НХЛ грабит шведскую лигу. И это всем нравится

Молодые звёзды НХЛ кормят свои клубы и школы.

НХЛ ПОТРАТИЛА НА ЕВРОПЕЙСКИХ ИГРОКОВ 35 МЛН ДОЛЛАРОВ

Американские СМИ в преддверии молодежного чемпионата мира сообщили, что клубы НХЛ в 2018 году потратили более 35 млн долларов на трансферы молодых игроков. Если команда хочет подписать контракт новичка с хоккеистом, она обязана заплатить предыдущему клубу игрока за разрыв контракта.

К примеру, «Баффало» за подписание контракта новичка с Расмусом Далиным, возместила шведской федерации хоккея 250 тыс долларов. В 2018 году клубы НХЛ потратили 8 млн долларов за подписание более 30 хоккеистов из Швеции.

Первый номер драфта-2018 Расмус Далин / фото: Joel Auerbach, gettyimages.com


Стоимость выкупа контракта открыта только в Швеции. Финская федерация хоккея не разглашает подробности, но есть слухи, что НХЛ платит за новичка из Финляндии около 500 тыс долларов. Также лига платит за подписание контракта новичка с американцами и канадцами. Юниорские лиги Канады и США получили от НХЛ около 12 млн долларов.

Трансферного соглашения нет только у двух европейских лиг – НЛА (чемпионат Швейцарии) и КХЛ. Чтобы хоккеист из этих турниров перешёл в НХЛ, он должен либо дождаться завершения контракта, либо же выкупить его самостоятельно. В КХЛ необходимо заплатить 2/3 от суммы соглашения между игроком и клубом.

ТРАНСФЕРЫ В НХЛ СПОНСИРУЮТ ЮНОШЕСКИЙ ХОККЕЙ В ШВЕЦИИ

Эта система, хотя и грабит европейские клубы, но позволяет им выживать и вкладываться в развитие своих школ.  Получившая 95% денег НХЛ шведская федерация хоккея направляет на развитие юниорского хоккея в стране. Также благодаря этим трансферам кормятся и скромные лиги из низших дивизионов.

Большая часть средств из 250 тыс долларов, полученных федерацией за одного игрока, переводятся на счета клубов, за которые выступал хоккеист в течение трёх лет до его перехода в НХЛ. Если спортсмен выступал только за одну команду, она получает весь «этот пирог». Если за две или больше, то сумма поровну делится между клубами. Некоторые шведские проспекты в 16 - 17 лет на правах аренды играли в командах из низших лиг, так что часть денег перепадает и этим скромным коллективам.  

Бюджеты клубов SHL (чемпионат Швеции) в среднем не превышают более 5 млн евро. Следовательно, если клуб подготовит хотя бы двух своих воспитанников для НХЛ, то за счёт этих трансферов они покроют почти десятую часть своего бюджета.

«Это огромные деньги. Часть из них клубы раздают юношеским командам, в которых готовился хоккеист. Все эти деньги позволяют вырастить следующее поколение хоккеистов, благодаря ним развиваются методики подготовки, повышается зарплата тренеров. Эти средства – одна из причин, почему маленькая Швеция до сих пор выращивает таланты», - прокомментировал трансферное соглашение шведский защитник «Детройта» Никлас Кронвалл.

ТРАНСФЕРНЫЙ ДОГОВОР НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАТЬ СУПЕРКЛУБ В НХЛ

Независимо от того, под каким номером драфта был выбран шведский хоккеист, за него клуб заплатит 250 тыс долларов. Для НХЛ Далин и Маркус Вестфальд, выбранный на драфте-2018 под 205 номером, стоят одинаково. Единая цена на всех шведских хоккеистов не позволяет богатым американским клубам скупать активы.

Допустим, что «Нью-Йорк Рейнджерс» сильно заинтересовался сверхталантливым шведским проспектом из «Юргордена». Все пророчат хоккеисту первый номер драфта и звание звезды поколения. Из-за системы драфта этот швед упадёт, например, во «Флориду», которая заплатит за него положенные 250 тыс.

