Владимир Алекно: «Нам будет полезно опуститься на землю»

«Зенит-Казань» на клубном чемпионате мира проиграл «Факелу» из Нового Уренгоя (2:3) и итальянской «Чивитанове» (2:3), не сумев выйти в полуфинал. Главный тренер казанцев Владимир Алекно объяснил причины провала и рассказал, чем команда стала лучше без Вильфредо Леона.

Дважды «Зенит» становился бронзовым призёром клубного чемпионата мира, а предыдущие три года играл в финале турнира. В 2017-м в Кракове команда Владимира Алекно впервые в истории завоевала титул сильнейшего клуба планеты, а год спустя впервые не вышла из группы.

Владимир Алекно / фото (здесь и далее): Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«МЫ СТАЛИ ИНТЕРЕСНЕЕ В ПЛАНЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРЫ»

– То, что произошло, станет для нас полезным уроком. Нас приземлили, – говорит Алекно. – Мы не такие уж и великие раз можем проиграть тай-брейк со счета 14:10. Конечно, можно говорить о судейской ошибке в матче с «Чивитановой», но это один мяч. До этого было четыре возможности для съема, но мы не смогли это сделать на подаче флот. Причины поражений внутри нас, всё остальное – оправдания.

– Назовите ключевые причины...

– Мы еще будем разбираться и анализировать. Например, почему такая низкая эффективность в атаке у Мэттью Андерсона и вторую игру Макс Михайлов один тянет на себе. Или почему наши блокирующие ошибаются на планирующих подачах больше, чем кто-либо. Пока есть вопросы и по стабильности работы Эрвина Нгапета. Причем сейчас к нему больше претензий как раз по тому элементу, где он обычно король – приёму. В атаке Эрвин показал то, что мы от него ждали. На сетке он справляется, хотя если сбросит еще 3 - 4 килограмма и в атаке добавит.

– Сейчас все говорят о том, что «Зенит» упустил первый же титул без Вильфредо Леона...

– Какой смысл сейчас говорить о Леоне? Он выполнил свою работу, сделал следующий шаг в карьере. Маловероятно, что он когда-либо к нам вернётся. Но жизнь продолжается. Те изменения, которые у нас произошли, могут сделать команду лучше. Если сравнивать два матча с «Чивитановой» – майский финал Лиги чемпионов и эту игру на клубном чемпионата мира – мне кажется, сейчас в плане организации игры у нас всё стало намного интереснее. Понятно, что был игрок, который решал, но сейчас появилась зрелищность игры, командная работа. У нас по-прежнему есть команда, которая готова решать задачи. Сейчас мы должны четко понимать, что проблема не в отсутствии Леона, а в том, что мы сейчас далеко не та сильная команда, которой способны быть. Уровень взаимодействия пока не тот, что мы хотим видеть. Отчасти потому что поздно собрались вместе из-за большого числа сборников. Так или иначе, проанализируем ошибки, проведём работу и будем двигаться дальше. Чем быстрее разберемся в причинах провального турнира, тем быстрее сможем радовать болельщиков и спонсоров, показывать ту игру, которую от нас ждут.


«СУДЬЯ ОШИБСЯ, НО ЛУЧШЕ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА СВОЕЙ ИГРЕ»

– В матче с «Факелом» со стороны «Зенита» была недооценка соперника?

– Думаю, да. Поздно включились, когда стало понятно что мы уже на грани фола. Все последние годы мы видели прогресс «Факела», но мы им не проигрывали. Скорее всего, в глубине души недооценили. В такой группе больше думали о «Чивитанове» и «Скре», чем о них. Хотя говорилось, что это лидер чемпионата России, который не проиграл ни одной игры. Это уже не та молодая команда, что была раньше. Сейчас там игроки, перед которыми будет стоять задача выигрывать Олимпиаду. «Факел» – серьёзный соперник. А «Чивитанове» по инвестициям вообще нет равных. Они собрали лучшее, что есть в мире. Правда, там почти нет итальянцев.

