О Медведевой, Загитовой, прыжках и новых правилах.
Татьяна Фладе – один из самых авторитетных журналистов, пишущих о фигурном катании. Она выросла в Рейнской области ФРГ и работала редактором крупнейшего немецкого информагентства DPA.
Татьяна известна как интервьюер – за почти 30 лет карьеры она взяла интервью практически у всех звезд фигурного катания – от Алексея Ягудина и Евгения Плющенко до Алины Загитовой и Юдзуру Ханю. Материалы Татьяны вызывают широкий резонанс и их читает высшее руководство ИСУ.
Кроме того, Татьяна пишет книги. Последняя – «Великолепная пара» о немецком дуэте Алёна Савченко/Робин Шолковы.
Фладе входит в медиагруппу ФИСУ и приезжает на все ключевые турниры сезона. Многое связывает Татьяну с Россией. Она часто бывает в нашей стране, в совершенстве знает русский язык (учила его в Сорбонне).
В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, можно ли критиковать спортсменов за неудачи, какие перспективы в сезоне у Загитовой и Медведевой, а также об изменениях в правилах фигурного катания.
«В СПОРТИВНУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ ПОМОГ ПОПАСТЬ РУССКИЙ ЯЗЫК»
– Я ещё в школе начала увлекаться журналистикой, – рассказывает Татьяна. – Мне всегда нравилось писать. Сделала свой школьный журнал, который даже вышел за границы школы. Это был типичный молодежный журнал: главная фишка в том, что вся редакция была молодежной. Долго думали, как назвать и решили назвать «Пицца». Как в съедобной пицце, у нас были совершенно разные ингредиенты – темы, материалы, авторы – на основе одного журнала. Писали про то, что волнует ребят – путешествия, куда сами ездили, городские проблемы, культура, спорт. Там впервые и про фигурное катание стала писать. До сих пор помню первое интервью у ещё молодого Виктора Петренко - будущего олимпийского чемпиона, чемпиона мира.
– Как у вас появился интерес к фигурному катанию?
– От мамы. Сама я никогда не занималась, не каталась. Если не считать, конечно, любительское катание в городских парках и катание на роликах. А по телевизору часто смотрели соревнования всей семьей. И мне тоже начал нравиться этот спорт, решила узнавать про него больше, читать газеты, журналы о фигурном катании.
– Затем решили пойти работать в специализированные издания?
– Да, у нас есть специализированный журнал о фигурном катании – «Пируэт». Я его всегда читала, знала его стиль, формат. На последних курсах университета отправила им свой материал, и они меня пригласили к себе работать. Это был первый шаг в серьезную журналистику. Мне помогло то, что я знаю русский язык. Возможно, меня поэтому и взяли. В Восточной Германии много кто знал, в Западной – редкость. Мне же всегда нравилась Россия, русская культура. Язык еще в школьные годы начала учить по книжкам. Дедушка учебники подарил. Сама выучила, в университете продолжила обучение. Для журналиста, освещающего фигурное катание знание русского языка очень важно, потому что и в то время, и сейчас российские фигуристы - одни из лучших в мире. Но если сейчас российские спортсмены хоть немного, но знают тот же английский, в советские времена не знал практически никто. Поэтому моей задачей стало интервьюирование российских звезд.
– Сколько языков вы знаете?
– Я свободно владею пятью языками: родным немецким, русским, английским, французским и китайским. Также в университете изучала болгарский – просто практики не хватает. Испанский и итальянский понимаю, знаю, но только на бытовом уровне. Знание языков – это ключ к общению. Не только в работе, но и на отдыхе, в путешествиях. Даже если спортсмен говорит на английском, давать интервью на родном языке ему всегда легче. Словарный запас шире, да и беседа свободнее идёт.
– Помните первую командировку?
– Первым заданием для «Пируэта» стал репортаж с чемпионата Советского Союза. Интересное время было – исторический, самый последний чемпионат СССР, декабрь 1991 года. Турнир проходил в Киеве. Я поехала из Германии на поезде. Холодно было – жуть. Остановилась у подруги из России. Вечером мы сели с ней пить чай. Включаем телевизор, а там Горбачев объявляет об отставке. Получается, приехала я в одну страну, а уезжала уже из другой. Когда в конце чемпионата играл советский гимн, киевлянин подошел ко мне и сказал: «Он прозвучит здесь в последний раз».
