Разобрали культ японца.
У российского этапа Гран-при по фигурному катанию было два хедлайнера – олимпийская чемпионка Алина Загитова и двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю. Так как соревнования проходили в России, на афишах была Алина. Но вот по популярности Загитова уже легендарному в свои 23 года Ханю пока проигрывает.
«Если сравнить в процентном соотношении, сколько мы продали атрибутики с Ханю, а сколько с Загитовой – то тут 80 к 20. В пользу японца», – сообщает Даниил, продавец сувениров в «Мегаспорте», где и проходили соревнования.
«Покупают абсолютно всё – блокноты, фотографии, брошюры. Мы продаём тут немецкий журнал «Пируэт», там всё на немецком. Никто не понимает – ни наши, ни японцы. Но на обложке Ханю. И берут же! За 500 рублей! У меня столько других сувениров – с Цурской, с Колядой. Я вот думаю, зачем это всё делали? Можно было вообще сделать магазин, посвященный только Ханю. Заработали бы больше», – рассказывает он.
Больше всего продают плюшевых медведей. Винни-Пух – это талисман Ханю. Поэтому после каждого его удачного проката (читай – после каждого) лёд закидывают медведями. Винни-Пухов везут самолетами на каждый турнир, где будет выступать Ханю. Японские болельщики готовятся основательно и закупают оптовые партии медвежат. Разных размеров и дизайна. Некоторые почти что в полный медвежий рост. Собрав их со льда отвозят в ближайший детский дом.
Для тех, кто не взял своего – продают на месте. Да и те, кто взял с собой заходят купить ещё одного. И ещё. И ещё. «Один японец пришёл и купил сразу 30 медведей! 30! Куда они ему? Говорит, что всей семье и друзьям, – удивляется Тамара, ещё один продавец. – Покупают, кстати, одни и те же люди. В прошлом году их видела. Здороваемся при встрече».
На время Гран-при в Москву прилетело минимум две тысячи японцев. «Я летел из Токио больше десяти часов. Поездка для всей семьи обошлась в три тысячи долларов», – рассказывает Атсуши. Он в Москве уже в третий раз, и каждый – на фигурное катание.
Вопреки стереотипам, за Ханю следят не только девушки. Хоть он действительно секс-символ в своей стране, большинство приехавших за него поболеть – семейные пары. «К Ханю я жену свою не ревную. Это глупо. Может, он ей и нравится. А почему нет? Молодой, красивый успешный. Но ревновать к нему, всё равно что к артисту или певцу. Меня же жена к Медведевой не ревнует», – объясняет Атсуши.
«ТУТ НАДО УЖЕ БРАТЬ КРЕДИТ»
Первая же тренировка фигуристов-одиночников – на трибунах больше 3 тыс человек. Вспоминается чемпионат мира – не каждая футбольная сборная собирала на тренировке столько людей. И ведь на ЧМ тренировки были бесплатные. На фигурном катании за них нужно платить так же, как и за соревнования.
Большинство из купивших билеты пришли ради Ханю. Общение с фанатами спортсмена разрушило ещё один стереотип, что за Юдзуру болеют только японцы. Как оказалось, у него в России есть большой фан-клуб.
«Нам очень повезло. Второй раз подряд к нам прилетает лучший фигурист мира, – с улыбкой до ушей говорит Регина, старожил фанклуба. – Всего у нас около 200 - 300 активистов. В группе около 20 тысяч человек. Девушек больше, но есть и парни». Регина с друзьями старается посетить все соревнования с Ханю, какие возможно. «В этом сезоне календарь классный – Ханю в Хельсинки и в Москве выступает. В Финляндии он вообще впервые вроде был (действительно, на Skate Helsinki Ханю приехал в первый раз – авт.) Вот на чемпионат Японии поехать тут надо кредит брать уже».