Если бы не было единого стандарта, то «Рейнджерс» могли бы заплатить за этого шведа несколько миллионов долларов, чего не может себе позволить «Флорида». Хоккеист будет выступать в Швеции до окончания контракта, набираться опыта, а уже потом, сложившимся спортсменом, переедет в Нью-Йорк. Просто потому, что у «Рейнджерс» есть финансовые ресурсы для «маринования» игрока, а у «Флориды» - убытки.

Даже сам драфт был введен не для того, чтобы помогать аутсайдерам или для выравнивания лиги, а для устранения доминирования «финансовых мешков», таких как «Торонто», «Монреаль» или «Нью-Йорк». И даже, несмотря на десятилетия существования системы, все равно происходят скандалы, например, отказ Эрика Линдроса выступать за «Квебек». 

НХЛ не хочет возвращаться в Квебек. Лига боится националистов

ШВЕДСКАЯ ЛИГА НЕ МОЖЕТ УДЕРЖИВАТЬ ХОККЕИСТОВ ОТ ПЕРЕЕЗДА В НХЛ

Шведы подписали трансферное соглашение, потому что понимают слабость своего чемпионата и организации. За океаном играют самые сильные хоккеисты, остальных разбирает КХЛ и НЛА. Для шведских талантов выступление в НХЛ – главная задача, практически никто не играет в SHL всю свою карьеру.

«Мы не можем удерживать хоккеистов в нашем чемпионате. У всех игроков в контрактах есть приписка, что они в любой момент могут уехать в НХЛ или же в КХЛ. Длинные и защищенные контракты, как в Северной Америке или в европейском футболе, у нас невозможны», - объясняет ситуацию вице-президент шведской федерации хоккея Петер Форсберг.

Однако единственная трансферная стоимость хоккеистов существует только в соглашении с НХЛ. Клубы КХЛ и НЛА, если они хотят выкупить игрока из чемпионата Швеции, договариваются уже с командами о сумме трансфера и последние устанавливают цену. Возможное заключение трансферного договора между SHL и КХЛ может окончательно добить чемпионат Швеции.

РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ ЗАЩИЩЕНЫ ОТ «ГРАБЕЖА»

В начале декабря президент КХЛ Дмитрий Чернышенко объявил о продлении меморандума о взаимном уважении контрактов. По сообщению агентства «Р-Спорт», в документе изложены правила, направленные на предотвращение спорных ситуаций при переходе игроков из одной лиги в другую. Он также предусматривает обмен информацией о контрактах хоккеистов.

Первый меморандум между КХЛ и НХЛ был подписан 10 лет назад после скандального перехода Александра Радулова из «Нэшвилла» в «Салават Юлаев». С тех пор нельзя сменить лигу, если у хоккеиста есть действующий контракт с клубом. В 2012 году Николай Прохоркин пытался покинуть ЦСКА и перейти в «Лос-Анджелес», но НХЛ признала его контракт с калифорнийским клубом незаконным.

Этот меморандум защищает клубы КХЛ от массового побега хоккеистов в Северную Америку. Чтобы российские проспекты могли играть в НХЛ, им приходится либо дожидаться окончания действия контракта, либо разрывать соглашение. И обе лиги пристально следят, чтобы не было никаких махинаций с обеих сторон.

Последний спорный эпизод случился в 2015 году, когда финский легионер «Сибири» Йори Лехтеря уехал в «Сент-Луис» к Владимиру Тарасенко. Игрок заплатил клубу 2/3 от суммы контракта за его разрыв. Тут же появились подозрения, что деньги за прекращение действия соглашения, Лехтеря получил от «Сент-Луиса» в качестве подписного бонуса. Однако эта информация не подтвердилась, и финн спокойно уехал в США.

Виктор Майоров