– Какие ещё забавные случаи случались на работе?
– За столько лет много чего было… Вот после сочинской Олимпиады, например, Юлия Липницкая пропустила награждение на этапе Гран-При. Большой скандал был. Люди кричали, что она специально не пришла на награждение, что это неуважение к соперницам… А она просто устала, пошла в гостиницу и заснула там. Просто организаторы так построили этап, что награждали спортсменов всех видов вместе, после прокатов и одиночников, и пар, и танцев. Липницкая же днём откатала, поехала вздремнуть и банально проспаланаграждение. С кем не бывает!
Я встретилась с ней на следующий день на катке и попросила объяснить случившееся, чтобы споры прекратить. На удивление, то интервью вышло одним из самых удачных в моей карьере. Липницкая - не самая открытая девушка, редко общается с прессой, делится эмоциями, а тут она была такая свободная, открытая. Получилась хорошая и интересная беседа. В Сочи Липницкая стала суперзвездой, даже популярнее чемпионки Аделины Сотниковой, но интервью давать она не очень любила. Как призналась мне Юля, её просто утомила такая популярность. Она не любит публичность, для неё стрессом было внимание миллионов людей. Со мной же она говорила откровенно.
– Ещё есть интервью, которыми гордитесь?
– У меня несколько отличных бесед было с Аленой Савченко. Она очень популярна в Германии. Мы часто общались с ней, сдружились и в итоге она дала добро написать книгу о ней, её судьбе и карьере. С Робином Шелковы, Бруно Массо общалась, их родственниками. Сейчас делаю вторую часть. Она практически написана, осталось согласовать с Савченко её и опубликовать.
Остановилась у подруги из России. Вечером мы сели с ней пить чай. Включаем телевизор, а там Горбачев объявляет об отставке. Получается, приехала я в одну страну, а уезжала уже из другой. Когда в конце чемпионата играл советский гимн, киевлянин подошел ко мне и сказал: «Он прозвучит здесь в последний раз»
«ЖУРНАЛИСТ ДОЛЖЕН БЫТЬ НЕЙТРАЛЬНЫМ»
– Сложно договариваться со спортсменами высокого ранга об интервью?
– Главное, чтобы спортсмены тебе доверяли. Их тоже можно понять: журналисты разные бывают, можно испортить себе репутацию неудачным интервью. Доверие нужно зарабатывать годами, общаться, встречаться на соревнованиях. Самое удачное, если вы знакомы со спортсменом с юниорского возраста, видели, как он растет, он видел вас. То есть начинать знакомство со звездой еще до того, как спортсмен прославился. Так и беседа выйдет естественнее, интереснее. Для этого спортсмена ты уже свой. Он не будет бояться с тобой говорить.
Ещё нужно знать, о чём можно писать, а о чём не стоит, соблюдать журналистский этикет. Погоня за рейтингами, кликами, просмотрами – это хорошо, но есть вещи личные, которые лучше не трогать. Иногда спортсмены могут лишнее сказать про соперников, про федерацию, но это лучше давать после согласия спортсмена. Можно, конечно, действовать на опережение, но это разовая история. Один раз напишешь желтую статью - доверия уже не будет. Если хочешь долго работать в фигурном катании, это не тот путь.
– При этом надо и баланс держать, чтобы интервью не было пресным...
– Конечно, нужно раскрывать человека, искать что-то необычное. Я, например, с этого года веду необычную рубрику «Чай или кофе». Это короткие, легкие беседы, которые раскрывают спортсмена как личность, как человека. Это важно для болельщиков, знать какие спортсмены не только на льду, но и в жизни, быту. Нужно помнить, что спортсмены – такие же люди. Да и просто весело иногда посмотреть такие ролики.
– Спортсмены охотно соглашаются участвовать в таких проектах?
– Им нравится! Лиза Туктамышева, например, даже спрашивала после интервью несколько раз меня, когда же выйдет беседа в интернете, хотела поделиться записью. Вот на днях я выложила наконец-то, времени не было, а она ждала. Им тоже надоедают ведь банальные вопросы с пресс-конфедераций о соревнованиях. У них эти соревнования везде и всюду, ещё и интервью… Единственное, не все спортсмены понимают роль СМИ для спорта. Думают, что их задача выступать и побеждать, а всё остальное их не касается. Но для развития фигурного катания нужно и с болельщиками общаться, и с журналистами,делиться интересным.
