Что надо сделать российским клубам, чтобы попасть в суперлигу?

Туда Россию не позвали, хотя есть даже «Марсель».

«Зенит» – «Краснодар» / фото: сайт ФК «Краснодар»


ЕЩЕ РАЗ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ СУПЕРЛИГА

По информации Football Leaks, 11 ведущих европейских команд хотят выйти из УЕФА и создать cуперлигу. Еще пять команд будут приглашены дополнительно. Планируется, что турнир будет создан в 2021 году и пройдёт по круговой системе. Каждый клуб проведёт по 30 матчей регулярного сезона, после чего лучшие выйдут в плей-офф. Вот 11 «бунтарей»: «Манчестер Сити», «Манчестер Юнайтед», «Челси», «Арсенал», «Ливерпуль» (все – Англия), «Реал» и «Барселона» (оба – Испания), «Ювентус» и «Милан» (оба – Италия), «ПСЖ» (Франция») и «Бавария» (Германия).

Football Leaks также сообщил о пяти приглашенных командах. Планируется, что в первом сезоне к 11 клубам-основателям добавятся дортмундская «Боруссия», итальянские «Интер» и «Рома», мадридский «Атлетико» и французский «Марсель». Российских клубов не предвидится, хотя в первом варианте турнира было зарезервировано одно место для команды либо из нашей страны, либо из Турции или Голландии.

Чтобы попасть в суперлигу, владельцам «Зенита», ЦСКА и «Спартака» нужно доказать, что они достойны её. Наличие «Марселя» в числе приглашённых показывает, что у российских клубов есть шанс. Но надо стать глобальным брендом. Для этого у наших команд есть три года.

Американский бизнес хочет разрушить европейский футбол и Лигу чемпионов

НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНЫМ БРЕНД ДЛЯ КЛУБОВ-ОСНОВАТЕЛЕЙ

«Марсель» далеко не самый именитый бренд Европы. С какой целью организаторы лиги выбрали именно этот клуб? Ведь в списке приглашённых не видно ни «Тоттенхэма», ни «Наполи», ни «Севильи», которые в последние пять лет на слуху у всех. Судя по всему, «Марсель» был пролоббирован рядом клубов-основателей. В этом французском клубе заинтересован, прежде всего, «ПСЖ». Матчи между парижанам и марсельцами – самые кассовые во Франции, это достояние чемпионата Франции. К тому же, французскому ТВ явно будет мало только одного «ПСЖ» в этом турнире.

Но даже в таких условиях непонятно, чем «Марсель» привлекательнее «Наполи», кроме современного стадиона. У того же «Тоттенхэма» арена будет одной из лучших в мире. А итальянский и английский ТВ-рынки богаче, чем французский. Можно предположить, что за приглашение «Марселя» было поднято больше рук. В Марселе, как рынке, могут быть заинтересованы «ПСЖ», «Милан», «Ювентус», «Барселона», то есть близлежащие клубы-основатели. Поэтому главная цель российских команд, если они желают играть в суперлиге – стать привлекательнее «Марселя» и остальных четырех «команд-гостей».

НУЖНО ЗАРАБАТЫВАТЬ ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ ВО ВРЕМЯ ДОМАШНИХ МАТЧЕЙ

Чем больше клуб зарабатывает на местных рынках, тем больше у него возможностей для реализации своих проектов за его пределами. А сторонние проекты всегда положительно сказываются на лиге в целом. Это важнейшая аксиома для закрытых лиг. В США действует принцип, что если клуб мало зарабатывает, владельцы остальных команд лоббируют переезд франшизы в другой город, независимо от того, НФЛ это или НХЛ.

Главный источник дохода любого современного клуба – билеты, мерчендайзинг и кейтеринг. У европейских топ-команд эти показатели составляют до 45 - 50% всех заработанных за сезон денег. Во многом суперлига может быть создана именно для увеличения прибыли с матчей. Одно дело, когда клуб проводит 6 - 8 встреч с грандами за сезон, совершенно иное – когда таких матчей минимум 15.

К тому же в американских лигах есть интересное правило – клубы делятся частью своего дохода от продажи билетов с остальными командами. В НХЛ это почти 20%, в НФЛ эта сумма доходит до 40%. Это нужно для выявления слабых франшиз и бедных рынков. Фактически американские лиги устроены по социалистической модели, наложенной на миллиардные доходы. Суперлига, судя по всему, будет создана по моделям из США, следовательно, организаторы могут принять это правило.