В этом году в Москве фан-клуб смог собрать рекордный по словам организаторов состав – почти 400 человек. Они готовили для Ханю плакаты, поддерживали его во время всех тренировочных сессий. Люди в фан-клубе самые разные, разных возрастов и профессий. «Мы разные, но нас объединяет любовь к Юдзуру», – объясняет Регина.
Пообщавшись полчаса с представителями фан-клуба Ханю, начинает казаться, что это не клуб поддержки спортсмена, а секта. Где Юдзуру – это бог. «Так он и есть бог. Я вот атеист, но Ханю – это бог фигурного катания», – отвечает олимпийский чемпион Алексей Ягудин. Любовь к Ханю смогла объединить даже двух непримиримых, казалось бы, врагов – Ягудина и Евгения Плющенко.
О том, что в России Ханю любят и ждут, сам фигурист знает. На вопрос, почему уже второй год приезжает именно на российский этап Гран-при шутит, что соскучился по русским девушкам. Самым красивым в мире.
На самом деле от Ханю здесь мало что зависит. Разброс по этапам делает ИСУ, исходя из рейтинга фигуристов. Самое главное при распределении фигуристов, чтобы на одном этапе не конкурировали между собой первый номер со вторым, второй с третьим, и так далее. Чтобы шансы попасть в финал у всех были более-менее равны.
«ХАНЮ – ДОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
Когда во время короткой программы объявили имя Ханю – зал взорвался. В этот момент сложно понять в какой ты стране – пять минут назад, когда объявляли россиянина Михаила Коляду зрители реагировали гораздо сдержаннее.
«Ханю уже нельзя считать просто японцем, – считает журналист Asahi Исидо Сакабаши. – Он уже вне нации, достояние человечества. То, что он делает – это не только про спорт. Он ведь как Гарри Поттер – мальчик, который выжил (речь идёт о землетрясении и атомной катастрофе в Японии в 2011, жертвой которого чуть не стал и Ханю, - авт.). Мальчик из простой семьи, который добился всего, чего хотел. И не останавливается. Для него нет пределов невозможного. Это вдохновляет. Глядя на Юдзуру, люди становятся лучше».
Исидо признает, что в Японии Ханю легче было прославиться. Но уверен, что такого спортсмена как Ханю полюбили бы в любой части света, вне зависимости от фигурного катания: «Приведу пример. Испания – это футбол, баскетбол. Но точно не фигурное катание. А как там любят Хавьера Фернандеса! В Корее до Юны Ким никто не занимался серьезно фигурным катанием. Теперь страна помешалась на этом виде спорта. Да, японцы сразу прославляют даже молодого спортсмена. Любовь к фигурному катанию тут доходит до безумия. Но, повторюсь. Юдзуру Ханю сейчас – это не только про фигурное катание и спорт».
На вопрос, кто популярнее в Японии – Ханю или российские фигуристы ответил однозначно: «Ханю. Тут даже не обсуждается, это другая категория. В честь него на парад сто тысяч человек пришло, я не знаю, были ли такие случаи в истории спорта раньше. Он обедает с императорской семьей.Что касается российских фигуристов – да, их любят в Японии. Но только потому, что долгое время в нашей стране не было своих звезд. Интерес к фигурному катанию был, звёзд – нет. Поэтому у нас так полюбили Ягудина, Плющенко. Слуцкую, Медведеву, Загитову. Но сейчас у нас сборная не слабее российской, и мы больше болеем за своих. Это нормально. Россиян по-прежнему уважают, любят, ждут. Но японцев любят больше».
Сам Ханю при этом неоднократно говорил, что любит Россию. И тут любовь, похоже, искренняя – вариантов монетизации популярности спортсмена в нашей стране не так уж много. «Мой кумир детства – Евгений Плющенко. Я и заниматься фигурным катанием решил, глядя на него. Поэтому для меня всегда главной страной в этом спорте будет Россия. Мои программы посвящены России. Музыка, образы, я сам чувствую связь с этой страной. Поэтому приезжаю сюда с большим удовольствием», – говорил Ханю на пресс-конференции после короткой программы, где он в очередной уже раз установил рекорд. Побив свой же, двухнедельной давности.
