Исполнительный директор клуба Александр Курносов в большом интервью «БИЗНЕС Online» рассказал почему упали продажи абонементов, о новой форме к «зелёному дерби» и том, как будет изменяться «Уфа-Арена».
Посещаемость домашних матчей «Салавата Юлаева» в сезоне 2018/19 – главная проблема уфимцев. Ком маркетинговых сложностей привёл к тому, что за последние два года сразу пять матчей вошли в число шести худших по посещаемости за то время, как появилась «Уфа-Арена». В том числе матч с «Сибирью», который стал абсолютно худшим за последнее десятилетие (4753 зрителя).
При этом, клуб делает шаги к открытости, продолжает обновлять арену, которая является одной из самых технически оснащённых в КХЛ, а руководители уверены, что трудности с посещаемостью – временное явление.
У «САЛАВАТА ЮЛАЕВА» БУДЕТ НОВЫЙ МАГАЗИН
– Мы думали, как сделать предсезонные матчи более интересными для зрителей, – начинает интервью с монолога исполнительный директор «Салавата» Александр Курносов. – Для этого придумали альтернативную форму. Считали, что будем пионерами в этом направлении, но потом выяснилось, что «Автомобилист» и «Магнитка» также реализовали подобную идею. Нам хочется думать, что она понравилась зрителям. Перед началом сезона к форме был интерес, мы это ощутили по продажам, реализовав лимитированную коллекцию буквально за два-три матча (стоимость свитера - 1600 рублей, – ред.).
С прошлого года модернизируем нашу арену. Привлекли новое агентство по контенту куба, обновили бортовые системы, согласно требованиям лиги. В этом году обновили спортивный свет. Работаем над шоу с учетом новых возможностей нашего освещения. Пытались делать его после голов, но не всё разрешено лигой. В регламенте есть чёткие правила, чтобы свет был 60 минут в режиме «игра». Пока ищем варианты.
Сейчас проектируем наш флагманский магазин, он будет располагаться со стороны входной группы по улице Цюрупы. В данный момент есть небольшие технические сложности. Глядя на арену в Омске, мы сейчас всё более тщательно проектируем, чтобы не возникло каких-то проблем при конструктивных изменениях арены. Поэтому по магазину работа задерживается, но мы вот-вот должны приступить к строительству.
– Это будет отдельный пристрой?
– Нет, это будет в арене, но с отдельным входом. Он будет работать в ежедневном режиме.
– Что будет с тем магазином, который есть сейчас?
– Мы думаем. Может быть, сделаем музей. Новый магазин будет ярче, красивее, светлее. Кстати, наконец-то запустили в тестовом режиме наш новый сайт. Это оказалась не такая простая работа, как изначально предполагали. Думали запустить перед началом сезона, не получилось. Новый сайт – одно из направлений в нашей обновленной маркетинговой стратегии. Около 40 процентов билетов на матчи мы продаем онлайн. Растут продажи в нашем интернет-магазине, запущенном в конце прошлого сезона.
Перед началом сезона посмотрели на нашу арену и поняли, что отстаём в экстерьере. Решили обновить фасад, сделали его с изображением хоккеистов. Мне кажется, довольно неплохо получилось. В будущем планируем сделать в таком же формате внутреннюю часть арены. Внутри это, к сожалению, в разы дороже. Даже чтобы приступить к проекту, необходимы значительные финансовые средства. Но к этому идём, мы на связи с лучшими образцами в лиге. Кстати, в Омске был неплохой проект интерьера арены. К нам обращались подрядчики, которые его делали. Думаю, что придём к тому, что внутри наша арена будет выглядеть так же эффектно, как снаружи.
– Что будете делать, когда игроки, размещённые на фасаде, уйдут из «Салавата»?
– Давайте будем решать проблемы по мере их поступления. Честно говоря, сначала хотели нанести обезличенных игроков. Но когда принесли эскизы с реальными игроками, посчитали, что так будет стильнее. Контракт с Умарком у нас долгосрочный, Ларсена тоже перезаключили. Будем думать.
– Это же плёнка?