Если российские клубы хотят быть приглашены в суперлигу, они должны будут доказать, что способны сами зарабатывать десятки миллионов долларов на своих фанатах. А для отличных показателей необходимы постоянные 50 тыс зрителей на трибунах при минимальной цене билета в 2,5 тыс рублей. Именно столько стоят самые худшие места на «Велодроме» - стадионе «Марселя».

Обзор посещаемости российского футбола: на «Зенит» ходят лучше, чем на Роналду, в топ-100 два клуба ФНЛ

К примеру, «Монако», несмотря на постоянное участие в Лиге чемпионов, сильнейший (в прошлом сезоне) состав и академию, а также расположение в Монте-Карло, никто не пригласит в суперлигу из-за крохотного рынка, стадиона и посещаемости в 7 тыс зрителей.

Этого эффекта можно добиться только в Санкт-Петербурге и на стадионе «Лужники» в Москве. ЦСКА и «Зенит» показали, что зритель готов платить много денег на матчи Лиги чемпионов и чемпионата России. Но способен ли болельщик отдавать по 8 - 10 тыс (с учетом еды и сувениров) рублей 15 раз за сезон, при условии, что в конце чемпионата он точно будет на стадионе, даже если его команда будет идти на последнем месте?

Сколько стоит поход на футбол в России?

НЕОБХОДИМО НАЧАТЬ РАБОТАТЬ В АЗИИ И АМЕРИКЕ

Уже сейчас можно с уверенностью сказать, что суперлигу возненавидят болельщики всех команд. Для жителей Англии, Германии, Италии нет ничего важнее, чем постоянные противостояния внутри страны. Но в последнее время количество приезжих болельщиков резко увеличилось, такие клубы, как «Барселона» и «Манчестер Юнайтед» зарабатывают на них десятки миллионов долларов.

Для продвижения своего бренда ведущие европейские команды отправляются в предсезонные турне по Америке и Азии, также участвуют в Международном кубке чемпионов. Стадионы во время этих встреч постоянно заполнены, мерч скупают тоннами, а зрители продолжают следить за командой, принося горы денег ТВ-компаниям. Например, игры «Ливерпуля» собирают почти 100 тыс зрителей в США и Австралии.


Все 11 клубов-основателей зависимы от Азии и Америки, ведь это также может помочь наладить контакты с местным бизнесом, как это сделала «Барселона». К тому же когда за команду болеют по всему миру, экипировщики предлагают космические контракты. Каталонцы получают от Nike 100 млн долларов, «Реал» может получить от аdidas 110 млн уже в следующем сезоне.

Наши команды не могут участвовать в массовом предсезонном турне из-за календаря: пока «Челси» разъезжает по США, в российском чемпионате уже прошло несколько туров. Поэтому клубам нужно искать окольные пути, например, через приглашения легионеров. Во время выступления Кейсуке Хонды за ЦСКА, все матчи красно-синих освещались в японских СМИ, на еврокубковые игры приезжали сотни туристов из Японии.

НУЖНО ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ КРУПНЫЙ ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ

Этот пункт вытекает из предыдущего. У всех команд-основателей титульные спонсоры либо иностранные компании, либо местные, но глобальные корпорации. Российские клубы активно сотрудничают с иностранными фирмами, такими как Hyundai или KIA, но по вложениям они никак не сравнятся с Rakuten «Барселоны» или Yokohama «Челси».

Главная идея любой закрытой лиги – каждый работает на благо каждого. Азиатские деньги в «Барселоне» положительно скажутся на доходах «Челси» или «Милана». Из пяти приглашенных клубов сейчас, пожалуй, только «Марсель» не вышел на азиатский и американский рынки. Так зачем же организаторам турнира делиться доходами с «Зенитом» и «Спартаком», которые никак не работают в этом направлении?

Да, «Газпром» или «Лукойл» могут вложить десятки миллионов долларов в суперлигу, но будет ли долгосрочная выгода от такого сотрудничества? Поэтому необходимо, что условный Fly Emirates заключил соглашение с российскими командами, там самым показав владельцам клубов-основателей, что у наших команд есть потенциал. Успешный пример такой коллаборации есть – это хоккейный «Спартак».

