Легендарного тренера не стало.
Спортивный мир скорбит по Геннадию Турецкому. Накануне он скончался после инсульта в одной из клиник Швейцарии. Там он жил и работал в последние годы. Больше всего Турецкий известен своей работой с пловцом Александром Поповым. В 90-х и начале 2000-х этот дуэт было невозможно остановить: четыре «золота» Олимпиады, шесть побед на чемпионатах мира, 21 победа на чемпионатах Европы.
Турецкий никогда не скрывал своего секрета – он делал ставку на ускорение. Спортсмен должен был проплыть вторую половину дистанции быстрее первой и за счёт этого уменьшить сопротивление воды. Его методы охотно копировали в Австралии и Швейцарии, где он провёл большую часть карьеры, а в России то ли не до конца поняли, то ли просто не захотели понимать.
В январе 2019 года Турецкий приезжал в Казань на Кубок Александра Попова – его ученик проводил турнир для детей с участием олимпийских чемпионов. Так получилось, что разговор с нашим изданием 69-летний Турецкий обратил в двухчасовой монолог – и мы отобрали из него 12 историй.
Ниже – слова Турецкого.
Впервые материал был опубликован 13 января 2019 года.
КАК РАСПОЗНАТЬ ЧЕМПИОНА ПО СИЛУЭТУ
Мы сидели с моим тренером Алексеем Красиковым у бассейна в Швейцарии.
Я ему показываю фотографии на компьютере. В бассейне на 25 метров никого нет. За окном – прекрасный вид. Здание на высоте 900 метров. Гора идёт вниз и там озеро. Через 40 километров – Альпы.
Красиков поднимает голову и спрашивает: «А кто это там?»
Через свои огроменные линзы он увидел на другом конце бассейна парня из группы моей жены. Он сидел практически спиной к нам. Фамилия у него Шнайдер.
«Гена, он поплывёт», – сказал мне Красиков.
«Алексей Георгиевич, да вы его в воде даже не видели!»
«А вот я тебе говорю – он поплывёт!»
У этого Шнайдера вечно были какие-то проблемы. То травма, то болезнь, то ещё что-то. Больших ожиданий на него не возлагали. Но через полгода Шнайдер выиграл чемпионат Швейцарии на 100-метровке баттерфляем. Я подумал: «Это что за магический человек такой?»
А потом нашёл разгадку.
Красиков в своих очках увидел только силуэт пловца. А о чём этот силуэт говорил? Что он так сильно хочет плавать, что весь скрутился. Так и было – ему скажешь плавать, а он мгновенно в бассейн. Не потому, что надо объём выполнять, а просто потому, что ему хотелось плавать. Он любил своё дело.
ДУМАЮТ ТОЛЬКО ДУРАКИ
Самая популярная проблема у спортсменов – они слишком много думают. Это касается даже тех, кто выступает на самом высоком уровне и бьёт мировые рекорды.
Помню на Универсиаде в Казани ко мне подошёл один пловец. До старта оставалось полчаса. Он мне говорит: «Знаете, я слишком много думаю перед заплывами. Это мне мешает».
Отвечаю, что в спорте работают только инстинкты. Надо полагаться на инстинкт, потому что никаким умом ты себе не поможешь. Чтобы он запомнил эти слова, я дал ему одну установку: «Думают только дураки. Умные знают».
Современное общество основано на том, чтобы мы сначала думали, думали, думали. Вот человек думает, думает, думает и вдруг становится умным. И когда появляется вопрос, а почему он умный, мы говорим: «Потому что много думает». Из-за этого мы начинаем забывать об инстинктах.
Отмечу, что у Попова никогда такой проблемы не было.
ПОПОВ ВИДИТ СПИНОЙ
Саша – это модель личности высокого уровня. Не потому что у него золотые медали. Необыкновенность таких людей заключается во многих качествах. Например, в кругозоре.
Как-то раз мы с Поповым оформляли билеты в Испании. Саша стоял почти спиной к контролёру. Вдруг он поворачивается и говорит: «Вы неправильно пишите фамилию».