– Да, специальная перфорированная плёнка, которая крепится. Это не очень тяжёлое решение. Не знаю, почему раньше эта идея не приходила в голову. Ничего там сложного не было.
– Это дорого?
– Сделать внутри это будет в разы дороже (по информации «БИЗНЕС Online», работа снаружи обошлась в 1,3 млн рублей, – ред.). Это будет полноценный проект. Но мы понимаем, что назрело обновление.
В прошлом году мы первыми в лиге поставили на куб криопушки, после это повторили «Ак Барс», «Магнитка», «Автомобилист». Мы, конечно, тоже берём у кого-то идеи, но хотел бы отметить, что на куб мы разместили их первыми. Зрителям это понравилось, от болельщиков мы получаем положительные отзывы. Так же, как и о вмонтированных в штанги микрофонах. Не знаю, есть ли в лиге ещё у кого-то такие же.
У нас, как в лучших аренах России, действует бескэшевая зона. В любой точке можно оплатить картой или телефоном. Но наличные деньги тоже в ходу. В наших условиях совсем без наличных тяжело. Хотя мы видели лучшие зарубежные образцы, где на аренах полностью реализован принцип «ноу кэш».
По качеству питания вы уже писали. По многочисленным просьбам мы открыли точку горячего питания, куда люди могут прийти после работы и полноценно поужинать. Всем приелся фаст-фуд. Болельщики оценили. Планируем к плей-офф открыть ещё одну точку.
Неплохо сотрудничаем с одной кофейней («Кумпан кафе» – ред.). Пошли на увеличение его присутствия. Видим, что люди привыкли к хорошему кофе. Иногда видно, что дело даже не в дороговизне, а в качестве продукта. Например, запускали арендаторов, которые делали бургеры, но качество оставляло желать лучшего. Были более дешёвые точки, но мы увидели, что зритель заинтересован, прежде всего, в качестве. Отдавая место в аренду, где-то теряем собственную прибыль, но понимаем, что надо идти на разнообразие этого контента, потому что, как вы и писали, сосиски в тесте в пакетиках уже теряют актуальность.
По поводу посещаемости. Два года назад, когда мы начали работать, в клубе действовала программа «Зритель», которая была актуальной и приносила определенный положительный эффект.
К примеру, взять матч с «Барысом», который был два года назад – две с половиной тысячи билетов было роздано просто так. В этом году на такой же матч с «Барысом» мы реализовали пригласительных с «нулевой» стоимостью меньше 500.
Нас тоже жестко проверяют, насколько мы рационально расходуем средства. У нас цифра – 7-10 процентов мы можем раздавать. Эта квота целиком уходит на социальные направления: обращения школ, детских домов, благотворительных организаций, общественных объединений и т.д. Все обращения, которые нам поступают, мы стараемся удовлетворять. Поэтому каждый запрос мы рассматриваем индивидуально. Кроме ветеранов. Их приглашаем на каждый матч.
Программа «Зритель» изначально несла положительный эффект. В итоге же получилось так, что люди, привыкнув к бесплатным билетам, потом просто сказали: «Мы не будем их покупать, потому что они есть бесплатно». Здесь столкнулись с такой проблемой, что те люди, которым год выделялись бесплатные билеты, потом просто не пошли на матчи. Поэтому отказались от этого и больше не раздаем 2,5-3 тысячи билетов. Обращаются школы – раз-два – можем это сделать. Видим, что 5-7 процентов от числа приглашенных купят билеты самостоятельно и придут на следующий матч. Мы хотим, чтобы люди приходили и влюблялись в хоккей.
«НИКОГДА НА «ВИТЯЗЬ» МЫ СТОЛЬКО БИЛЕТОВ НЕ ПРОДАВАЛИ»
– «Салават Юлаев» стал к каждой домашней серии готовить отдельную концепцию и подход, что позитивно оценивается публикой. Какие выводы можно сделать после «славной охоты» и «бойцовского клуба»?