«Я ЖИВУ РАДИ ХАНЮ»
Оргкомитет проведения российского этапа понимал, что едет суперзвезда уровня футболиста Лионеля Месси и подготовился соответствующим образом. От отеля – и обратно Ханю ехал в отдельном автобусе. По пути из аэропорта в город его сопровождала полиция. Дежурил полицейский и в отеле. «Мы прибавляем свои силы для обеспечения безопасности спортсменов, чтобы его болельщицы не бросались под колеса», – объяснил решение генеральный директор федерации фигурного катания на коньках России Александр Коган.
К счастью, запреты касались только попыток встретить фигуриста в отеле. «Мишкопад» наша доблестная полиция не запретила и, как метко выразился тренер спортсмена Брайан Орсер, мировой рекорд Ханю сопроводил «рекорд» по плюшевым медведям – по данным организаторов всего на лед бросили больше 30 мешков Винни-Пухов. «На самом деле, даже если бы запретили – это бесполезно. Все равно бы бросали, ещё больше бы бросали. А ещё потом в прессе на нас бы ругались», – считает стюард Юлия.
Собирали их почти четыре минуты. «Это, кстати, проблема. Кататься после Ханю мало кто хочет – лёд плохой», – говорит шведский фигурист Александр Майоров, кому и выпал черед выходить после японца в этом году.
Одного из самых больших «пухов» бросила на лед Евгения. «За Ханю слежу с первого чемпионата мира для Юдзуру, – рассказывает она. – Ради него выучила японский, чтобы лучше понимать интервью. Сегодня я увидела его лучший прокат, счастливый день! Ханю – это не человек, больше чем человек. Не устаю удивляться им. Можно сказать, я живу ради него. И я видела вживую прокат Ханю – значит, жила не зря».
Слова про «больше чем человек» и легендарное уже «великий человеческий гений» от заслуженного тренера России Татьяны Тарасовой кажутся преувеличением, пока не пообщаешься ближе с Юдзуру. Сложно не восхищаться человеком, который только что побил мировой рекорд, а говорит прессе о недочетах в своем катании. «Он перфекционист. Иногда это даже мешает», – рассказывает Орсер.
Но что слова – важнее поступки. На раскатке перед произвольной программой Юдзуру повредил лодыжку. Как установили врачи, при такой травме нельзя даже ходить. Ханю не послушал медиков, тренера – и вышел на лёд. Вышел, и победил, пусть и сорвав один каскад. «Я не мог не выйти. Люди ждали меня, летели сюда ради меня. Я обязан им», – говорил после соревнований фигурист.
Ханю говорит «Спасибо, Москва!»
Когда Юдзуру пришёл на пресс-конференцию с костылями, ни один журналист даже не подумал спросить об ошибках. Не то чтобы побоялись – это было бы неэтично.
К церемонии награждения болельщики подготовились основательно. Почти что у каждого зрителя в ледовом дворце вне зависимости от личных предпочтений в фигурном катании был плакат в поддержку Ханю. А центральный сектор и вовсе устроил флешмоб. Множество маленьких плакатов собрались вместе в надпись: «Мы любим тебя Юдзуру. Во всем мире. Поправляйся скорее».
Взобраться на пьедестал за «золотой» наградой Ханю помогли серебряный и бронзовый призеры под нескончаемые аплодисменты публики. Она ещё долго не хотела отпускать спортсмена. Овации растрогали обычно закрытого в себе Ханю: «Спасибо, Москва! Я тебя люблю!»
А Москва, Токио, Вашингтон – любят тебя. Поправляйся скорее, Юдзуру. Фигурное катание без тебя совсем не то.