ФИФА мешала искать допинг в российском футболе. Всё ради чемпионата мира

Football Leaks о хитром плане по спасению Мутко и всего нашего футбола.

Джанни Инфантино и Виталий Мутко / фото: Matthias Hangst, gettyimages.com


БЛЕФ ФИФА

Год назад медиа разожглись огнём. За полгода до чемпионата мира в России появился список российских футболистов, чьи допинг-пробы оказались под подозрением. Среди них оказались фамилии героев команды Станислава Черчесова: защитники ЦСКА Сергей Игнашевич и Марио Фернандес нашли себя там, где меньше всего этого хотели. Несколько часов назад Der Spiegel со ссылкой на документы Football Leaks рассказал подробности того дела. И началось всё немного раньше.

В августе прошлого года канадский адвокат Ричард Макларен собирался встретиться в Швейцарии с председателем следственной палаты ФИФА Марией Клаудио Рохас. Канадец – это тот самый человек, с именем которого связаны все допинговые скандалы России последних пары лет. Его расследования привели к массовым дисквалификациям и лишением кучи медалей на Олимпиадах в том числе в Сочи.  

Рохас с мая 2017-го заняла свой пост. Её назначение стало неожиданной новостью. Якобы её хотел видеть лично президент мировой федерации футбола Джанни Инфантино. Она заменила швейцарского адвоката Корнеля Борбели. Он критиковал работу своего соотечественника и раскрыл кучу коррупционных схем. «Это провал борьбы с коррупцией. Получается, что работа комитета была неудобна для ФИФА», – с такими словами он покинул свой пост, а на его место села Рохас. Формально она должна была продолжить дело Борбели. Именно по этой причине Макларен добивался её аудиенции в Цюрихе с колумбийкой. Там должны были собраться все политиканы самой популярной игры планеты.

Приехал и Виталий Мутко. На ноябрь 2017 года это главный человек в российском спорте и одновременно президент РФС. По предположениям немецкого издания, именно компрометирующие данные на Мутко Макларен хотел обсудить с Рохас. Однако за два дня до запланированной конфиденциальной встречи на почту Макларена пришло письмо от секретариата юриста. В нём она приносила извинения за вынужденный пропуск встречи. Вместо себя она послала своих помощников. Для Макларена это стало первым звоночком, что в ФИФА хотят максимально отсрочить обсуждение тем по обвинению российского футбола в нарушении антидопинговых правил.

Такая видная организация как ФИФА не могла просто проигнорировать одного из сильнейших адвокатов по ведению честной игры во всём спорте. Макларен следит за порядком в вопросах допинга в нескольких мировых федерациях. До обращения в ФИФА он казнил весь российский спорт, с его расследованиями соглашался весь западный мир, а суды признавали его правым в спорах с «нечестными русскими». С другой стороны, влиятельный Мутко - член исполкома ФИФА и доверенное лицо Владимира Путина. Но официальный статус Рохас обязывал не обращать внимание на ранги и авторитеты и изучать доказательства обвинения. Пришлось разворачивать целую кампанию по сдерживанию дотошного расследователя и спасению страны-хозяйки чемпионата мира.

СПЕЦОПЕРАЦИЯ

Джанни Инфантино / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Всем видом она делала, что ФИФА заинтересована в сотрудничестве с Маклареном. В середине сентября Рохас отправила ещё одно письмо коллеге. Канадца хотели видеть в специальной комиссии по этике ФИФА. Его попросили выслать подробную концепцию сотрудничества. На это ему бы потребовалось около двух недель, о чём он и сообщил. Предложение от своей команды адвокат отправил 29 сентября. С этой даты ФИФА стала играть в молчанку. 10 октября Макларен снова отправил электронное письмо, в котором желал узнать, в чём причина внезапной тишины. Ответа снова не последовало.

23 ноября он уже требовал приступить к действиям. В его планах были встречи с информаторами и свидетелями, анализ сомнительных проб из российских лабораторий. На первое место стало выходить время, о чём он постоянно напоминал.В конце концов Рохас ответила. Председатель следственной палаты комитета по этике отказалась от его инициатив. ФИФА готова была ограничиться анализом уже проделанной им работы. Он же настаивал на проведение углублённого расследования.

«Я не могу согласиться с теми ограничениями, которые налагаются на меня и мою команду в вашем письме от 28 ноября», – Макларен уже не скрывал своего несогласия с позиций комитета. И это дало эффект.

12 декабря ему дали добро на полноценное расследование при поддержке ФИФА. В ответе было всё красиво написано, но приходилось опять подождать: «Остаётся лишь составить контракт. В ближайшее время мы вам его предоставим», – по старой схеме команда чиновника федерации планировала выкрасть ещё немного времени.