– Это новая интересная история, которую придумали, чтобы связывать матчи домашней серии единой цепью. Чтобы вы, идя на один матч, думали о том, что будет продолжение. Довольно успешно зашли и «охота», и «бойцовский клуб». Но, к примеру, не ожидали, что на «Витязь» придёт больше 7 тысяч зрителей. Никогда мы на «Витязь» столько не продавали (7350 – ред.). Никогда. Зритель стал больше задумываться о том, когда матч проходит. Воскресенье, дешёвые билеты («Витязь» относится к категории «стандарт»), вечер – всё, люди идут. Несмотря на статус соперника. В этом сезоне дважды с этим столкнулись – на «Витязе» и «Тракторе». Раньше такого явного перекоса в сторону выходных не было. Даже было такое, что в выходные люди разъезжались, занимались какими-то своими семейными делами и так далее. Сейчас видим, что, наоборот, в выходные дни идёт больший приток.
– То есть на «Витязь» в воскресенье может прийти больше, чем, условно, на СКА – в понедельник?
– Да. Вот на «Динамо» после «Витязя» пришло 5,5 тысяч. Особенно после СКА. В среду люди пришли на СКА за дорогие билеты, в воскресенье – на «Витязь» и в понедельник им ещё идти на хоккей на «Динамо», который является не самым принципиальным соперником. Плюс погода, плюс колёса надо менять – накладывается много факторов. Самое удивительное, что даже владельцы абонементов не идут. У всех есть определенные вопросы к составителям календаря – он бывает иногда перегружен. Мы играем: «Авангард», СКА – рядом. И понимаем, что один из этих матчей выпадет. Болельщик придет на СКА (посещаемость матча составила 6873 зрителя – ред.) и не пойдет на «Авангард» (5574 зрителя – ред.) при всём уважении.
– Мы помним, что Игорь Захаркин в своё время не подпускал клубных маркетологов к команде. Как Николай Цулыгин относится к тому, что его игроков дёргают на фотосессии, например, на такую, как вы сделали к «бойцовскому клубу»?
– Спасибо большое команде, спортивному направлению, команда стала более открытой. У нас все работники маркетингового отдела спокойно приходят, делают различные фотографии, призывы на башкирском языке. И игроки сами активно проявляют инициативу. Бурдасов пошёл на фан-сектор, провёл там период. Раньше тяжело было такое представить. Ничего плохого не хочу сказать про Захаркина, но были разные стили управления, по-разному были подобраны составы. Гриша Панин – хедлайнер, который ведёт за собой. И как лидер команды, он требует от партнёров того же самого. Он сам говорит ребятам: откройте инстаграм, будьте более открытыми. Это тоже влияет на команду.
– Умарк завёл открытый инстаграм из-за Панина?
– Возможно. Он ко всем обращается: будьте открытыми. Это мы видим, большое спасибо ему за это.
– Вы довольны тем, как реализована идея «бойцовского клуба», помимо афиши?
– Кроме поражения от «Динамо», довольны. Есть куда двигаться, куда развиваться. Не скажу, что это идеальная концепция. Мне «охота» понравилась больше. Нет агрессии по отношению к сопернику. В рисовке афиш мы их ничем не обижаем. Например, я был на игре в Подольске, они «горло режут» перед началом матча. Выезжает «батыр» и выезжает «витязь». И нашему персонажу перерезают горло. Мне кажется, это грубовато выглядит. Мы в такие крайности не впадаем. Делаем в том стиле, что это честная борьба, честная охота, честное бойцовское сражение. Нам кажется, что это довольно интересно проходит. Это вносит разнообразие в серию и привязывает болельщика к тому, чтобы идти от охоты к охоте, от матча к матчу.
– Разработкой этих концепций занимается клуб?
– Этим занимается непосредственно клуб. У нас есть отдел маркетинга, креативные сотрудники. Идею обрамляют подрядчики, но зарождение концепции происходит в клубе.
– Помимо афиш и публикаций с правилами бойцовского клуба, было что-то сделано ещё, что характеризовало матчи? Можно было, скажем, поставить ринг в фойе.