Спрашиваю: «Саш, ты спиной что ли видишь?»
«В общем-то, да».
Такой человек, как Попов, видит всё. Сам он говорит, что Карелин видит ещё больше. Они видят мир. Они не просто упёрлись в плавание или борьбу. Они видят мир. Переваривают больше информации и получают больше обратной связи.
Что меня ещё удивляет в Попове – он выступает на людях лучше, чем даже я, тренер. Почему? Потому что во мне бурлит нетерпение. Я не терплю, когда меня не понимают. Я не терплю, когда меня понимают медленно. И тем более когда меня не слушают. А у него хватает сил, чтобы терпеть.
СКАЗАТЬ ЧТО-ТО ЧЕРЕЗ ДВА ДНЯ
Я всегда давал спортсменам пространство, в которое никогда не вмешивался. Если требовалось моё вмешательство, я мог подойти и сказать. Но в тот момент я уже должен был в точности знать, что именно я скажу.
Иногда я мог прождать два дня, прежде чем заговорить. Почему?
Бывали ситуации, где я понимал, что Попов был не восприимчив. В особенности, если это конфликтная ситуация. Лучше подождать, пока его восприимчивость не повысится. Вот тогда и можно говорить.
К сожалению, это очень сложный процесс для тренера. Когда в тебе остаётся нереализованный негатив, он может нарастать. Необходимо найти в себе силы сказать: «Ничего, может быть, я завтра забуду об этом».
Я СМЕЮСЬ НАД ТОБОЙ
Недавно я был в Израиле. Дочь выступала там на соревнованиях. Встретился с американским тренером, который отвечает за олимпийскую команду. Он показывает мне свою девочку и говорит: «Можешь ей что-нибудь по технике подсказать?»
«Не могу».
«Как это не можешь? Ну ты даёшь!»
«У неё старт через 20 минут. Я же не буду ей говорить, что всё хорошо – я ей укажу на какие-то ошибки, правильно? И эти ошибки не исправить за такой короткий срок. Она настроена на своё понимание техники, а я ей буду рассказывать другое. Хочешь я тебе расскажу, но при условии, что ты ей не будешь ничего говорить перед стартом?»
«Договорились».
Начинаю рассказывать. У неё плохая работа ног. Она тормозит себя. Не вращает бёдрами, поэтому окончание гребка всегда слабое. Не использует мышцы спины. Жена не любит у меня, когда я кого-то изображаю, потому что я это делаю точно и смешно. Но в этот раз пришлось. Я показал, как она плывёт, зажав таз и с поджатыми ногами.
Он начал смеяться.
Говорю ему: «Понимаешь, если бы я ей это показал, ей бы показалось, что я над ней смеюсь. А я смеюсь над тобой».
ПОЧЕМУ НЕТ СМЫСЛА РАДОВАТЬСЯ РЕКОРДАМ
Раньше меня спрашивали: «А почему вы не радуетесь, что ваш спортсмен установил мировой рекорд?»
А почему я должен радоваться? Он уже давно должен был мировой рекорд установить. Я всё жду и жду. Слава Богу, сегодня у него получилось
В спорте вообще 90 процентов неудач. Я не радуюсь тому, что забили гол. Потому что знаю, что в большинстве случаев гол не забивают. Чего я буду тут огорчаться, а там кричать от радости?
Всё это не значит, что я какой-то неэмоциональный. Я очень эмоциональный. Это мой стиль поведения, и он выверен. Вся твоя радость – твоя и только твоя. Неудача – я с тобой огорчусь, но переживу это.
Любые эмоции спортсменов должны разбиваться о меня как о скалу. И неважно, накроет меня большая волна или маленькая, – я всегда буду твёрдо стоять на ногах и буду в состоянии протянуть руку.
У КОГО САМЫЕ КРАСИВЫЕ ПОДРУГИ
Сейчас эра технологических возможностей. Люди получают колоссальный объём информации и у них меняется тип мышления. От вдумчивого к клиповому, когда думают в формате дайджестов. Каждые три секунды – новая информация.
