Новое интервью Рианчо – о Глушакове, Бердыеве и деньгах

Экс-тренер московского «Спартака» и казанского «Рубина» Рауль Рианчо в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о своих планах вернуться в Россию, вспомнил конфликт с Громовым и объяснил, почему Цезарь Навас сможет играть ещё несколько лет.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«НАДЕЮСЬ, В НОВОМ ГОДУ КАКОЙ-НИБУДЬ КЛУБ ВСПОМНИТ ОБО МНЕ»

Рауль, где вы сейчас и чем вы занимаетесь? 

– Сейчас я отдыхаю дома в Сантандере, стараюсь находиться со своей семьей. Два месяца назад у меня умер отец, поэтому я хочу больше времени проводить рядом с матерью и близкими.

После вашего ухода из клуба прошло не так много времени. Но всё же были ли предложения от других клубов?

– Нет, на данный момент я открыт для предложений. Пока я отдыхаю. Я думаю, что пробуду дома до Рождества. Но надеюсь, что уже в новом году какой-нибудь клуб вспомнит обо мне. Не скрою, мне было бы интересно вновь поработать в России. Мне там очень нравится.

В России над вами посмеивались за длинные пресс-конференции. Почему вы все время так долго выступали перед журналистами?

– Если вы помните, я сразу сказал, что не собираюсь обходиться банальными фразами, которые тренеры произносят после каждой игры. Я люблю всё детально объяснять. Мне хотелось донести до людей всю ситуацию, которая была на тот момент, объяснить, в каком состоянии находился клуб и команда. Хотелось, чтобы болельщик команды поняли что к чему и продолжали поддерживать «Спартак».. Многие не понимали и не хотели меня понимать. Я искренне отдавался работе и пытался стать своим. Не все меня воспринимали всерьез, потому что люди, порой, не хотели думать. Они ничего не понимали о той непростой ситуации, которая на тот момент была в клубе.

После увольнения вы поддерживаете связь с кем-то из игроков «Спартака»?

– Конечно. У меня осталось много друзей в «Спартаке». Я со всеми поддерживаю контакты. Мы давно знакомы с Сальваторе Боккетти, с которым познакомились ещё в «Рубине». Иногда общаемся с Зобниным, Глушаковым… (После паузы) Если брать в целом, я думаю, что у меня не было плохих отношений ни с кем в команде. Все видели и понимали, что я отдавался своему делу всей душой.

Возвращение Глушакова в состав – не только ваша позиция, но и просьба руководства клуба?

 – В первую очередь возвращения Дениса в основной состав хотели сами игроки. Он лидер команды команды. И его отсутствие безусловно тревожило всю команду.

– Одно из фанатских объединений заявило, что большинство своих голосов за получение капитанской повязки Глушаков получил от игроков «Спартака-2».

– Это неправда! В голосовании принимали участие игроки основной команды, а не «Спартака-2». Я не совсем понимаю, почему люди придумывают всякую чепуху. Подобные предположения могут возникнуть только у людей, которые были не до конца осведомлены происходящим в команде.

«ВРАГИ В «СПАРТАКЕ»? ВОЗМОЖНО»

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Как вы считаете, какой из матчей «Спартака» под вашим руководством был лучшим?

– На мой взгляд, оба матча против «Рейнджерс» получились хорошими. Конечно, в Глазго нам пришлось нелегко. Но я считаю, что по качеству игры мы провели достойный матч. После этой игры у нас были две травмы, мы потеряли Зе Луиша и Фернандо. И, конечно же, домашняя игра, в которой мы хорошо атаковали и хорошо перемещались на протяжении всей игры.

Главная проблема сегодняшнего «Спартака»?

– С моей точки зрения, в формировании состава самой команды. В ней нет равновесия. Плюс огромное давление на футболистов. Ребята практически никогда не находятся в спокойствии. Это очень тяжело.

Были ли в «Спартаке» люди, которым не нравилось, что вы делаете?

– Я не могу сказать, что у меня были враги. Возможно, такие люди и были. Я сам ничего не замечал и не вдавался в подробности. Понимаете, в клубе на тот момент была такая обстановка… Она не настраивала на работу. Отсюда и результаты, которые показывала команда.

На одной из пресс-конференций вы сказали, что вам плевать на мнение фанатов. Вам не угрожали после этих слов?

– Нет, такого не было. Что касается их поведения, то я считаю, что всё из-за того, что они не были объективными. Фанаты не знали о всех проблемах команды и их представления о делах внутри коллектива были далёкими от реальности.

В день игры с «Рейнджерс» сотни болельщиков поехали провожать Карреру в аэропорт. Вас кто-то провожал?

– Нет, меня никто не провожал. Я не особо нуждался в этом. К тому же, я вылетал в четыре часа утра. И приглашать кого-то было как минимум странно.

«БЕРДЫЕВ ГОВОРИЛ, ЧТО МЫ НЕ ГОТОВЫ К ИГРЕ С «АТЛЕТИКО»

Фото: официальный сайт «Рубина», rubin-kazan.ru


– Совсем недавно вы приезжали в Казань на юбилей клуба. Приятно было получить приглашение?