– Можете дать советы начинающим?
– Будьте честными – это главное. Уважайте спортсменов – большой спорт, это огромный труд. Критиковать можно, но критика должна быть конструктивной, а не огульной. Нельзя писать, что спортсмен ничего не умеет. Он же как-то попал в большой спорт. Нужно думать, анализировать, искать причины неудач. А люди не хотят думать, им нужны клики, лайки, скандалы. Повторюсь, один раз вы прославитесь своим материалом, но больше вам никто интервью не даст. Карьеру на скандалах не построить. Также нужно серьёзно относится ко всему, работать качественно, на совесть. Если хочешь, чтобы тебя воспринимали всерьез, то и работать надо серьезно.
– Получается, нужно ограничивать себя в оценках? В России, например, перестал общаться с прессой Михаил Коляда после провала в Пхёнчхане.
– Нет, критиковать можно, если явные ошибки у спортсмена. В этом случае нужно было сказать, что Миша, да, в короткой выступил плохо. Но готов он был хорошо, и на тренировках он всё делал. Не специально же он, как некоторые писали, провалил прокат. Причины разные были. И потом он собрался, не сдался, произвольную программу откатал хорошо и занял для команды второе место. Да и если бы люди внимательнее считали баллы, то увидели, что не только неудача Коляды помешала России. В танцах не было первого места у второй российской пары. На то это и командные соревнования. Второе место было объективным, поэтому логично, что такая критика его возмутила.
Не все спортсмены понимают роль СМИ для спорта. Думают, что их задача выступать и побеждать, а всё остальное их не касается. Но для развития фигурного катания нужно и с болельщиками общаться, и с журналистами, делиться интересным.
– Самый памятный конфликт в фигурном катании – противостояние Алексея Ягудина и Евгения Плющенко. Как удавалось общаться с обоими спортсменами одновременно?
– Послушайте, это же адекватные люди, они все понимают, что это наша работа. Все профессионалы, ничего личного. Соперничество между ними было, это не секрет. Они далеко не друзья и характеры у них совершенно разные. Но они понимают, что журналист должен быть нейтральным и не может в конфликте занять чью-то сторону, перестать общаться с одним из спортсменов. Нужно дать высказаться обеим сторонам. Моя задача как журналиста – показать всех, дать слово всем, минимум своей собственной личности. Но есть, к сожалению, журналисты, которые не могут нейтрально писать и преследуют какие-то свои интересы. Но это даже и журналистикой нельзя назвать. Свое личное мнение иметь можно. Есть те спортсмены, кто больше нравится, с кем лучше общаешься, но это не должно выливаться в материале.
– Фигурное катание крайне субъективный вид спорта. Как же сохранить объективность?
– Я, например, не очень довольна прокатами Шома Уно. Мне не нравится его катание. Да, он был в шаге от победы на Олимпиаде, хороший фигурист, но на мой взгляд техника прыжков у него далеко не лучшая, мне совершенно непонятно почему он получает плюсы в оценках. Я могу написать, что хотя и баллы у Уно хорошие, был недокрут. Так писать можно.
– Он на вас не обиделся?
– Да он же не читает (смеется)! Может, и прочитал, но с чего бы ему перестать общаться? Я же не пишу, что Шома Уно плохой человек, не умеет кататься. Я указываю на объективные ошибки, считаю, что он должен работать над собой. Получает много плюсов за прыжки, но они не всегда у него удаются. Это нормально, и лично к нему у меня нет претензий.
– Есть мнение, что всё фигурное катание – это сплошная «Санта-Барбара». Согласны?
– Да нет, это обывательский миф такой, для тех, кто смотрит на наш спорт только со стороны. Сами фигуристы называют своё сообщество семьёй. В любой семье есть конфликты, но в целом отношения нормальные. Иначе никак – одни и те же люди переходят из спортсменов – в тренеры, из тренеров – в судьи, журналисты, комментаторы. Все мы общаемся в одном кругу и знаем друг друга много лет. И не стоит забывать, что спорт – это огромный труд, талант, который достоин уважения. Без работы никуда. Сплетни – часть спорта, да, их больше, чем в других видах, но это скорее от популярности самого вида.