Снова ему пришлось писать первому через восемь дней, так как соглашение до сих пор не дошло до него. В нём он предупредил, что из-за таких заминок проблем в работе становится только больше. К концу года важные свидетели уже отказались от сотрудничества, которое он обещал им ещё летом. Макларен планировал обратиться к бывшему руководителю московской лаборатории РУСАДА Григорию Родченкову. К тому времени он уже стал главным врагом российского спорта. Сначала он участвовал в плане тотального погружения в допинг российского спорта, а затем рассказал об этом в том числе канадскому юристу. Пока ФИФА продолжала молчать, в интервью Associated Press выступил адвокат Родченкова Джим Уолден.

«ФИФА зарылась в песок. Они знают о нашем существовании уже много месяцев. У них есть мои контакты, но они ими не используются. Месяц назад они сообщили, что отправят запрос Родченкову. Мы ждём, но они даже ни разу не позвонили», – интервью вышло 30 декабря, а ФИФА продолжала вяло имитировать свою заинтересованность в расследовании.

Фото: Ричард Макларен


16 января история опять повторилась. Макларен написал письмо, а Рохас традиционно проигнорировала. Вместо неё ответ пришёл от секретарши представителя ФИФА. Внезапно канадец получил ответ, в котором говорилось, что всё надо решать быстро. Ему предложили провести прямую видеоконференцию. Выяснилось, что руководитель комитета не говорит по-английски, а значит нужны услуги переводчика испанского языка. Переговоры назначили на 22 января. Это стало решающим эпизодом в странных отношениях между 72-летним адвокатом и мировой федераций футбола.

После того разговора генеральный директор ВАДА Оливье Ниггли получил письмо из приёмной Рохас. В нём представители колумбийки попросили руководителя Всемирного антидопингового агентства посоветовать три независимые компании по расследованию допинговых преступлений. Это стало ударом в спину Макларену. Дело самого эффективного борца с проблемой допинга в спорте, с которым он пришёл, захотели отдать кому-то другому. На просьбу объяснить происходящее Рохас ничего ему не ответила. Вместо этого она попросила своих сотрудников ответить ему, что вопросы нарушений антидопинговых правил не входит в её компетенцию, и, вообще, этим занимается антидопинговый комитет ФИФА. Из данных её корреспонденции стало ясно, что дело в другой отдел она перенаправила ещё 12 декабря.

ФИФА СПАСЛА ЧЕМПИОНАТ МИРА ДЛЯ РОССИИ

Сергей Игнашевич и Марио Фернандес против Анте Ребича в 1/4 финала чемпионата мира / фото: Shaun Botterill, gettyimages.com


В итоге ФИФА смогла воспрепятствовала расследованию в отношении России перед началом чемпионата мира. Вероятно, что всё сложилось бы иначе, если бы Макларену не помешали делать его работу. Но в итоге дело отошло к другому офису ФИФА, которые не может проводить независимые разбирательства.

Сам юрист в интервью Spiegel рассказал о деталях телефонных переговоров. Он сообщил Рохас, что уже потеряно три месяца. По плану канадского адвоката, его команда должна была закончить выяснение всех обстоятельств к марту этого года – за три месяца до чемпионата мира. При этом руководитель следственной палаты ФИФА выразила ему поддержку и сказала, что в скором времени он получит контакты. По ходу всего этого дела ФИФА не утруждалась придумать что-то новое. На запрос Европейского объединения расследований по поводу сотрудничества с Маклареном Мария Рохас ничего не ответила. Зато ответ немецкое издание получило от ФИФА. В пресс-службе сказали, что продолжение работы с Ричардом Маклареном требовало бы больших инвестиций, и в конечно итоге в федерации пришли к выводу, что «дополнительные услуги по аутсорсингу не потребовались».

Есть один документ от 13 февраля этого года. В нем собраны ответы на не самые удобные вопросы о допинге, России и чемпионате мира.

РФС привёл ФИФА имена 11-и футболистов, которых подозревали в употреблении допинга. При этом организация не получила записи о сомнительных пробах. «Из-за конфиденциальности» московская лаборатория не отправила заключения, – написал в сопроводительном письме генеральный секретарь российского футбольного союза (Александр Алаев, ред.). Копии бумаг предоставят «после получения письменного согласия спортсменов». К сожалению, «сейчас его невозможно получить, потому что они в отпуске и не находятся на территории России».

Фото: championat.com


Помощник Инфантино получил список с именами в начале года. 13 января его рассекретил «Чемпионат». «Упомянутые имена не означают, что есть нарушение антидопингового правила как таковое. Это находится в стадии дальнейшего расследования», – рапортовал чиновник ФИФА.  22 мая за считанные недели до старта турнира ФИФА заявила, что ввиду недостаточности доказательств все разбирательства в отношении игроков сборной России закрыты.

Из них Владимир Габулов, Игнашевич и Фернандес попали в состав сборной, а двое последних стали одной из причин успешного выступления российской команды, добравшейся до четвертьфинала домашнего турнира. Вот так ФИФА девять лет назад дала право провести главный спортивный турнир планеты России, а за несколько месяцев до его начала оберегла от возможных проблем. Стоит ли благодарить за такую помощь?

Данил Зайнуллин