<p lang="ru" dir="ltr">Авиакомпания <a href="https://twitter.com/TurkishAirlines?ref_src=twsrc%5Etfw">@TurkishAirlines</a>, имеющая самую широкую маршрутную сеть в России среди иностранных авиаперевозчиков, стала официальным партнёром хоккейного клуба <a href="https://twitter.com/hashtag/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BA?src=hash&ref_src=twsrc%5Etfw">#Спартак</a>. Торжественная церемония подписания соглашения состоялась в рамках «Бизнес-клуба»: <a href="https://t.co/HYSxcVM02S">https://t.co/HYSxcVM02S</a> <a href="https://t.co/yx0Gh3FoOW">pic.twitter.com/yx0Gh3FoOW</a></p>— Spartak Moscow (@spartak_hc) <a href="https://twitter.com/spartak_hc/status/999995636136271872?ref_src=twsrc%5Etfw">25 мая 2018 г.</a></blockquote> <pre class="redactor-script-tag" async src="https://platform.twitter.com/widgets.js" charset="utf-8"></pre> ">


НАДО СДЕЛАТЬ УПОР НА ИНОСТРАННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Проблема российских клубов в том, что они российские. И тут дело не в бедности населения, как рассказали представители «Зенита» в УЕФА, а в том, что русский язык не особо популярен в мире. Даже «Бавария» имеет огромные проблемы в заработке за пределами Германии из-за немецкого языка.

Английские и испанские команды популярны в Азии и Америке не только потому, что они туда регулярно наведываются. Просто жителю Японии и Мексике удобно за ними следить, так как они владеют английским и испанским языками. Им легко поддерживать команду в интернете, подписаться на их аккаунты в социальных сетях, быть частью клуба.

Россияне же из мировых социальных сетей сидят лишь в инстаграме. Для шейхов и американских миллиардеров миллион фолловеров «Зенита» во «ВКонтакте» ничего не значат, так как они не принесут прибыль во время спонсорских активаций мирового масштаба. Иностранному капиталу интереснее вложиться в команду, за которой следят 5 млн человек в фейсбуке.

В целом же российские клубы на данный момент не достигли даже турецкого уровня популярности. На фейсбук «Бешикташа» подписаны 7 млн фанатов, на «Галатасарай» – 15. И во многом поэтому и контракт между турецкой лигой и телекомпаниями в десять раз больше, чем в России.

Нашим командам, если они хотят играть в суперлиге, необходимо выйти на мировую сцену, а это сделать можно только за счёт иностранных социальных сетей. И это, пожалуй, куда проблематичнее, чем привлечь иностранный капитал.

НАДО ПРОЛОББИРОВАТЬ СОЗДАНИЕ ВТОРОГО ДИВИЗИОНА

Но попасть в суперлигу можно еще и по спортивному принципу. Но ни одна российская команда сейчас не может похвастаться и отменными футболистами, и своей историей. Кубок УЕФА выигрывал не только «Зенит» и ЦСКА, но и «Шахтёр». Горняки регулярно играют в плей-офф Лиги чемпионов, они стали приличным европейским середняком. Поэтому, если судить по спортивному принципу, украинский клуб выглядит более достойным кандидатом на участие в суперлиге, чем «Зенит».

Но у российских команд всё же есть деньги. Не такие большие, как у топ-11, но для того, чтобы спонсировать второй дивизион их будет достаточно. Football Leaks сообщило, что организаторы хотят сделать еще одну лигу, уровнем ниже, и сильнейшая команда будет иметь шанс попасть в суперлигу.

А вот тут российские команды стопроцентно будут участвовать. «Зенит» гарантировано туда попадёт, ЦСКА тоже, если переедет в «Лужники». «Спартак» быть может тоже, но для этого надо выйти из управленческого кризиса. Попасть в суперлигу таким способом можно, российские команды могут выстрелить в этом турнире. Проблема в том, что, судя по всему, и не попавшие в суперлигу «Тоттенхэм», «Наполи» и «Севилья» тоже будут там играть. А также «Порту», «Бенфика», «Шальке 04», «Галатасарай», «Шахтёр» и прочие сильные клубы.

Виктор Майоров