В команде его называют «Спарта» и с помощью него «Рубин» забил уже восемь голов за полтора года. Сегодня досталось «Зениту».
В матче против «Зенита» в 17-м туре чемпионата страны «Рубин» (1:2) снова забил с углового – необычный розыгрыш с толкотней во вратарской стал трендом среди стандартов казанцев. В последних турах «Рубин» чаще всего использует именно этот вариант подачи, против которого тяжелее всего обороняться вратарям, а замкнуть подачу могут даже свои игроки. Сегодня мяч забил Егор Сорокин – это уже третий гол защитника в этом сезоне с угловых.
Ранее команда забивала с такого розыгрыша в ворота «Динамо» (1:1).
– Долго мы смотрели, как вы нарабатывали такой вид угловых и вот наконец-то он сработал. Долго над этим работали? – спросил тогда корреспондент у Курбана Бердыева в эфире.
– Да нет, это не первый мяч. Но, тем не менее, много работаем над стандартами и не только над этим, – ответил главный тренер.
Этот угловой в его штабе действительно наигрывают не первый сезон, но все обратили на него внимание только сейчас. После возвращения в «Рубин» с помощью такого розыгрыша команда Бердыева забила уже восемь мячей.
КОГДА ЕГО НАЧАЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ?
Впервые такой вариант углового Виталий Кафанов, отвечающий в штабе Бердыева за стандарты, использовал ещё в «Ростове». В матче 1/16 финала Лиги Европы против «Спарты» (4:0) ростовчане с помощью него открыли счет в игре. Это был первый раз, когда заготовка тренеров привела к голу.
Миха Мевля после сутолоки во вратарской забил головой, а такой розыгрыш с толкотней возле вратаря в штабе прозвали «Спартой» с отсылкой как к сопернику, против которого он впервые сработал, так и на брутальную фразу из фильма «300 спартанцев». Кафанов так и кричит игрокам в технической зоне вовремя матчей, когда хочет видеть этот розыгрыш углового.
Периодически и в «Ростове», и в «Рубине» этот вариант исполнялся, но немного иначе, чем сейчас. Раньше игроки большим числом насыщали вратарскую, но не опускались прямо до линии ворот, чтобы закрыть вратаря. В этом сезоне игроки «Рубина» практически забиваются в ворота, закрывая обзор вратарю и преграждая ему путь при попытке сыграть на выходе. Именно поэтому такой розыгрыш стал более заметным.
Идея такого углового проста – закрыть вратаря и прижать защитников, надеяться на неудачное подправление или промах соперника по мячу из-за ограниченного пространства. Соперник просто не ожидает, что все игроки бросят зону подбора и займут вратарскую, ему тяжело быстро переместиться и поэтому такая растерянность приводит ещё и к автоголам, как в игре с «Динамо».
При этом у «Рубина» есть три варианта розыгрыша угловых в зависимости от манеры игры вратаря и специфики игры защитников. По ходу сезона «Рубин» разыгрывал вариант, когда все полевые игроки уходят за линию штрафной и вбегают только после подачи. И он пока привел к одному голу. Есть заготовка, когда каждый игрок занимает свою зону, как в случае стандарта с голом Егора Сорокина «Спартаку». Но «спартанский» угловой в последних матчах разыгрывается чаще других и выглядит более эффективным.
«Эти передачи идут на ближнюю штангу и, конечно, это на авось, на удачу и в гущу. Вратарю тяжело выйти, ведь нет возможности для разбега. Обороняться против этого можно, но очень тяжело. Если подача идёт в эту гущу, то вратарю не выйти и его отсекают от мяча», – оценил угловой комментатор матча с «Динамо» Константин Генич.
В этой игре казанцы исполнили пять угловых и все – в одинаковом стиле с толчеёй во вратарской. Такое у «Рубина» случилось впервые и обычно Кафанов чередует варианты розыгрыша по ходу матча. Возможно, причина в том, что все пять угловых пришлись на правый фланг под исполнителя-левшу, а при подачах справа «Рубин» бы использовал другие розыгрыши. У «Рубина» в составе к тому же появился Игорь Калинин, у которого, как выяснилось, хорошая подача с левой ноги.
ПОДАЧА ВАЖНЕЕ РАСПОЛОЖЕНИЯ ИГРОКОВ
Калинин – четвертый исполнитель стандартов «Рубина» в этом сезоне после Дмитрия Полоза, Игоря Коновалова и Хорена Байрамяна. В прошлом туре сломался Коновалов, на лавку присел Полоз, с «Анжи» подачи Байрамяна были не очень удачными, поэтому с «Динамо» стандарты доверили защитнику. Из пяти подач в игре с «Динамо» он выдал четыре, которые приводили к острым ситуациям и голу.