Это плохо? Нет, неплохо.
Что с этим делать? Запретить компьютеры и телефоны? Не надо.
Те, кто освоили клиповое мышление, очень быстро переваривают колоссальные объёмы информации. У них лучшие машины, дома, квартиры, самые красивые подруги.
Ещё выше располагаются те, у кого и клиповое, и вдумчивое мышление. Они пишут компьютерные программы, придумывают законопроекты. Такие люди живут на ещё более высоких этажах. Самый высокий уровень.
Спорт как раз за это и отвечает. С одной стороны мы выполняем механическую работу. С другой - вникаем в своё движение и своё чувство. Про Попова писали, что больше всего он любил проплыть на тренировке пять километров без остановки. Так и есть. Люди удивлялись: «А как это возможно?» Да вот так. Он мог успокоить свой ум и целый час двигаться в одном направлении.
ПОСЛУШАЕТ ТОЛЬКО ОДИН ИЗ 120-ТИ
Представьте себе автогонки. Вверх по склону горы. Песок, вода, грязь – одним словом, бездорожье. У нас, само собой, полноприводная машина. Резко нажмём на педаль – она начнёт буксовать. Будем нажимать мягко – начнём движение, а потом ускоримся.
Такая же ситуация в плавании. Мы плывём против сопротивления и наше сцепление с поверхностью лимитировано. Я провожу эту аналогию, чтобы описать свою теорию внутреннего ускорения. Если кратко, вторую половину дистанции нужно проплыть быстрее, чем первую.
Я могу прочитать лекцию об этой теории. Более того, я много раз это делал. 120 человек в зале. Из них идею поймёт только один человек. Максимум два. Все остальные даже меня не услышат. Почему? Они в этот момент думают, дать на тренировке 100 по 100 или 150 по 150. Им вот это неинтересно. Им нужен конкретный план, который можно вчистую скопировать.
Однажды ко мне обратился главный тренер сборной Австралии: «У нас с женщинами проблема. Плывут не так, как надо. Ты же поедешь на чемпионат мира в Швецию. Там от нас будет молодой тренер – поговори с ним».
Он выбрал того самого из 120-ти, который способен впитать идею.
Встречаемся с этим тренером. Он собирается куда-то там на свиданку. Говорю: «Никуда ты не пойдёшь».
«Это ещё почему?»
«Я с тобой хочу поговорить».
Буквально за 20 минут я объяснил ему свою концепцию. Чтобы улучшить взаимодействие с водой, надо учить ускорению, а не просто плаванию с постоянной скоростью. «Важно, чтобы твоя девочка вторую половину на 100-метровке проплывала за 27,5 секунд», – продолжаю я.
«Она плывёт за 27,8».
«Не годится. Она плывёт с таким временем просто 50 метров со старта. А нужно именно вторую половину плыть за 27,5. Тогда у тебя будет олимпийская чемпионка».
Разговор был в 1998 году.
Этот тренер не разговаривал со мной где-то три с половиной года. Если увидит меня, поздоровается и пойдёт дальше. Честно говоря, я думал, что он на меня обиделся. Выяснилось, что он набрал группу из семи 14-летних девочек и применил на них эту технологию.
Наконец, он подходит ко мне на командном мероприятии и спрашивает, можно ли сесть. Садится и говорит: «Если вы мне скажите встать на стол и сказать всем, насколько я благодарен вам, я это сделаю. Всё произошло в точности так, как мы говорили. Я им даю тренировку, а они плавают ещё лучше, чем я планирую. Даже понять не могу, как они это делают».
Олимпиада-2004. Его девочка плывёт вторую половину за 27,48 секунд и выигрывает золотую медаль. Что это такое? Чудо? Нет. Это идея, которую я вложил в Попова в 1990 году.
Я ТЕБЕ ДАМ!