«В ГЕРМАНИИ ЗАГИТОВА ПОПУЛЯРНЕЕ МЕДВЕДЕВОЙ»
– В фигурном катании сейчас есть суперзвезда? Популярная не только в своей стране, но и в мире.
– Юдзуру Ханю. Это - личность, явление в фигурном катании, уникальный спортсмен, интересный человек. Популярен в Америке, Европе. Евгения Медведева тоже стала популярна в последнее время.
– Юдзуру Ханю – лучший фигурист в истории? Ему обязательно надо выиграть третье «золото», чтобы стать лучшим?
– Сравнивать фигуристов разных эпох непросто. Это зависит не только от результатов и медалей. В своё время успехи Дика Баттона также восхищали многих. Сейчас бесспорно лучший – Ханю. Спорт развивается, поэтому сравнения такие некорректны. В 2006-м лучшим был Плющенко – он показывал такие прыжки, которые никто не мог повторить. Или же Юна Ким в 2010-м – она изменила отношение к женскому фигурному катанию: его стали воспринимать иначе, серьёзнее. Для меня прокат Ким на Олимпиаде в Ванкувере – один из лучших, которые я видела в женском катании. Именно ранняя Ким - на пике, потому что в Сочи, после ухода от Брайана Орсера, её словно заставляли кататься. Корейцы ругались, что она откатала лучше Сотниковой и должна была победить, но по идее она вообще третьей должна была быть – ведь Каролина Костнер выступила лучше. Нельзя в фигурном катании выступать без души, желания. Прокат должен идти от сердца.
– Кто популярнее – Медведева или Алина Загитова?
– Сложно сказать. В Германии – Загитова. Она выиграла Олимпийские игры и это сделало её знаменитой. Больше, конечно, про свою звезду говорят – Алену Савченко, но и Загитову знают многие. Недавно проходили соревнования в Германии с Загитовой, и многие болельщики пришли посмотреть исключительно на неё. Медведева тоже интересна, особенно в контексте её переезда в Канаду. Публика наблюдает, как она справляется.
– Тутберидзе – лучший тренер мира?
– Одна из лучших. Для разных спортсменов нужны разные подходы. У нее - строгий подход. Для кого-то это хорошо, а кто-то не может работать в таких условиях. Нельзя судить так категорично. Даже в России есть разные тренеры, разные методики, по-своему хорошие.
– Вам нравится новые программы Загитовой?
– Она молодец. Очень сложно, в таком юном возрасте, когда достиг таких результатов держать чемпионскую планку и развиваться дальше. Но она показала, что готова работать дальше и расти. Многие критикуют выбор музыки. «Кармен» – изъезженная тема в женском катании, но она действительно хорошо чувствует эту музыку и ярко катается. Также она усложняет программу и что важно – не прыжками, а связками, заходами. Прибавила сильно в хореографии и это видно.
Сами фигуристы называют своё сообщество семьёй. В любой семье есть конфликты, но в целом отношения нормальные. Иначе никак – одни и те же люди переходят из спортсменов – в тренеры, из тренеров – в судьи, журналисты, комментаторы.
– Можете сравнить Загитову и Медведеву в плане общения?
– Обе девушки приятные, общительные, но очень разные. По характеру, манерам. Сравнивать их сложно. Всё-таки Алина моложе, а у Жени больше жизненного опыта, это чувствуется.
– Как вы оцените переход Медведевой с человеческой точки зрения?
– Переходы бывают во всех видах спорта, это нормально. Часто они болезненные, как и с Медведевой. Этери буквально вырастила Женю, тренировала её с семи лет. Грустная история. Можно было мягче разойтись я считаю, поговорить друг с другом. Не очень красиво вышло, но спорт есть спорт.
– Можно сказать, что Медведева будет Юна Ким 2.0, учитывая более сложную прыжковую базу?
– Видно, что Медведева прибавила в катании. Пока она исправляет неправильное ребро на лутце. Значит, направление развития Медведева выбрала верный. Прогресс виден: она выучила новый каскад – двойной аксель+тройной риттбергер – и уверенно исполняет его на тренировках. Сказала, что пока на соревнованиях показывать не будет его и оставит задел на будущее.