Это был седьмой гол «Рубина» за полтора года после такого розыгрыша. В прошлом сезоне «Рубин» забивал похожие голы ЦСКА (2:1), «Арсеналу» (2:1) и «Ростову» (1:0) в первом круге, но не делал такой вариант розыгрыша основным, а также исполнял его с подачей на дальнюю штангу.
Во втором круге казанцы забивали чаще с игры, хотя был ещё один гол, который начался с фирменного углового, просто был забит после отскока и подбора. Кристиан Нобоа весной положил свой шикарный гол в девятку как раз после розыгрыша «Спарта». В итоге в прошлом сезоне в целом «Рубин» забил четыре гола благодаря этой заготовке.
По ходу прошлого сезона у казанцев угловые было кому исполнять и справа это делали Мийо Цакташ, Гёкдениз Карадениз и Ивелин Попов, а слева Эльмир Набиуллин. Именно поэтому стандарты удавались – «Рубин» забил шесть угловых за сезон. В этом сезоне с исполнителями тяжелее и передачи получаются не всегда, а именно подача – ключевой элемент и даже важнее передвижений и расположения игроков в штрафной.
«Очень важна передача – это 90 процентов успеха, – говорил Кафанов в интервью «БИЗНЕС Online». – Главное, чтобы игроки поняли, насколько важны стандарты. В «Ростове» получилось так, что у нас шли стандарты и подачи Калачёва те же. Если я правильно помню, мы 24 из 40 голов забили после стандартов. Это 60 процентов. Мы разбирали каждый стандарт, ещё и подачи удавались, были исполнители. И игроки поняли, что можно даже неудачно играть, соперник может быть сильнее, но если сыграешь строго в обороне, можно просто на одних стандартах выигрывать», – объяснял Кафанов.
Другой фактор, почему эти угловые стали использоваться под конец года и куда чаще – погодный фактор. В холод и мороз устраивать какие-то долгие тренировки стандартов сложно и отчасти поэтому наигрывается самый простой вариант розыгрыша. Да, у его отработки тоже есть свои детали: навес идёт на дальнюю или ближнюю штангу, а кто-то из игроков заполняет вратарскую. Но это куда проще и быстрее объяснить, чем расположение по зонам и особые маневры.
РОЗЫГРЫШ «РУБИНА» УЖЕ КОПИРУЮТ
В этом сезоне «Рубин» после угловых забил 5 из 15 голов в чемпионате и Кубке России. Все помнят гол Сорокина со скамейки «Спартаку», но ранее он уже забивал со «спартанского» углового «Ростову». Ещё два мяча – это два автогола в игре с «Динамо» и против «Химок» в Кубке.
Особенным получился гол экс-игрока «Рубина» Александра Рязанцева, который из-за сутолоки просто не увидел мяча, не успел под него подстроиться и забил за бывшую команду.
Чаще всего угловой «Рубина» создаёт опасную ситуацию у ворот, даже если команде не удается забить. Во всех ситуациях показательно, что до мяча не может дотянуться вратарь, которому не удаётся протолкнуться через кучу-мала из своих и чужих, поэтому во вратарской соперника всегда нервно.
Пока забивать после таких угловых получается лишь у «Рубина», хотя в РПЛ его изредка используют и другие клубы. К примеру, в прошлом туре «Уфа» в Каспийске несколько раз использовала такой стандарт с навалом во вратарской «Анжи».
После поражения в Кубке России (0:1) в Казани угловой «Рубина» пыталось повторить «Динамо». А «Ростов» в этом туре дома с ЦСКА тоже исполнял нечто подобное на ближней штанге, чтобы помешать выйти Игорю Акинфееву, хотя не заполнял всем числом вратарскую.
Штаб Бердыева в «Ростове» ввёл в лиге тренд на игру в три центральных защитника, который затем добрался и до сборной Станислава Черчесова.
Теперь тренеры вводят ещё одну фишку и спустя полтора года необычный угловой «Рубина» с толпой во вратарской постепенно становится фирменной чертой команды, приводит к голам и приносит очки. В следующем году его определенно будут использовать многие клубы лиги.
Большое интервью Кафанова – о вратарях, стандартах и тонкостях профессии
Бердыев проводит все тренировки с мольбертом. Он объяснил почему