– Делаем фотозоны, инсталляции. Безусловно, хочется на каждый матч сделать ринги, шоу. Но бюджет клуба, даже КХЛ, довольно ограничен. Не можем на четыре матча делать очень дорогую программу. Это всё-таки больше сезонная концепция, к которой надо идти. Но в прошлом году увидели, что от постоянной сезонной концепции люди тоже устают, им надо разнообразие.
«МОЛОДЁЖЬ ПЕРЕСТАЁТ ПОКУПАТЬ АБОНЕМЕНТЫ»
– С чем вы связываете неудачный, с точки зрения посещаемости, старт нынешнего сезона? В этом сезоне «Салават» провёл худший по посещаемости матч в истории КХЛ – 4753 зрителя пришло на «Сибирь».
– «Сибирь» была четвёртой игрой домашней серии. На «Торпедо» была неплохая посещаемость (6032 зрителя), на «Ак Барс» был солд-аут – самые дорогие билеты и мы всё продали (8068 зрителей), на «Нефтехимик» - меньше, потому что это было воскресенье (5134 зрителя). Четвёртый матч домашней серии, вторник, команда с последнего места КХЛ – множество факторов наложилось. На «Барыс» болельщики уже пришли (6185 зрителей). Дайте три дня паузы.
– Клуб обращается в лигу с просьбами? Не ставить матчи на понедельник, не ставить двух топовых соперников подряд?
– Перед началом сезона мы отправили в лигу наши «хотелки». Но случился Омск, который видоизменил календарь. Нас это довольно сильно задело, у нас перенеслось несколько матчей.
– Вы говорили, что владельцы абонементов не ходят на некоторые матчи. Слышал версию, что абонементы отживают своё – молодёжь не горит желанием их покупать, чтобы не привязывать себя к событиям. Это так?
– Видим, что такая тенденция с абонементами складывается не только в хоккее. Это и в фитнес-клубах происходит, везде. Набирают успех такие сервисы, которые позволяют в любой момент прийти в спортзал, на хоккей и так далее. Я считаю, что абонементы не отжили своё, их просто надо делать более гибкими. Думаем над созданием клубной карты, которая позволяет в мобильном приложении просто в режиме онлайн нажать на кнопку и активировать своё место. Если ты не хочешь идти на какой-то матч, ты не активируешь своё место. Фактически, место будет числиться за тобой до какого-то момента, после него, если ты не нажал на кнопочку активации, билет на твое место продаётся. Это технически довольно тяжело организовать – всё, что связано с билетной программой, с программой лояльности. У нас в клубе одна из самых больших программ лояльности по численности болельщиков. И по соцсетям мы находимся в пятёрке лучших команд лиги по количеству подписчиков.
– Продажи абонементов упали?
– Да. Некритично, но процентов на 10, по сравнению с прошлым годом.
– Следите за тем, кто перестаёт покупать абонементы?
– Как раз молодёжь. И надо понимать, что мало кто из них любит вкладывать деньги в долгую перспективу. Конечно, более взрослое поколение покупает абонементы, потому что так они привыкли.
– «Более взрослое поколение» – это 35+ или ещё старше?
– Это 35+. А молодёжь ловит акции, скидки. На нас уже владельцы абонементов ругаются, что если покупать все билеты со скидками, то может быть выгоднее. Хотя мы считали, даже с учётом скидок, владельцы абонементов не страдают. За ними в приоритете место в плей-офф, розыгрыш авиабилетов в Европу от Турецких авиалиний, открытая тренировка только для владельцев абонементов. Стараемся создавать максимальные преференции. Для них есть отдельный вход на арену.
– Что за акция была на пакет матчей со СКА и «Витязем» с 5-процентной скидкой? Это же мало.
– СКА – такая команда… Мы сделали 20% на «Авангард»/«Динамо»/«Спартак». Продали примерно одинаково.
«ВЫСОКАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ В СЕЗОНЕ 2016/17 СВЯЗАНА С ДЕМПИНГОМ»
– Назовите три ключевые вещи, которые влияют на посещаемость по уровню значимости.