– Как на команду психологически повлияет ситуация с упущенной победы со счета 14:9 на тай-брейке?

– Повторюсь – это хороший урок. Я не дам команде этого забыть. Нужно при любом счете сохранять концентрацию, играть до последнего свистка. Если мыслить глобально, то возможно нам будет даже полезно опуститься на землю. Некоторые трофеи нам давались легко, но теперь мы знаем, что этот сезон будет тяжелым и побеждать можно только показывая свой максимум.

– Объясните, что всё-таки произошло при счете 17:17 на тай-брейке матча с «Чивитановой». Судья ошибся?

– Да, однозначно. Многие нейтральные арбитры это признали. Самое странное было в том, что бразильский рефери сначала принял решение в нашу пользу, но после истерики со стороны итальянской команды его поменял – не разобравшись, не будучи уверенным, не взяв просмотр. Второй судья вообще говорил о касании троса со стороны Бутько и мы собирались сразу брать видеопросмотр, но потом первый судья показал ошибку в атаке, а момент запроса челленджа уже был упущен. Там всё дело в том, что Бутько, будучи игроком задней линии, пасовал в прыжке одной рукой. Если бы соперник после этого первым коснулся мяча, это считалось бы атакой со стороны Бутько и судья был бы прав. Но первым на мяче был Михайлов. Таким образом, всё было по правилам. Получается, что судья забрал у нас важнейшее очко. Помимо работы, физического состояния, тактики, техники огромное значение в волейболе всё равно имеет человеческий фактор. Но я уже говорил, что нам нужно акцентировать внимание на своей игре, а не на судейском факторе.


«В МАТЧЕ С «ЧИВИТАНОВОЙ» ПОПРОСИЛ ИГРОКОВ БЫТЬ ЗЛЕЕ»

– Говорят, что связующий Александр Бутько провёл турнир на уколах...

– Да, играл через боль. Делали ему всевозможные процедуры, тейпирование, но с движением в противоход, с выходом под мяч всё равно были сложности, особенно в поздних партиях. Когда у связующего гримаса боли на лице, это не придаёт уверенности и энергии команде, поэтому Саша терпел. В эмоциональном плане он справился.

– В матче с «Чивитановой» ваши игроки вообще мало проявляли эмоции. Почему?

– Было такое задание. Сыграть через злость, потому что до этого мы были слишком добрыми.

– В игре с итальянцами травму получил блокирующий Артём Вольвич. Что с ним?

– К счастью, разрыва там нет. Обнаружили растяжение. Тем не менее, пока мы без него.


– Перед началом турнира вы сказали, что клубный чемпионат мира привлекает всех своим статусом, но выиграть Лигу чемпионов намного сложнее. Почему?

– Есть большая разница – стать чемпионом за пять игр или за пять месяцев. Там титул настоящий, здесь – номинальный.

– На матч со «Скрой» (3:1) вы выпустили резервистов. Насколько ими довольны?

– Они молодые, энергичные, голодные до игр и побед. Там хороший эмоциональный фон. В технической части тоже ими доволен. Алексеев, Лоран, Сурмачевский неплохо себя проявили. Спиридонову тяжело. В его случае опять-таки есть и объективные причины, и оправдания. Понятно, то травма выбила его из игрового ритма. С другой стороны, с апреля он особо не работал над собой.

– Главное открытие старта сезона в «Зените» – 22-летний доигровщик Андрей Сурмачевский. Что думаете о его перспективах?

– Он молодец. Мы уделим ему огромное внимание. Алексея Вербова подключим для работы с Андреем в приёме. Если Сурмачевский будет принимать, многие доигровщики заплачут – он встанет в состав. У него есть все необходимые навыки, не хватает только приёма.

Первый показатель – победы, второй – очки

Алмаз Хаиров