Турнир поможет освоить новые рынки.
С матча сборных ОАЭ и Бахрейна стартовал Кубок Азии. Главный футбольный турнир начала года, который стал куда важнее и значимее, чем раньше.
ГЛАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ – ТРЕНЕРЫ
Турнир пройдет зимой, как и в случае с чемпионатом мира 2022 года в Катаре. Такой выбор обусловлен слишком высокой летней температурой в Эмиратах, где Кубок проходит второй раз их в истории.
В отличие от Кубка африканских наций, который проводят раз в два года, Кубок Азии, как и все другие основные международные турниры, проходит раз в четыре года. В этом году турнир взял пример с Евро-2016 и расширился с 18 до 24 команд. В плей-офф не попадут всего восемь команд.
Конечно, для обычного болельщика, чья сборная не будет играть на Кубке Азии, сам турнир кажется малоинтересным. Условно, самый худший по вывеске матч Панама – Тунис на ЧМ-2018 мог быть интересен лишь потому, что он самый худший. А на Кубке Азии с такой «статусной» афишей представлен каждый второй матч турнира.
К тому же, на Кубке Азии практически не будет больших звёзд или просто широко известных имён. Тот же Кубок Африки в этом плане куда ярче. Первым в голову приходят разве что Сон Хын Мин из сборной Южной Кореи, который вроде уже откосил от армии после победы на Азиатских играх, но хочет помочь национальной команде и на Кубке Азии. Но и о клубе он не забывает и должен сыграть за «Тоттенхэм» против «Манчестер Юнайтед» 13 января, после чего уже присоединится к национальной команде.
Вторым в голову приходит иранец Сердар Азмун. Потому что хорошо знаком российскому и уж тем более казанскому болельщику. На этом всё. Дальше приходится напрягать память. Тех же японских звёзд – Синдзи Кагавы и Кейсуке Хонды не будет. Первый просто не получает игровую практику в «Боруссии». Второй завершил карьеру в сборной и, как ни странно, мог бы приехать на турнир в качестве главного тренера. Хонда умудрился стать главным тренером сборной Камбоджи, но та играла на Кубке Азии лишь однажды в своей истории.
Как ни странно, но спасают ситуацию и придают личностной фактуры турниру главные тренеры. Как и на ЧМ в России, главными звёздами Кубка Азии должны стать они. Чемпион мира 2006 года с Италией легендарный Марчелло Липпи, некогда многообещающий Паулу Бенту, доводивший Португалию до полуфинала Евро-2012, Карлуш Кейруш у Ирана, бравший Кубок Америки с Чили Хуан Антонио Пицци и Эктор Купер, тренирующий сборную Узбекистана, дважды выходивший с «Валенсией» в финал Лиги чемпионов.
НОВЫЕ РЫНКИ
Конечно, обманываться здесь всё же не стоит. Да, Кубок Азии может быть мало интересен рядовому болельщику и в России его транслировать не будут. И как-то не особо важно, что там есть интрига и на этот раз нет явного фаворита. На турнире будут играть только три команды, располагающиеся в топ-50 рейтинга ФИФА – Япония, Австралия и Иран.
Возможно, в Китае установят новый рекорд для футбольных трансляций в прямом эфире. В 2015 году средняя телеаудитория (те, кто посмотрел игру от начала и до конца) четвертьфинала Китай – Австралия на государственном канале China Central Television 5 составила 32 млн человек. Всего же так или иначе игру на CCTV-5 посмотрело 76 млн человек и 95 млн, если считать других региональных китайских вещателей. Например, в Австралии, которая принимала прошлый турнир, на ABC ту игру суммарно посмотрело 1.8 млн человек, но для них это всё равно была рекордная доля аудитории с момента появления цифровых каналов в 2008 году.
Не факт, что у Эмиратов получится повторить нечто подобное даже в процентном соотношении. Даже в самих ОАЭ тревожатся о потенциально низкой посещаемости из-за того же расширения турнира или параллельно идущего чемпионата Англии.
Но можно посмотреть на ситуацию под другим углом. Кубок Азии может и должен быть интересен не совсем для болельщиков, а скорее для агентов и скаутов европейских клубов. И дело не в том, что Кубок Азии поможет открыть потенциально новую звезду, типа Сон Хын Мина или выгодно продать Азмуна из «Рубина».
Турнир может освоить новые рынки, ведь европейский футбол становится всё глобальнее. Чтобы заинтересовать болельщиков из других стран, клубы покупают игроков, чтобы ещё больше монетизировать свой бренд. И это необязательно могут быть топ-клубы. Середнякам это даже ещё больше на руку. Условный «Реал», «Барселону», «Манчестер Юнайтед», другие топ-клубы будут обожать на Востоке и так.
Осенью в Казань на форум Sport Connect приезжал директор по международному развитию испанского «Бетиса» Антонио Ортега и директор международного департамента «Эйбара» Эдуардо Вальдес. И они рассказывали именно об этом.
Несколько лет назад «Эйбар» подписал японского полузащитника Такаси Инуи. Это открыло клубу большие перспективы. Например, заключение договора о сотрудничестве с японским «Токио Верди». Сейчас «Эйбар» сотрудничает с послом Японии в Испании, что помогает проводить различные мероприятия с японскими компаниями, которые финансируют клуб. «Бетис» поняли, что к чему и перед началом сезоне купили Инуи себе.
Сейчас «Эйбар» постепенно выходит на индийский рынок. У Индии – одна из самых быстрорастущих экономик мира. Её сборная будет играть на Кубке Азии и за её игроками будут пристально следить агенты. Как потенциальный рынок «Эйбар» рассматривает даже Узбекистан. И это пример только двух испанских клубов. Ему будут следовать и другие. И это примеры только нескольких стран с ещё осваиваемыми рынками.
В этом плане расширение формата до 24 команд пойдет только на пользу. Это позволило впервые попасть на турнир сборным Киргизии, Филиппин и Йемена. Филиппины – маленькое островное государство. 72-е в мире по территории. Но проживает там 103 млн человек – 14-е место в мире. И рынок там не освоен совсем. Профессиональная лига появилась в стране лишь год назад. В стране обожают бокс и Мэни Пакьяо. Но это может хотя бы немного измениться, если хотя бы один филиппинец хоть как-нибудь проявит себя и его приметит европейский середняк.
На Кубок Азии отправилось 12 игроков из Германии, 9 из Англии и 1 из Испании. После турнира их наверняка будет больше.