Шестой директор за восемь лет.
В «Салавате Юлаеве» опять поменялся генеральный директор. Вместо Тагира Ибрагимова, который проработал меньше двух лет, временно назначен его зам Александр Курносов. Вместо спортивного директора Романа Беляева будет Василий Чижов. Не факт, что на этом перестановки в менеджменте клуба закончатся, но пока известно только об этих рокировках.
Вообще все эти люди, которые сидят в кабинетах и не выходят на лёд, не всегда широкому кругу болельщиков известны. Да и какая в целом вроде бы разница, кто конкретно подписывает служебные записки, если Метсола ловит, а Умарк забивает? Так что и болельщики новости об очередных увольнениях приняли спокойно. Пока просто непонятно, радоваться или грустить, потому что никто не знает, а оказывает ли генеральный директор хоть какое-то влияние на самое главное – на игру команды? Рассказывает Андрей Юртаев.
УМАРК НЕ УЗНАВАЛ ХАМИТОВА
А вот это на самом деле зависит от каждого конкретного человека. Например, если Александр Семак, занимая пост, активно участвовал в жизни команды, разговаривал с игроками, назначал своих людей на различные должности от администраторов до главного тренера женской «Агидели» Дениса Афиногенова, то сменивший его Валерий Нургутдинов предпочитал в дела спортивного блока вообще не соваться, отдав всё на откуп генеральному менеджеру Леониду Вайсфельду. Что, кстати, во многом Нургутдинова и сгубило.
Когда между Вайсфельдом и главным тренером Игорем Захаркиным началось недопонимание, то генеральному директору не хватило то ли авторитета, то ли желания объяснить своим подчиненным, кто в клубе главный. Президентом клуба (тогда ещё существовала такая должность, но чуть позже она была упразднена) числился Сергей Молчанов. Числился, потому что никакого участия в судьбе клуба он не принимал с того момента, как перестал руководить администрацией тогдашнего главы РБ Рустема Хамитова. Так что и Вайсфельд, и Захаркин свои вопросы периодически пытались решать напрямую через Хамитова, а Нургутдинов, казалось, больше занимался организацией и подготовкой Недели звёзд КХЛ.
Однажды уфимские телевизионщики приехали со съемочной группой к Линусу Умарку и стали показывать ему фотографии разных известных людей. Швед сидел перед камерой и пытался угадать, кто изображён на карточках перед ним. Глядя на Хамитова, он мучительно пытался вспомнить правильный ответ, потому что лицо ему было определенно знакомо. «Это кто-то из «Башнефти», – в итоге предположил он. Кто же тогда знал, что эти слова окажутся пророческими? Если сейчас Линусу показать фотографию Нургутдинова, то не факт, что нападающий его вспомнит. Он и два года назад реально не знал, кто это.
«Салават Юлаев» в сезоне 2016/17 был на грани непопадания в плей-офф, но всё же зацепившись за кубковую восьмёрку, вылетел затем в первом раунде, проиграв «Ак Барсу». Выходящие на площадку игроки, замечают не только блондинок на трибунах, но и бардак в руководстве. Общая атмосфера неразберихи, отсутствие жёсткой руки – всё это сказывается и на игре команды.
И речь сейчас ни в коем случае не о том, что Нургутдинов плохой человек или менеджер. Он выигрывал чемпионат ВХЛ с «Торосом», он заканчивал за Семаком сезон, который завершился для «юлаевцев» «бронзой» , да и Матч звёзд в Уфе прошёл на высоком уровне. Но он выбрал такую линию поведения, которая в критический момент не сработала. После поражения в Казани, которое подвело черту под выступлением «Салавата» в сезоне 2016/17, в самолёте до Уфы с командой летел Ибрагимов. Хотя до его официального назначения оставалось ещё несколько дней, он сидел вместе с Вайсфельдом и, кажется, активно обсуждал планы на предстоящий сезон. Нургутдинов в одиночестве грустил у окна. Его судьба была решена.
СЕМАК, МЕДВЕДЕВ И МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ
Когда в 2015 году клуб возглавил Семак, он произвёл множество кадровых назначений не только в спортивной части, но и среди офисных работников. С нуля был создан отдел маркетинга, впервые в клубе появился эсэмэмщик, на ряд должностей просто пришли новые люди вместо старых. Сотрудники, рулившие множеством процессов от технического состояния арены до заказа костюмов группы поддержки ещё со времён старого дворца спорта на улице Зорге, постепенно оказались сдвинуты на второй план и уволены. Не вся реновация была принята старожилами или болельщиками, не все решения получились удачными, но общий тренд на омоложение состава и избавление от некоей закостенелости нельзя было не отметить.
