортсменов. Каждое занятие может быть практическим. В этом особенность нашей магистратуры. В учебно-научной аудитории, где мы находимся, есть оборудование, с помощью которого студенты исследуют работу различных систем организма, проверяют работоспособность спортсменов. Все это мультимедийно видим в онлайн. Можем наблюдать патологические реакции или повышение работоспособности при выполнении спортсменом определенной нагрузки. Обучение строится в формате лабораторно-практических занятий и изучения системного подхода к тренировкам.
«ОРГАНИЗМ КАЖДОГО СПОРТСМЕНА – ИНДИВИДУАЛЕН»
– Насколько велики технические возможности академии?
– Для изучения работы сердца, дыхания и мышцы у нас есть электромиограф. Изучения функций равновесия и координации – это стабилограф. С помощью психотеста мы можем оценивать скорость реакции. Можем забирать кровь, чтобы смотреть уровень реакций в покое и при нагрузках, проверить гормональный фон у спортсменов. Более сложные исследования делаем в лаборатории вузовского учебно-научного центра. В кабинете функциональной диагностики можно оценить анаэробные возможности, понять, кому важнее тренировать скорость, а кому выносливость. Оценить примерный потенциал спортсмена на основе научного подхода.
Это не абстрактная шкала функциональных нарушений, не измеряемая и очень сложно интерпретируемая. Например, многие тренеры по физподготовке говорят – нужно много бегать. Поймите – не нужно много бегать. Чтобы повышать скорость и выносливость – нужно правильно бегать, циклировать нагрузку. Делая много аэробной работы, мы не добьёмся качества. Мы должны давать правильные методики, и этому будем учить.
– Правильно – это значит на определённом пульсе?
– Да, на определённом пульсе. Также на нужном объеме в зависимости от знаний мышечных волокон. Ну и от правильной методики скоростной или силовой работы. Включаем все аспекты, а не просто бегаем 5 - 10 километров.
Вот, например, наших хоккеистов заставляют сдавать тест Купера – бегать 3 км за 12 минут. Конечно, зависит от того, какой тренер попадётся, но вопрос в другом. Зачем?! Они скользят, не бегают. Им бегать не надо. У них работает четырёхглавая мышца бедра. Вот велосипед крутить – это нужно.
Другой пример. Борец приходил. В очень плохом состоянии. Спрашиваю, может, у него какие-то стрессы. Нет, говорит, просто тренер всех гоняет накануне чемпионата России. Всех загнал, отправил на соревнования и, естественно, никто ничего не показал. Спортсмен всё понимает, не хочет, но его вынуждают. У них по три тренировки в день. Ещё приходили люди, серьёзные бизнесмены, с ними работает тоже какой-то тренер. Я говорю одному, что ему нужна интервальная нагрузка. Я не буду давать объёмные тренировки. С ними вы ничего не сделаете, так как предел исчерпан.
У каждой системы есть свой уровень адаптированности и устойчивости. Нужно постоянно что-то менять. А не просто делаем много – значит хорошо и правильно.
– Но ведь даже в профессиональном футболе есть тренеры, которые дают очень большие нагрузки и буквально гоняют игроков до тошноты. В нулевых был известен Феликс Магат, работавший с «Баварией» и «Вольфсбургом».
– И что в итоге?
– Трижды чемпион Германии...
– Гонял до дошноты – а потом они что-то применяли? И гонял он объёмами или интенсивностью? Если объёмами – ещё можно выдержать. Если интенсивностью, то вряд ли.
– Считается, что наш футбол вышел из Лобановского. Но ведь и на его тренировках игроки теряли сознание...
– Скорее всего, он тоже брал объёмом. Его можно выдержать. Но всё время на высокой скорости – нет. Мы можем бегать на низком уровне интенсивности – лактат не повышается, метоболитов много не образуется. Но чрезмерная интенсивность – это просто нереально. Но и клубы сами говорят, что они отбирают, а не набирают игроков. Кто выдерживает, те остаются. А если бы спортсменов набирали разными методиками, то можно было бы иметь больший резерв, и из них уже подходящими методиками делать атлетов. При методе отбора же находится один из сотни, гениальный, который всё что угодно выдержит.
Сейчас у нас уровень тренировок и спортивных исследований вышел на новый уровень. Современный научный подход говорит, что на пик формы спортсмен выводится циклированностью, сохраняя свой резерв и потенциал.
По поводу методик можете почитать публикации Сергея Сарсании. Он подробно рассказал, как прописывал стероиды штангистам и другим атлетам. Методика работает на фоне этого подкрепления. Но официально про это никто не говорит. Остаётся только одна известная методика – тренируйтесь.
– У вас есть ещё какие-то примеры подобных читерских методик?