– Да, я был на 60-летнем юбилее «Рубина». Мы встретились со многими друзьями – Кабзе, Сибайей и другими. Тогда я пробыл в Казани два дня. «Рубин» навсегда останется важной частью моей жизни. И оказаться вновь рядом с людьми, с которыми мы добились многих побед в важных матчах, как например с «Барселоной», было захватывающе и волнительно.

Самая теплая история, связанная с «Рубином»?

– Вспоминается матч против мадридского «Атлетико» в Лиге Европы. Когда мы готовились к игре, Бердыев подошел ко мне и сказал, что игроки не готовы. Если мы проиграем этот матч, то только из-за плохой подготовки. Я уверял его, что всё будет хорошо. В итоге мы порвали их на «Висенте Кальдероне». И после игры Курбан уже сказал слова благодарности. Было чертовски приятно.

– «Рубин» помог вам тогда с российской визой? 

– Нет, мне не нужна была никакая помощь. На тот момент у меня уже была украинская виза с разрешением на въезд в Россию.

– Весной «Рубин» нуждался в тренере по физподготовке. С вами не вели никаких переговоров по этому поводу?

– В Казани меня попросили провести мастер-класс для академии. Кроме того, Бердыев предложил мне быть тренером по физподготовке с мячом. Это новая тенденция в Европе. Курбан хотел, чтобы я занимался не только физикой, но развивал у игроков технические навыки. Бердыев – очень продвинутый российский тренер. И он хочет, чтобы тренеры развивали в команде и технику, и физику, и правильную психологию.

– Как сильно изменился город? У вас есть любимые места?

– Я всегда говорил, что Казань – это мой второй дом. Первый – Сантандер, второй – Казань. Я очень люблю этот город. Я думаю, что Казань занимает половину моего сердца, вторая половина принадлежит Испании. За последние восемь лет город заметно преобразился. Стал ещё красивее. Казань сегодня – европейский город, со своим европейским стилем. В Испании я всем рекомендую посетить этот город. Там живут очень любезные люди, которые всегда готовы помочь.

Мне очень нравятся Казанский кремль, «Ривьера», есть парочка любимых ресторанов. В Казани в целом есть много мест, чтобы погулять, поесть и развлечься.

«МИСТЕР ГРОМОВ – ОЧЕНЬ ХИТРЫЙ ЧЕЛОВЕК»

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


– Вы поработали в тренерском штабе Бердыева, Реброва, Шевченко и Карреры. Кто из них сильнее как тренер?

– Они все профессионалы, и у каждого из них есть свои сильные стороны. Мне было приятно работать со всеми. Например, Курбан. Он очень трудолюбивый. Он уделяет большое внимание тактике. А Андрей Шевченко очень здорово находит контакт с футболистами.

– В ходе работы в «Рубине» вы подчеркнули для себя что-то от Бердыева? Какие-то нестандартные тренерские ходы, методы?

– Мы проработали вместе четыре года. У нас с ним прекрасные отношения. И я действительно подчеркнул для себя какие-то моменты, особенно в тактическом плане, в анализе игры.

– В чем главный секрет успеха Бердыева?

– На самом деле, никакого секрета нет. Это человек, который максимально отдается своей работе. Он очень трудолюбив. Его голова всегда занята мыслями о футболе.

– Кто был лучшим игроком «Рубина» в те сезоны, когда вы работали в клубе?

– Я бы выделил Цезаря Наваса, Сибайю и Чори Домингеса. Но лучшим был Сергей Семак. Это была просто бомба! Он был прекрасно развит физически, был легок, с хорошей техникой и, главное, очень умным в плане понимания футбола.

Глядя на вас создается ощущение, что вы мягкий человек, но требовательный тренер. Это так?

– У меня есть свои методы работы. Это очень просто. Я объясню. Я везде и всегда защищаю своих игроков. После игры, когда я ухожу с поля, я сначала поддержу каждого из них, а потом обязательно поговорю со всеми: будь то журналисты или болельщики.

Для меня игроки похожи на моих детей. Я всегда защищаю их до смерти, даже зная, что где-то они ошиблись и где-то неправы, я всё равно встану на их защиту. Но во время тренировок и во время матчей я требую от них выкладываться в полной мере. Они должны дать мне всё то, что я даю им. Это моя философия работы.

Кристиан Ансалди вспоминал, что он и ещё несколько игроков «Рубина» бросали вас в бассейн. Зачем они это делали?

– Кристиан – мой хороший друг. У меня с ним очень хорошие отношения. Это игрок, который умеет подбодрить всех в команде. Кристиан – отличный человек. Это человек, у которого идеальные жизненные основы. У меня очень хорошие отношения с ним и его семьей. Почему он это делал? Я думаю, что Кристиан хотел, чтобы команда была счастлива и в коллективе была позитивная атмосфера. Я думаю, что тогда этим он помог сделать команду немножечко счастливее. А если команда счастлива, она и играет хорошо.