Думаю, она может стать сильнее, чем даже была. Всё-таки, ей нужны были перемены и новая обстановка, чтобы идти вперед. Никто не говорит, что Этери Тутберидзе плохой тренер – она выдающийся специалист, но Жене нужно было поменять свою жизнь. Сейчас она чувствует себя свободнее. После олимпийского сезона всегда непросто. Если говорить про Skate Canada, Евгения на тренировках откатала неплохо, возможно, ментально она была не совсем готова к этим соревнованиям. Она в хорошей форме и может побеждать, что доказала произвольной программой.
После таких серьезных перемен ей нужно время, чтобы найти себя. Я уверена, что победы будут. По характеру Медведева – настоящий боец и всё у неё будет хорошо.
«ГЛАВНЫМИ КОНКУРЕНТКАМИ РОССИЯНОК БУДУТ КОРЕЯНКИ»
– Туктамышева победила, но не показала свое главное оружие – тройной аксель. На тренировках она его делает?
– Да, делала, были и каскады интересные - например, тройной лутц+тройной тулуп. В короткой программе тройной аксель был, хорошо исполненный. Проблема Туктамышевой на Skate Canada связана с психологией. Она мне в интервью рассказала, что нервничала очень после короткой. Для нее было непривычно быть на первом месте. Она чувствовала близкую победу и боялась ее упустить. Поэтому она осторожно откатала произвольную и после падения на акселе уже не стала рисковать и выходить на каскад тройной лутц+тройной тулуп. Мишин отметил, что она выходила защищать первое место, а нужно было идти атаковать. Произвольная программа не во всём удалась, она облегчила программу, но запаса очков для победы хватило.
– С показанными баллами реально претендовать на призовые места на чемпионате мира?
– Посмотрим, какие будут дальше у неё результаты. Пока что ей очевидно занижают компоненты. Она сдержанно каталась, без скорости, и судьи прокат оценили не на том уровне, на каком могли. Будет кататься лучше – и оценки будут гораздо выше. В этом сезоне у Туктамышевой большой потенциал.
– Туктамышева дважды доказала, что возвращения в большой спорт возможны. Могут ли также вернутся Радионова, Погорилая и Сотникова?
– Шанс всегда есть, но им будет сложно. Они талантливые, хорошие фигуристки, но вернуться после длительного перерыва – это большой труд как моральный, так и физический. Шансы есть у всех, всё зависит только от них и их здоровья.
– В чём секрет доминирования россиянок в женском одиночном катании?
– Огромная внутренняя конкуренция. Чтобы просто попасть на международные соревнования, нужно показывать уровень призёров чемпионата Европы. Чемпионат России чуть ли не важнее чемпионата мира стал. Конкуренция рождает сильнейших, много групп – Тутберидзе, Алексея Мишина, Елены Буяновой-Водорезовой и других. Спортсменки талантливые и работоспособные.
– Это временное явление или россиянки пришли всерьез и надолго?
– Всегда говорят, что любая система рано или поздно рухнет. История не только спорта - циклична. Было время, когда катались Ирина Слуцкая, Мария Бутырская, Виктория Волчкова, Елена Соколова – их тоже мало кто мог обыграть. С конца 90-х до Турина Россия тоже очень уверенные позиции занимала. Шестёрка чемпионата России были претендентками на победу перед чемпионатом мира. И что потом? Пока не выросли Елизавета Туктамышева и Сотникова, у россиянок почти и не было побед. Ушла Слуцкая и всё рухнуло. Когда конкуренция становится слишком сильной – это плохо. Другие фигуристки тогда заканчивают карьеру и не видят смысла кататься. Это может случиться и сейчас.
– Какие страны в таком случае могут потеснить Россию?
– В Японии всегда была хорошая школа. Например, Рика Кихира выделяется, которая, как и Туктамышева, исполняет тройной аксель и тренирует четверной тулуп. Они наступают на пятки россиянкам, но моя ставка на Южную Корею. На юниорских соревнованиях кореянки выделяются. У них свой стиль и хорошая техника. Это всё наследство Юна Ким. Она влюбила страну в спорт, многие пошли в те годы заниматься, глядя на нее, и появилось целое поколение талантливых девушек. Скоро мы их увидим.
– А в этом сезоне у россиянок есть конкурентки? Учитывая самоотвод Костнер и Кэйтлин Осмонд...
– Сатоко Миохара на взрослом уровне, другие японские девушки. Американки, канадки пока не впечатляют, в Европе тоже не вижу конкуренток. Всё-таки главная борьба идёт между россиянками. В случае ошибок россиянок побеждать будут японки.