– Результат команды, безусловно, в тройке. Насыщенность матчей. Нас сравнивают с футболом, говоря, что «Уфа» собирает уже почти больше нас. Да, но они чаще всего играют раз в неделю, в выходной. Если бы мы тоже играли раз в неделю или в две, в выходной, то, наверное, продавали полностью билеты. Мы сталкиваемся с тем, что люди не ходят на каждый матч подряд. С фанатами работаем в этом году более тщательно: не концентрируемся на фан-секторе, а действуем со всеми слоями фанатских групп.
– Третья ключевая позиция?
– Давайте включим сервис и шоу. Сервис высокого уровня на арене должен присутствовать. Болельщик должен понимать, что он получит, когда придёт. Скажем, мы до сих пор не можем продавать на арене пиво. Я знаю, что «Ак Барс» продаёт, но я не знаю почему. Даже президент Татарстана говорит на Госсовете, что надо открыть продажу пива, но у них она уже открыта. Были мы на чемпионате мира в Копенгагене, там не только пиво продают, белое сухое вино – пожалуйста. И нет такого, чтобы пьяные были.
– Вы назвали результат одним из ключевых факторов. Три года назад у «Салавата» была лучшая посещаемость, хотя команда еле-еле попала в плей-офф? Это связано с тем, что клуб демпинговал?
– Да. Были бесплатные билеты. Я не могу сказать, что это плохо. Смотря за что бороться. Сейчас, с учётом позиции лиги, с учётом завтрашних дней, задачами, которые ставятся перед клубом, мы не можем так делать, не можем идти по пути раздачи билетов.
– В итоге, от того демпинга клуб потерял зрителя?
– Мы считаем, что потеряли болельщиков, которые ходили бесплатно. Особенно с этим сталкивались в том году: «Мы найдём билеты, их всё равно раздают». Нам кажется, что проблемы с посещаемостью – это временные трудности, и мы выйдем снова на наших болельщиков. Если ещё будет более-менее игра команды соответствовать, то к Новому году выйдем на хорошую посещаемость – видим определённые положительные тенденции.
– Можно ли в 2018-м году заполнять трибуны без так называемой программы «Зритель»?
– Можно. Но надо хорошо играть, создавать интересное шоу, и чтобы как можно больше сердец становились «зелеными».
«СКА И «АК БАРС» – ЛИДЕРЫ МАРКЕТИНГОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ»
– Вы довольны уровнем сервиса на «Уфа-Арене»?
– Постоянно работаем над улучшением. Я езжу по стране и думаю, что у нас одна из лучших арен. В то же время мы не всем довольны, видим свои минусы, знаем, где нужно работать. Начиная с мелочей. Хотим делать для зрителей более люксовые вещи, например, ряд кожаных кресел, как в кинотеатре. Постоянные болельщики говорят: да, круто, сделайте нам два ряда. В перспективе это возможно. С маркетингом проводим регулярные совещания два раза в неделю по дальнейшей реализации планов, я постоянно прошу новые идеи.
– В чем «Салават» можно назвать лучшим в КХЛ? Мы знаем, что по части шоу топ – СКА и Казань, по питанию выделяются европейцы, а Уфа?
– Я думаю, в наших болельщиках. У нас самые лучшие болельщики, самые преданные. На какой бы выезд мы ни приезжали, нас везде ждут. Во многих странах, городах – Братиславе, Владивостоке – везде встречают. Ради этих болельщиков хочется работать и что-то совершенствовать. Игроков заставляем работать, и они сами, видя такое отношение к себе, мне кажется, начинают по-другому реагировать.
– Кто для вас образец в части маркетинга?
– Идеального образа нет, но видим, что очень хорошо работают СКА, «Ак Барс» – это лидеры маркетингового направления. Надо к этому стремиться. Не скрываем, что перенимаем лучшие практики. Вообще, работа с «Ак Барсом» по «зелёному дерби» нас радует. Сейчас в разработке форма для «зелёного дерби». Два последних дерби мы планируем сыграть в новой форме.
– Почему не удалось вовремя подготовить специальную форму к дерби?
– У нас в этом году было два ранних «зелёных дерби». Одно вообще было практически в начале чемпионата. Незадолго до него на нас вышел «Ак Барс». Предложили сделать форму. Просто физически не успевали сделать на первые два матча. Мы обратились к известному дизайнеру Михаилу Антипину, он разрабатывает форму.