Матч в Казани с «Рубином» был принципиальным для вас? Не было желания доказать Бердыеву, что вы лучше?

– Матч в Казани получился очень трудным. Из-за травм мы потеряли ключевых игроков, в том числе и Фернандо. Из-за этого мы решили: «Окей, можно чуть-чуть экспериментос», и Сальва Боккетти впервые за долгое время вышел играть в опорной зоне. Мы знали, что «Рубин» очень хорошо играет дома. Изучили его плюсы и минусы. И я считаю, что мы провели хороший матч.

В чём главная сила «Рубина» сегодня?

– Самая сильная сторона «Рубина» – это оборона. Они всегда играют компактно и используют высокий прессинг. После отбора мяча один пас вперед на свободную зону, куда вбегают или Полоз, или Азмун. «Рубин» всегда использует эту тактику, в независимости от соперника. Я считаю, что у «Рубина» лучшая контратака во всей России. Мы знали это, и практически ничего не позволили им создать в той игре.

А слабость?

– Сейчас трудно определить одну главную проблему «Рубина». Я думаю, что это можно будет сделать со временем на более длинной дистанции. Мы обратили внимание, что ближе к концу игры у команды начинают проседать полузащитники. В «Рубине» они выполняют огромный объем работы и соответственно, быстрее утомляются физически.

Несмотря на детальный разбор всех плюсов и минусов, победить в Казани не получилось...

– Да, это немножко грустно. Всё решила одна подача с углового.

Кто должен был держать Сорокина во время того углового?

– Это трудно объяснить. Шли последние секунды игры. «Рубин» как правило отправлял в чужую штрафную семь человек во время угловых. Мы контролировали семерых и не были готовы, что будет ещё восьмой. И это смешно, но подача прилетело точно в его голову. Можно повторить угловой ещё 30 раз, но я сомневаюсь, что подача получится такой же точной.

Когда вы работали в «Рубине» вы могли представить, что Навас и Гёкдениз будут так долго выступать на высоком уровне?

– Понимаете, у каждого футболиста свои обязанности на поле. Кто-то тратит больше сил, кто-то меньше. Поэтому центральные защитники без проблем могут выступать до 40 лет. Для полузащитников закат наступает в 37 - 38 – это максимум. А нападающим после 32-х лет уже очень сложно. Главный козырь нападающего – скорость. А в этом возрасте футболисты становятся медленнее и выступают по большей мере за счёт опыта. Многие форварды начинают играть в средней линии, где их физика позволяет продержаться ещё пару сезонов.

Если говорить конкретно о Цезаре, то он относится к тому прототипу игроков, которых принято называть топ-профессионалами. Он знает, как правильно питаться, как лучше восстанавливаться, он знает когда стоит заниматься в зале, а когда нет. Я считаю, что если у него есть желание, то он без проблем сможет поиграть ещё не один сезон.

«Спартак» полностью с вами рассчитался?

– «Спартак» выплатил мне всё что было оговорено в соглашении. «Спартак» – это топ-команда не только в России, но и во всей Европе. Менеджеры клуба очень серьезно относятся к выплатам зарплат и премий.

А «Рубин»? По нашей информации, вам не выплатили неустойку в 2013-м.

– Я догадывался, что вы ведёте к этому. Да, действительно, есть такая небольшая проблема. Сейчас юристы занимаются этим делом. Я думаю, что через один или два месяца конфликт придёт к своему завершению. Дело в том, что когда я и другие люди уходили из «Рубина» президент клуба и генеральный директор клуба не захотели платить положенные нам деньги (ФИФА отказала Рианчо в выплате компенсации, – ред.).

Вы об Андрее Громове?

– Да, да. Мистер Громов. Это очень хитрый человек. Он сказал, что у меня нет тренерской лицензии Pro, а то, что я предоставил ему, он называл подделкой. Это было несерьезно, он принимал нас за мошенников. Сейчас юристы ФИФА работают над этим, и я думаю, что конфликт скоро будет исчерпан. Спустя четыре года.

Несмотря на эту ситуацию, я могу сказать, что «Рубин» – это топ-клуб. Это главная команда Татарстана. В памяти всё ещё свежи воспоминания, как полный стадион болельщиков гнал вперёд команду, когда Казань выступала в еврокубках. Это суперклуб. Но из-за того, что два-три года командой руководил несерьезный человек, он пришел к тому, что сейчас есть. Хотя я думаю, что дела налаживаются, и в будущем «Рубин» ещё добьётся успехов.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Рауль Руис Гонсалес РИАНЧО
Дата рождения: 13 февраля 1960 (58 лет);
Место рождения: Кантабрия (Испания).
Тренерская карьера: Химнастика (Испания, 2004 – 2006); Леванте (Испания, 2006 – 2008), Рубин (Казань, Россия, 2009 – 2014) Динамо (Киев, Украина, 2014 – 2016); сборная Украины (2016 – 2018); Спартак (Москва, Россия 2018).

Разим Сабиров