– Российская фигуристка №3?
– Думаю, Туктамышева, если смотреть по результатам этого сезона. Лиза вернулась на свой привычно высокий уровень. Посмотрим, сможет ли она сохранить свою форму к весенним соревнованиям. Часто бывает, что спортсмен осенью хорошо выступает, а на чемпионате Европы, мира показать себя не может. По оценкам надо подождать.
«ЛУЧШАЯ ПАРА КАК В РОССИИ, ТАК И В МИРЕ»
– Как вам новые программы Владимира Морозова и Евгении Тарасовой?
– Хорошо, что у них разные по стилю программы. Короткая – танцевальная, произвольная – лирическая. Произвольная сложная как с точки зрения хореографии, так и техники, она не прощает ошибок. Нужно действительно хорошо кататься, чтобы её показать. Короткую они поменять решили, потому что в первой была музыка спорная, не всем понравилось. И я тоже считаю, что новая лучше смотрится.
– Насколько сложно менять программу за две недели до сезона?
– Для спортсменов высокого уровня это не так сложно. Такое не часто, но случается.
– Какие у пары шансы в сезоне?
– Пока они выглядят лучшей парой как в России, так и в мире. Вопрос в стабильности только. Они лидеры. Из конкурентов – китайцы, французы Ванесса Джеймс/Морган Сипре, удачная программа у них, в России – Наталья Забияко/Александр Энберт. Но при чистом прокате побеждать должны Женя с Володей.
Когда конкуренция становится слишком сильной – это плохо. Другие фигуристки тогда заканчивают карьеру и не видят смысла кататься. Это может случиться и сейчас.
– На Олимпиаде Тарасовой с Морозовым не хватило стабильности?
– Опыта. Ребятам сложно было выходить кататься последними. Жалко, конечно, могли выиграть медаль, но это спорт. Надо жить и работать дальше.
– Можно уже сейчас оценить успехи Максима Транькова как тренера?
– Пока ещё рано. Он только начал самостоятельно тренировать, прошло всего несколько месяцев. Пока он делает всё правильно, и спортсменам нравится. Максим шутит, что не хочет быть тренером, но он талантливый человек. Как спортсмен в прошлом, как тренер, хореограф и комментатор – сейчас. Если он сам захочет продолжить тренерскую карьеру, у него должно получиться. И возраст - не помеха. Сейчас много молодых тренеров – Артур Минчук, Василий Великов, например. Но пока что Траньков говорит, что других пар брать не будет.
– Сложно будет ему заменить такого успешного тренера, как Нина Мозер?
– Формально она никуда не уходит. Она остается как руководитель группы. Может помочь Максиму в случае чего, подсказать. Она всегда рядом. Но он и сам справится.
– Какие перспективы у российских одиночников?
– Сейчас ребята немного отстают от девочек. Тренеры жалуются мне, что нет новых парней. Нужно немного подождать. К тому же, парни начинают показывать себя немного позже, чем девушки. Но и сейчас есть в сборной России Коляда и Алиев. При удачном прокате они могут показать очень высокие результаты. Талант у них есть.
«ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ ДВИЖЕТСЯ В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ»
– Замечаете тренд омоложения фигурного катания?
– Юниоры – юниорами, но побеждать на взрослом уровне – совсем другое. Взять, к примеру прошлый сезон. Очень хорошо себя показали Осмонд, Костнер. Медведева, которая уже тоже каталась не как юниорка. В этом году и Загитова прибавила, стала более женственной. Да, сумма баллов у российских юниорок в этом году невероятная, но переход во взрослые выдержат не все. Не стоит всё оценивать только баллами и прыжками. Фигурное катание – это ещё и искусство. По сравнению со взрослыми девушками у юниорок катание детское. Поэтому не всегда понятно, почему им ставят такие баллы. Техника – понятно, но компоненты почему такие высокие? Техника действительно сильная. Из молодых талантов Тутберидзе выделю Алену Косторную – у неё отличные шансы на успешную карьеру. Она уже сейчас катается по-взрослому практически.
– Какие тогда перспективы у Александры Трусовой?