– Нужно понимать, что каждый организм спортсмена – индивидуален. Методики различны для каждого человека. К тому же, мы – люди науки. Мы можем говорить только о тех препаратах, эффективность применения которых научно доказана. Если они, конечно, разрешены. Антинаучно давать ложную информацию про какие-то таблетки, о которых я мог слышать. Знаю, например, что в Европе с помощью электричества стимулировали мышцы, чтобы повышать скорость и силу. Это работает. К слову, её изобрёл наш физиолог Коц.
– Чем конкретно для физиотерапевта важна химия с практической точки зрения?
– Все биохимические процессы, которые происходят в тканях и клетках – это химические реакции. Либо окисление, либо реакция глюколиза. На химические процессы накладываются физиологические механизмы работы и анатомические сокращения мускулатуры. У наших студентов будет предмет – биохимические аспекты тренировки – где мы будем говорить, какие изменения могут быть при разных режимах работы. Например, как доводить спортсмена до такого уровня тренированности, чтобы он имел более высокий порог потребления кислорода. Кстати, антидопинговая тема, это тоже знания биохимических процессов. Надо знать, как разрешенные препараты или даже обычная еда может повлиять на процессы синтеза белка или роста организма.
– Есть мнение, что физподготовку может поставить любой и для этого не нужно специальное образование.
– С этим будут не согласны многие физиологи и биохимики. Тренировочный процесс строится на знании процессов биологических. На спортсмена работает как методика, так и его генетика с физиологией. Мы отталкиваемся от этой базы. Например, показатель скорости у хоккеиста или футболиста зависит от соотношения мышечных волокон, а не только от тренировок. Чем больше волокон быстрых, тем выше скорость сокращения. Мы это определяем в лаборатории, и от результатов уже строим методики тренировок.
«МНОГИЕ ДОБАВКИ И СПОРТИВНОЕ ПИТАНИЕ – БЕСПОЛЕЗНЫ»
– Вы также преподаёте основы диетологии? Что входит в изучение предмета?
– Я говорю о том, как рационализацией питания повышать восстановление. Рассказываю про эффективные и не эффективные разрешённые препараты, часть из которых просто бесполезны. Тренировка – это 30 - 40% физической подготовки. Остальное – питание, восстановление и сон. Питание – это 40 - 50%. Мы с вами тратим энергию – жир, расщепляем гликоген. Ее можем восполнить только питанием и сном. Мышцы растут во сне, когда мы отдыхаем, а тренировка – это стимул. Рациональное питание – очень важный аспект. Один из предметов нашей магистерской программы – основа спортивной диетологии. Будем объяснять, что каждый вид спорта имеет свою специфику питания.
– Какие препараты спортсменам применять нет смысла?
– Например, спортивное питание, которое продаётся в открытом доступе. Многие добавки, такие как BCAA, глютамин не имеют доказанной научно-эффективной базы. Исследования проводились и это выявили. Те же, которые говорят о полезном влиянии BCAA, имеют заказной характер. Это же аминокислота, которая находится в любом мясе. Если спортсмен адекватно потребляет животный и растительный белок, то он эти BCAA потребляет. Очень много подобных препаратов, начиная от витаминов. Помните рекламу Омега-3? Сначала говорили, что сердце лечит, потом что всё-таки не лечит и не продлевает период жизни. Мы следим за научной базой и составляющими препаратов.
– А что насчёт креатина?
– Креатин имеет научную базу и фундамент. Он повышает скорость и силовую выносливость. Это нужно разграничивать. То, что мы можем черпать в больших и адекватных количествах из рациона. Но креатин не нужен всем спортсменам. Он не нужен для тренировок на выносливость, марафонцам, например. Но просто необходим для силовых видов спорта и спринтерам.
– Насколько сейчас полезно введение ГТО с точки зрения физической подготовки?
– Конечно, полезно. Большинство студентов академии выполнили нормативы ГТО. Для спортсмена и просто любителя физической культуры важно подтверждать уровень физической активности и тренированности. Преподаватели нашей кафедры имеют золотые значки. Это обязывает. ГТО стимулирует заниматься физкультурой. Важно два раза или 150 минут в неделю заниматься двигательной активностью – для сердца, нервной системы и поддержания метаболизма.
– Например, я три раза в неделю бегаю по 7-8 километров – это хорошо?
– Я бы посоветовал бегать 3 - 4 километра, но интервально. 2 - 3 минуты бежать в умеренном темпе, а затем максимальное ускорение на 10 - 20 секунд, а затем опять просто бежите. От такой тренировки будет намного больше эффекта для мышц, нервной системы и в целом кровообращения с дыханием. Нужны ещё силовые нагрузки – отжимания на брусьях, от пола, подтягивания. Бегать нужно умеренно.