О диете, четверных, Костнер и Туктамышевой.
Этот сезон открыл широкой публике ещё одну российскую фигуристку – Софью Самодурову. Ученица Алексея Мишина ни разу не выступала до этой осени на международных соревнованиях. От Софьи в дебютный сезон результата не ждал даже наставник, а она уже попала в финал Гран-при. Чего не смогла сделать двукратная чемпионка мира и серебряный призер Олимпийских игр в Пхёнчхане Евгения Медведева.
Самодурова родилась в Красноярске. Поэтому про нее говорят – у нее сибирский характер и её не сломить. В юниорах Софью практически не замечали, она оставалась в тени вундеркиндов Этери Тутберидзе. Из значимых успехов – только медали юниорского Гран-при. Но когда Мишин предложил ей перейти во взрослые, она сказала, что двумя руками «за».
Первый же старт – и сразу медаль. Софью отправили на сложный для россиянок этап Skate America. Конкурентки там обычно сильные, а оценки девушкам из России ставят невысокие. Самодурова не стушевалась и стала третьей. Небольшие шероховатости в катании были, но сам результат для дебюта – впечатляющий.
– На короткой программе в Америке я волновалась больше, чем на произвольной. Не знаю, с чем это связано. Может быть, с тем, что открывала соревнования среди девушек. А в произвольной волновалась только в самом начале. Мне кажется, это было видно», – вспоминает спортсменка после выступления с показательным номером на московском этапе Гран-при. Софья заняла второе место, уступив только Алине Загитовой, и после оглушительного успеха уделила общению с журналистами чуть ли не полчаса.
КУМИРЫ – ЭШЛИ ВАГНЕР И КАРОЛИНА КОСТНЕР
Самодурова рассказала, что ее кумиры – Эшли Вагнер, Хавьер Фернандес и Юдзуру Ханю.
– Каждый берет чем-то своим. Хавьер – артистизмом, Ханю – сложностью.
Ещё она очень любит Каролину Костнер, и в этом ей повезло – Каролина занимается у Мишина и часто бывает в Петербурге.
– На самом деле мы все очень радуемся в группе Мишина, когда к нам приезжает Каролина. Она лучшая фигуристка в мире по скольжению, интерпретации программы, связкам – это идеал правильного реберного скольжения. Конечно, мы очень рады, когда она приезжает, учимся у нее, общаемся. Она сама иногда подсказывает нам, где можно элемент свой сделать лучше. Мы ждем её!
– На каком языке с ней общаетесь?
– На английском. Русский она не знает. Мишин общается с ней по-английски и по-итальянски. Он хорошо знает итальянский.
Надо сказать, что языками Самодурова владеет действительно отлично. После проката в произвольной программе она спокойно минут десять общалась с японским NHK. Затем – Golden Skate. Потом и вовсе поразила всех, заговорив на английском во время пресс-конференции. В Москве!
– А я читала в интернете, слушок там пошел, что некоторые фигуристы не могут общаться на английском языке, что у россиян есть языковой барьер. Вот и решила показать, что его нет у меня. Почему бы и нет? – объясняет Софья.
Софья растрогала всех, расплакавшись после завоеванной серебряной медали.
– Это слезы счастья! – уверила она, но голову от успеха у неё не кружит. – Не всё было хорошо. Ошибки были. Над ними будем работать. На самом деле, катаю не супер-мега-чисто. Выезды после прыжков надо почище делать, сальхов получше сделать, допустила какой-то совершенно для меня непонятный недокрут на тройном тулупе.
— Тренер вас успокаивает?
— А зачем успокаивать? Это же искренние эмоции, счастье. Зачем их останавливать? Я же еще ребенок, я еще маленькая. Все-таки первый сезон, все в новинку. Это искренние эмоции.
У Софьи с Мишиным очень теплые отношения. В прошлом году, когда ее похвалил тренер за отличную работу, она расплакалась. И говорит, что до сих пор плачет, когда ее хвалит Алексей Николаевич. К слову о работе. В группе Мишина всегда много спортсменов. Самодурова рассказала, как они делят лед между собой:
– У нас две категории спортсменов – юниорки и спортсменки ВСМ (высшего спортивного мастерства, – ред.). Мы с Лизой катаемся в ВСМ, никакого разделения льда между нами нет. Кто-то более ответственно относится к тренировкам, приходит пораньше. Есть те, кто опаздывает иногда. В нашей группе этого мало, нет совсем безалаберности какой-то. Но иногда бывают, что опаздывают спортсменки. Я – нет. Для меня это неприлично. Что-то делаем сами. Те же каскады мы даже не обсуждаем с тренерами. Просто делаем и всё.
– Сколько прыжков вы делаете за тренировку?
– Не меньше десяти. Кстати, мы уже несколько лет выписываем после каждой тренировки прыжки в таблицу – сколько сделал, сколько не сделал, процент сделанных/не сделанных, с вращениями. У меня примерно 80 процентов.
– Тройных?
– Конечно. Двойные мы на тренировке даже не делаем, разве что в каскаде.
– Программу целиком катаете или по частям?
– Каждый день прокатываем целиком короткую и произвольную.
«МОЕ СЧАСТЬЕ – ЭТО АЛЕКСЕЙ МИШИН»
– Плющенко говорил, что Мишин учил его не только на льду – но и по жизни. Вплоть до окучивания картошки. Чему вас он учил?
– Конечно, он же тренер. Мне кажется, тренер – это второй отец, вторая мать. Или за всех сразу. С любой просьбой к нему подойдешь – он постарается её тут же решить, в ту же секунду. Поможет всем, чем сможет. Алексей Николаевич – это счастье в моей жизни. Надеюсь, что он будет и дальше верить в меня, а я не дам повода для сомнений.