Никогда не забуду, как смотрел запись эстафеты 4Х100 метров на Олимпиаде-88. Потрясающая эстафета. Первые три этапа – нашим нет равных. Но на последнем выходит Мэтт Бионди из США и не оставляет нам ни одного шанса.
Ко мне подходит американец и говорит: «Ничего, как-нибудь в другой раз». Я тебе дам в другой раз!
Вскоре меня вызывают в госкомитет РСФСР по физической культуре и спорту. Встречает Леонид Драчевский (заместитель председателя, в будущем – полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе, - ред.) и первым делом спрашивает: «Гена, а кто будет олимпийским чемпионом на следующих Играх?»
Я отвечаю: «Попов».
На тот момент я ещё не занимался с Поповым. Не было никаких идей. Всё, что я придумал, я придумал уже позже. Но внутри у меня была уверенность, что всё получится. Я же говорю, что умные не думают, а знают.
На сборе в Алма-Ате я говорю Саше: «Я знаю, как сделать так, чтобы у тебя не было соперников ближайшие десять лет. Нужно проплыть вторую половину быстрее 25-ти секунд».
Через семь месяцев он проплыл второй полтинник за 25,0. Что было дальше – вы знаете сами.
ЧЕМ НРАВИТСЯ БОРЬБА
Мне очень привлекательна философия борьбы.
В особенности греко-римской борьбы. Она требует качеств, которые развивают человека в лучшем направлении. Я часто спрашиваю у спортсменов, почему у борцов такой характер. Потому что они никого не боятся. Почему они не лают, как собаки? Собаки шумят, чтобы к ним не подходили, а борец спокойный и уравновешенный. У него нет страха, что его кто-то обидит.
И другой интересный момент. Борец хватает тебя за руку. Зачем? Он ждёт твою реакцию. Мышца у тебя включилась – он это чувствует, мгновенно включает контр-приём и кладёт тебя на лопатки.
ТРАДИЦИИ EXCELLENCE
Тренер говорил мне: «Твой рекорд школы на 400-метровке уступает мировому на считанные секунды. Если не будешь вовремя ложиться спать, правильно питаться и нормально учиться в школе, у тебя будет плюс пять секунд. Ещё плюс пять. И ещё. Вроде готов был побить мировой рекорд, а он ушёл от тебя».
Так мне показывали, что такое международный уровень и что все рекорды могут быть побиты. Такую же задачу выполняет и Кубок Александра Попова.
С одной стороны, мы даём ребятам возможность соревноваться. С другой, знакомим их с реальными чемпионами, которые задавали высочайшие стандарты. Этих людей можно потрогать. С ними можно сфотографироваться. Такое влияние на подрастающих спортсменов просто неоценимо. Особенно если учесть, что в возрасте участников нашего турнира – в 14 - 16 лет – сила мечты максимальная.
И эти суперчемпионы могут указать ребятам на ещё один важный момент – нельзя зацикливаться на медалях.
Раньше ко мне подходили родители и спрашивали: «Можете дать гарантии, что у моего ребёнка будет медаль?»
«Нет, не могу. И не хочу».
Дело не в том, что это невозможно предсказать. Дело в том, что нельзя сказать себе: «Вот теперь это моя жизнь». Не получишь медаль – жизнь закончится что ли? Нет. Просто надо уяснить, что такие люди, как Попов, задаются высокими целями, но не становятся их рабами.
В английском есть слово excellence. Русский перевод мне не очень нравится, потому что «превосходство» должно быть над кем-то, а это не тот случай. Всех превозмочь нельзя. Но превозмочь себя – можно. Мы должны воспитывать в детях желание делать всё в превосходном виде, в лучших традициях. Вот это важнее даже медалей.
СКОЛЬКО ЗАВИСИТ ОТ ТРЕНЕРА
Чем более опытный спортсмен, тем меньший процент заслуг тренера.
Когда это касается детей, 70 процентов итогового результата зависит от тренера.
Когда Попова – от трёх до семи процентов. Но этот вклад очень важен. Семь процентов – это непопадание в финал и полная катастрофа.