– Вы с «Ак Барсом» её делаете независимо друг от друга?
– Нет, вместе. Так же, как и логотип делали.
– В прошлом году официально появился бренд «Зелёное дерби». Каким вы видите его развитие?
– Думаю, когда встретимся с «Ак Барсом» в финале Востока, бренд выйдет на новый виток. На самом деле, это надо развивать, это интересно. Раскупается и продукция, которую мы выпускаем к «зелёному дерби», – значки, шарфы. Вообще, всё что новое – интересно.
– Насколько успешной была линейка «зелёного дерби», у которой на одном шарфе были логотипы обоих клубов?
– В этом плане ушли в футбольную тему. Они делают подобные вещи на каждый матч, в хоккее этого практически нет. Попробовали. Не скажу, что был экономический успех, но коллекционеры все разобрали.
– В этом году новую линейку я не видел.
– В этом году будет новая форма.
– Другой атрибутики не будет?
– Мы только значки сделали. Шарфы остались те же самые.
– Можно ли на матчах с Казанью зарабатывать ещё больше? Если да, то как?
– Можно. Улучшая сервис, делая более качественные продукты – совершенствуя питание, атрибутику. Я просто не вижу смысла уходить в тему, что мы можем поднимать цены. Это неправильно.
«ПОСЛЕ СЕЗОНА СДЕЛАЕМ ВЫЕЗД В ГОРОДА БАШКИРИИ»
– У «Салавата Юлаева» есть стратегия по увеличению вовлечения населения? По простым подсчётам, чтобы организовать аншлаги на каждом матче и на каждую игру приходили новые люди, клуб должен вовлечь 250 тысяч населения в 4-миллионной республике. Это возможно?
– Конечно, возможно. У нас хоккей – вид спорта номер один в республике, много новых коробок, много вовлечено людей в хоккей. Естественно, вовлечение надо начинать с молодого возраста. Для этого мы работаем со многими школами Уфы, предлагаем экскурсии на «Уфа-Арену», при обращении к нам выделяем бесплатные билеты. Пытаемся сделать так, чтобы человек, один раз придя на «Уфа-Арену», захотел прийти снова. Большую роль в этом отводим и социальным сетям, потому что вся молодёжь сейчас там. Чтобы им было интересно прийти на то действо, которое мы освещаем в этих сетях. Чем раньше мы человека заинтересуем, тем больше у него будет желания прийти на хоккей.
Но нужно вовлекать людей в хоккей как в развлекательное мероприятие. Больше уходить в шоу, больше – на проведение времени с семьёй. Кстати, мы начали эту работу полтора-два года назад и видим, что сейчас это в большей степени начинает работать. Почему мы видим сейчас увеличение посещаемости в выходные дни? Потому что многие приходят с семьями, детьми. На «Уфа-Арене» тепло, безопасно, интересно, перед началом матча идёт яркое шоу.
– Это касается республики в том числе? С районов люди приезжают?
– С районов люди приезжают автобусами, опять же в выходные дни. Мы готовы принять любых зрителей. Ждём обращения от районов.
– «Салават» как-то активно себя продвигает в регионе?
– В данный момент возить людей из районов своими силами мы не можем.
– Пару лет назад клуб выезжал в Салават и Стерлитамак с товарищескими матчами.
– Мы планируем проведение мастер-классов и по окончании сезона сделаем обязательно такой же выезд, какой был после одного из сезонов, когда мы поехали в районы. Это принесло положительный результат. В прошлом году у нас это сделать не получилось. А так, ребята ездили в прошлом сезоне в Туймазы. Эту работу мы будем продолжать.
«БОЛЕЛЬЩИК «САЛАВАТА» В СРЕДНЕМ ТРАТИТ 100-200 РУБЛЕЙ ЗА МАТЧ»
– Какое наследство вам досталось от предыдущей команды маркетологов?
– Им надо сказать только спасибо. Предыдущая команда сделала немало для подъёма клуба.