– Он ещё известен как шутник. Можете вспомнить...
– Это сложно.
– Все неприличные?
– Бывают иногда! Но не всегда уж. Вообще шуток много, если подумать, чтобы была приличная. Ну вот девочкам маленьким он говорит на тренировках, мне уж не говорил вроде в последнее время: «Грудь вперед! Даже если её нет». Вот что самое приличное на ум пришло. Человек с юмором.
Самодуровой всего 16 лет. Пусть для российского женского одиночного катания это и зрелый возраст, в жизни Софья ещё ребенок. Признается – иногда хочется и поиграть, и повеселиться. Но времени особо на хобби нет. Когда нет тренировок – учеба. А нет учебы – тренировки.
– Мне непросто. Но не сказала бы, что с переходом во взрослые нагрузки поменялись. Нет, тренировочный процесс не изменился. Как по мне, абсолютно так же работаю, как и по юниорам. Не отражается это на мне. Ни легче, ни сложнее.
Самодурову, как и других девушек в ее возрасте преследует серьезная проблема – пубертат. Но она не переживает по поводу взросления и набора веса.
– У меня с режимом проблем нет, с питанием тоже. Были некоторые проблемы с весом летом, но сейчас всё в норме.
– Приходится отказываться от некоторых продуктов?
– Сейчас всё в норме по весу. Но ограничиваю, куда без этого.
– Какой ваш ежедневный рацион?
– Утром – обязательно нужно поесть яйца. Алексей Николаевич говорит – либо яичница, либо каша. В обед люблю супы, пюре из овощей, из тыквы. Курицу люблю очень. На ужин – фрукты. В редких случаях йогурт, когда уж очень хочется. На ночь нельзя молочные продукты, но иногда сложно себя сдерживать, люблю больно йогурты. Сладенькое что-нибудь. С утра можно.
Самодурова на этот сезон подготовила три программы. Лирическую произвольную – под песню Кристины Агилеры. Заводную короткую – под саундтрек к фильму «Миссия невыполнима-2». И очень необычную музыку для показательных – еврейский народный танец «Хава нагила». Но, как призналась Самодурова, еврейских корней у неё в роду нет и не было.
– Нет, я не еврейка (смеется). Просто это моя прошлая короткая программа, с прошлого сезона. Тренеры предложили мне её. Сначала я сомневалась, музыка показалась мне чем-то неординарным. Не для фигурного катания. Потом, когда начали уже работать с хореографом программу выстроили в яркий образ, общую картинку. Мне до сих пор говорят, что «Хава нагила» – моя лучшая программа за всю карьеру. Мне самой она тоже нравится.
– Как вы ставили свои программы?
– Всё получилось довольно спонтанно. Мы должны были ехать на сборы в Эстонию, все ребята уехали – а Алексей Николаевич мне говорит ехать в Москву. Работать с хореографом над программой. Не сказал никто, ни во сколько, ничего… Всё в тайне. Приезжаю в Новогорск, прихожу вечером на тренировку и вижу – на льду Илья Авербух. Я просто глазам своим поверить не могла! Тогда, кстати, с Женей Медведевой познакомилась поближе, я была одной из первых, наверное, кто с ней увиделся после перехода к Брайану Орсеру. Очень удивилась, обрадовалась. Так неожиданно, но я рада. Программы на мой взгляд удачные. Спасибо, кстати, ему за поддержку. Он мне помогал, извинился, что не смог прийти на произвольную программу. Но поддержал, сказал, что я молодец и он хочет и дальше со мной работать.
– Перед тем как выйти на лед – сильно волнуетесь?
– Волнение присутствует у каждого спортсмена. Но когда выходишь на старт, встаешь в первую позу – все вокруг должно выключаться. Просто настраиваешься на прокат и элементы.
«ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ ДРУЗЕЙ, НУЖНО ПРОДОЛЖАТЬ ОБЩАТЬСЯ»
Четверные Софья пока прыгать не готова.
– Над четверными нет, пока работать не буду. Но вот над тройным акселем буду работать как приеду. На полу я его уже чисто прыгаю. Я уже пробовала два года назад его сделать.
– Туктамышева говорила, что её сдерживает от четверных страх. Вы тоже боитесь?
– Это только при первой попытке так. Когда только пробуешь страх есть. Но надо один раз только преодолеть себя. Как говорит Алексей Николаевич, нужно победить инстинкт самосохранения. Мне кажется, только в первый раз так, потом уже ничего не боишься.
Елизавета и Софья занимаются на одном катке у одного тренера. Они подруги, поддерживают друг друга, но до этого сезона никак не пересекались между собой. Сейчас же Самодурова и Туктамышева – прямые конкурентки. Известно много случаев, когда конкуренция в спорте рушила даже самую крепкую дружбу. Но Софья уверена – их с Елизаветой это не коснется.
– Что нужно, чтобы сохранить дружбу? Общаться также. Спорт не имеет никакого отношения к нашему общению.
– Елизавета назвала вас в инстаграме SHOWdurova. Насколько вам соответствует такое прозвище?
– Честно не знаю, не мне судить тут. Но мы с Лизой часто смеемся, у нас свои шутки. Очень хорошо общаемся. Поддерживаем друг друга и без хорошего настроения на тренировку не выходим. Мы же девочки, обсуждаем разные темы вне льда, на тему спорта, моды, одежды.
Встретиться Софья и Елизавета лично смогут уже меньше чем две недели – в начале декабря на финале Гран-при в Ванкувере. И фаворита в этой встрече назвать нельзя.