– Не берусь глобально оценивать ее и загадывать далеко вперед. Хочется ей пожелать только сил и здоровья. Это самое главное. Такие уникальные в техническом плане спортсмены, которые двигают спорт вперёд, запоминаются. Сейчас Трусова в женском катании, как Евгений Плющенко в мужском. Думаю, мало кто может повторить то, что она делает по технике. То, что она вырастет – не значит, что она перестанет прыгать. Туктамышева же не разучилась свой знаменитый тройной аксель исполнять, прыгает до сих пор. Если техника хорошо поставлена, то прыжки не пропадут. Важно ещё ей мотивацию сохранить и трудолюбие. Пубертат – это комплексное явление, не только тело меняется, но и мышление, образ жизни. Всякое может случиться, но наблюдать за ней крайне интересно.
– Девушкам вообще нужны четверные?
– Если они могут их исполнять – почему нет? Но Трусова, Щербакова – это единицы. Остальные морально не готовы. Девочки доказали, что физически это возможно. Но морально это непросто. Та же Туктамышева не раз говорила, что хочет выучить четверной тулуп или даже лутц. И она смогла бы! Но её сдерживает психологический барьер. Такой барьер не только у нее, у многих. Нужен человек, который этот барьер сломает. Возможно, им станет Трусова.
– Возрастной ценз – искусственный барьер или же необходимость?
– Очень спорный вопрос. Да, есть люди, считающие юниорок угрозой для фигурного катания. Но я считаю, не стоит увеличивать возрастной ценз. Просто нужно переработать немного систему судейства, чтобы на первый план шла не техника. Да и настоящая чемпионка обыграет любого юниора. Другая сторона медали – мотивация самих девушек. Если Трусова уже в 13 лет круче всех по юниорам, держать искусственно её там пять лет бессмысленно. Так же и интерес к фигурному катанию пропадет.
Морально это непросто. Та же Туктамышева не раз говорила, что хочет выучить четверной тулуп или даже лутц. И она смогла бы! Но её сдерживает психологический барьер. Такой барьер не только у нее, у многих. Нужен человек, который этот барьер сломает. Возможно, им станет Трусова.
– В этом сезоне правила серьезно пересмотрели систему судейских оценок. Изменения - положительные, либо это тормозит развитие спорта?
– Фигурное катание – это артистичный вид спорта. А если спортсмен специально ставит все свои прыжки на вторую половину программы ради лучших оценок – программа теряет в своем целостном восприятии. Такой прокат не смотрится, в нём нет баланса. Поэтому и решили снять надбавки. Четверные у мужчин ограничили только тем, что будет меньше одинаковых прыжков. Это заставляет мужчин кататься чище и подходить к прыжкам с умом.
Вспомните прошлый чемпионат мира – для галочки спортсмены набрали в программу четверных, не смогли их исполнить, в итоге получился какой-то цирк, а не спорт. Одни падения, такое никому не нужно. Сейчас, если судить по первым турнирам, мужчины катаются гораздо чище. Потому что риск повысился при ошибке, четверные исполняют только те ребята, кто уверен в себе до конца. Так лучше. Раньше прыгали, падали и всё равно получали высокие баллы.
Мишин мне говорил, что новые правила лишают ребят мотивации учить четверные, но я уверена, что без четверных мужское одиночное катание не останется. Без четверного прыжка сегодня не победить, только если все лидеры с четверными провалятся.
– Что нужно сделать фигурному катанию, чтобы стать популярным во всем мире?
– ИСУ старается развивать фигурное катание как глобальный вид спорта. Очень много работы идёт в соцсетях, проекты для болельщиков. Нужно продвигать не только спорт, но и все что вокруг спорта, особенно по части медиа. Есть специальная программа по развитию фигурного катания в маленьких странах. Например, на Олимпиаде в Пхёнчхане выступал фигурист из Малайзии. Он реально родился, жил и тренировался долго в Малайзии. Он не американец с малазийскими корнями, как иногда бывает - только несколько лет тому назад уехал в Канаду, чтобы постоянно тренироваться. Также есть семинары для тренеров из таких экзотических стран.
– Пять лет назад вы написали аналитическую статью под названием «Фигурное катание не умирает». Что вы скажете о будущем этого спорта сейчас?
– Фигурное катание развивается и движется в верном направлении. Интерес к фигурному катанию не будет спадать. Это уникальный спорт, где есть как атлетическая часть – прыжки, технические элементы, так и артистизм. И для победы нужна гармония. Дальше нужно двигаться в похожем ключе – развивать как техническую часть, так и артистическую.