Нургутдинов, поменяв Семака, никаких кадровых революций производить не стал и продолжил работать с тем же составом, что был собран и до него. А вот с приходом к должности Ибрагимова опять начались изменения. Кто-то уходил сам, не соглашаясь с новым курсом руководства, кого-то по разным причинам увольняли, заменяя на своих людей.
История-то довольно понятная. Новая метла по-новому метёт и так не только в хоккее. Тут другой момент. Если у клуба есть чёткая стратегия развития, и существует некий работник А, который за те же деньги может согласно этой стратегии выполнять необходимый набор функций лучше, чем сотрудник Б, значит, пусть лучше работает сотрудник А. Это логично. Но какая стратегия у клуба? Зачем вообще «Салавату Юлаеву» играть в хоккей? Вопрос был задан в прошлом мае. Кто-нибудь на него ответил?
При Семаке в клубе появилась должность директора по маркетингу и развитию, которую занял Сергей Медведев. Он потратил несколько месяцев, чтобы написать маркетинговую стратегию клуба на несколько лет вперёд. В это время некоторые над ним даже посмеивались, потому что главной стратегией в российском спорте всегда было: какие дают деньги – такой и набираем состав (и не важно кто даёт, может, регион, может, государство, может, завод какой-нибудь или комбинат, просто вот некий кто-то, кто даёт денег). Если дают много, боремся за медали, если мало – говорим, что делаем акцент на собственных воспитанников. Если дают средне – ставим задачу попасть в восьмёрку и занимаем девятое место, чтобы потом сказать, что слишком мало дали. Всё. Вот и вся стратегия. А тут какая-то работа с болельщиками, попытки самостоятельно заработать и так далее. Долгое время это всё было не нашим методом, в последние годы ситуация стала меняться. Но вы представьте себе человека, который сидит, разрабатывает объёмный стратегический план, а через каждые несколько месяцев у него новый генеральный директор. Это же каждый раз надо заново все объяснять, показывать и доказывать, что ты не верблюд.
Медведев, если что, с 2017 года в клубе уже не работает. Должности, которую он занимал, тоже больше нет. Стратегия, им написанная, наверное, лежит распечатанная где-то у него дома, но это неточно.
КТО-ТО ПОДУМАЛ О БОЛЕЛЬЩИКАХ?
Конечно, какая-то своя логика при увольнении Ибрагимова тоже существует. Возможно, это даже вписывается в рамки неких существующих глобальных задач. Но нам же об этом ничего не говорят. Должности уровня гендира в «Салавате Юлаеве» это самая настоящая политика, а где в политике правда – поди разбери.
Вот Вайсфельд, например, говорит, что ему так никто и не объяснил, почему его уволили весной 2018-го. Самая распространенная кулуарная версия гласит, что дело в контрактах Владимира Ткачёва и других экс-хоккеистов «Адмирала», пополнивших состав «Салавата Юлаева» в прошлом сезоне. Что на подписание этих игроков было потрачено слишком много. Но что там и как на самом деле, знают только те, кто генерального менеджера увольнял, и причина может быть совсем другой. Официально было сказано, что клуб просто решил упразднить должность генерального менеджера. Наверное, кто-то в это даже поверил.
А что с увольнением Ибрагимова? Если дело в неудачной игре команды, то почему тогда остался Цулыгин? Если дело в чём-то другом, то вообще-то хотелось бы об этом знать. И не то чтобы это праздное любопытство. Просто когда стратегия развития отсутствует, а причины кадровых перестановок никак не называются, кажется, что это всё больше про раздел бюджетов и сфер влияния, чем про развитие спорта.
Теперь у клуба должен появиться новый генеральный директор. Скорее всего, последуют и другие изменения. Возможно, они коснутся только офиса. Возможно, тренеров с игроками тоже. Может быть, со временем это даст свои плоды, и результат команды будет лучше нынешнего. Но главная проблема в том, что люди, которые решают глобальные вопросы где-то там наверху, опять не думают о простых болельщиках, приходящих на трибуны и искренне переживающих за свою команду. Очевидно же, что не может быть успешной организация, в которой сейчас будет назначен шестой генеральный директор за последние восемь лет. Эти самые болельщики уже дважды в сезоне проголосовали ногами, обновив антирекорды посещаемости домашних матчей «Салавата Юлаева» в чемпионатах КХЛ. Если уфимский хоккейный клуб и дальше будет частью политических игрищ, то народ отвернётся от него уже окончательно.