– Какой-то толк от той раздачи билетов был?
– База наработана. И эта раздача билетов позволила создать программу лояльности. Ничего плохого о предыдущей команде маркетинга я сказать не могу, мы до сих пор общаемся, до сих пор поддерживаем друг друга. Спасибо им большое.
– «Салават» зарабатывает на домашних матчах?
– Столько, сколько хочется – нет. Я не могу сказать в цифрах, но матч с «Ак Барсом» приносит больший доход, матч с «Динамо» – меньший. Это касается и стоимости билетов, и люди, которые приходят на «Ак Барс», они более экономически активные. Мы это видим. Могут ли быть клубы самоокупаемыми в хоккее? На одних билетах, продажах атрибутики – нет. Без телевидения, без прав на телетрансляции клуб самоокупаемым быть не может.
– Сколько в среднем тратит на матчах «Салавата Юлаева» болельщик?
– Мы считали, но это не такая большая сумма. От 100 до 200 рублей – средний чек. Это мерч плюс питание. Но всё зависит от статуса матча, дня недели, хода игры. Мы видим, что когда команда выигрывает, люди хотят приобрести что-то. В этом году мы заметили, что когда «Салават» долго вёл в счёте, мы продали 100 шарфов. После того, как соперник сравнял счёт, мы продали один шарф. Это цифры условные, но было видно, что пока мы выигрываем, люди хотят приобретать атрибутику.
– Влияет ли цена на билеты на посещаемость?
– Вот сейчас, «Витязь» и «Динамо» – примерно одинаковые цены на билеты, но на «Витязь» приходит на 2,5 тысячи больше. «Витязь» где-то внизу, в «Динамо» играют звёзды – Шипачёв, Кагарлицкий, Ерёменко. Влияют цены на билеты? С одной стороны влияют, но с другой… На «Ак Барс» всегда самые дорогие цены на билеты, мы всегда продаём полностью. Влияют цены на посещаемость? Я не могу однозначно ответить на этот вопрос. Очень много факторов здесь задействовано.
– Какой портрет болельщика «Салавата»?
– У нас происходит смена аудитории, вы об этом писали. Потихоньку начинает уходить болельщик, который был во время чемпионских лет. Чем старше человек, тем он становится более скрупулёзным к деньгам. Единственное, мы видим, что покупатели абонементов – это 40+, покупатели билетов – это 30+, плюс-минус 5 лет. Мы стараемся привлечь студентов. Но всё упирается в финансовую составляющую. Владелец абонемента – это уверенный в себе человек, который может себе позволить заплатить за сезон.
– Обращаете ли вы внимание на рейтинг КХЛ? Какие с этой точки зрения в «Салавате» есть проблемные позиции?
– Рейтинг КХЛ – основное мерило оценки клуба в лиге. Мы, безусловно, обращаем внимание на него. Одна из основных проблем – это посещаемость, работа в маркетинговой линии, спортивная составляющая тоже даёт о себе знать.
С технической точки зрения мы полностью соответствуем лучшим аналогам в КХЛ. С маркетинговой – продолжаем работать. Например, у нас была низкая оценка сайта. В рейтинге всё это учитывается. Техническая способность арены тоже. В прошлом году у нас не было света, но там всего три клуба было, которые соответствовали свету. Бортовые системы, сайт, количество зрителей – всё это рейтинг, покупка интернет-трансляций тоже учитывается в рейтинге. Доля продажи интернет-трансляций нас тоже очень интересует – сколько покупают твоих трансляций у КХЛ.
Мы каждый год ждём, какими будем в итоговом рейтинге. Один из его ключевых пунктов – посещаемость. И мы сейчас находимся не на своем месте. Это нас, безусловно, не радует.
СПРАВКА:
Александр Евгеньевич Курносов
Родился 8 июня 1979 в Самаре.
Семейное положение: женат, воспитывает двух дочерей.
Образование: юридический факультет БашГУ (1996-2001).
Карьера:
2001-2016 – работа в органах государственной власти Российской Федерации, Республики Башкортостан.
В системе ХК «Салават Юлаев» с 2016 года.