Тарасова и Морозов вернулись к старой программе. Пока неудачно

Эксперименты Транькова продолжаются.

Лучшая российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов – вторые после короткой программы на чемпионате Европы по фигурному катанию, который проходит в столице Беларуси. Они уступают французам Ванессе Джеймс и Моргану Сипре.

Перед турниром Тарасова и Морозов объявили о смене короткой программы. По сути – второй раз за сезон. Оправдалось ли это решение?

Фото: Dean Mouhtaropoulos, Getty Images


«ЭТО ПАРА КЛАССИЧЕСКОГО РУССКОГО СТИЛЯ»

Накануне вылета в Минск Тарасова и Морозов сенсационно объявили о возвращении к старой программе. Действительно: на лед «Минск-Арены» они вышли под музыку фортепианного Концерта №2 Сергея Рахманинова. Такая композиция у них была год назад, в олимпийский сезон. Именно с ней они выходили на лёд Пхёнчхана, под нее били олимпийские рекорды. На это и была сделана ставка.

«Как только на тренировке они поехали макет этой программы, я сразу же не узнал их. Я увидел тех ребят, которые боролись за медали Олимпиады, а не тех, кто проигрывает финал Гран-при», –  говорил перед вылетом в Минск тренер фигуристов Максим Траньков.

Вокруг короткой программы Тарасовой и Морозова в этом году постоянно проходят какие-то непонятные разговоры. Сначала её решили поменять после контрольных прокатов. Якобы тренерский совет зарубил новую постановку и велел поставить что-то другое. В итоге музыку – дерзкую композицию I Feel Good – оставили. Но контент и порядок элементов сменили.


Новая программа не шла. Времени на постановку было мало – меньше двух недель. Не хватало тренировок, прокатов. Ошибки за ошибкой. Но после чемпионата России в Саранске, где пара установила пусть неофициальный, но мировой рекорд казалось, что вот оно! Программа накатана, есть результат. Можно спокойно готовиться к главным стартам сезона.

Доволен был и тренер. «Если мы будем катать чисто короткую, то будем там отрываться на много баллов, потому что у нас почти все элементы – четвертого уровня, все плюсовые в отличие от тех же французов. У нас отличная короткая, и это наше преимущество, наш козырь», – уверял Траньков в столице Мордовии.

Прошло две недели – Максим говорит диаметрально противоположное: «Я очень доволен, что мы вернулись к Рахманинову, потому что это лучшая программа ребят. Я вообще настаивал, чтобы оставить короткую программу на этот сезон, потому что сезон сложный, постолимпийский. И стратегически правильнее было бы поставить только одну программу – произвольную. Тем более, когда такая удачная короткая». Более того, Траньков заявил, что решение вернуться к Рахманинову было принято сразу после Саранска.

Позднее Морозов подтвердил, что программа под джаз – его идея. Максим был за классику. «Их нельзя назвать универсальной парой, это пара классического русского стиля. И этого нужно придерживаться. Не нужно придумывать велосипед, не нужно за кем-то гнаться», – аргументировал Траньков. Ему вторили эксперты: Олег Васильев, Катарина Гербольдт, Алексей Ягудин.

Каков итог? Баллы, полученные после короткой в Минске – одни из худших в сезоне.


«АБСОЛЮТНО ДРУГАЯ ПРОГРАММА, БОЛЬШОЙ РИСК»

Во время проката в Минске пара много ошибалась. Ошибки были негрубые, скорее – помарки и погрешности. Из серьезных недочетов – только тройной тулуп. По сути, пара осталась без элемента. Если поначалу судьи его засчитали, пусть и с минусом, то после пересмотра рассмотрели ошибку на приземлении у партнерши. Сильный недокрут и потеря почти пяти баллов. Тарасова после выступления призналась – причина не в психологии, а в технике.

Проблемы в технике у серебряных призеров Олимпийских Игр? Всё возможно, когда у тебя третья программа за половину сезона. И каждую ставят в кратчайшие сроки. С точки зрения образа, короткая на чемпионате Европы-2019 такая же, как в Пхенчхане, но в плане контента она строилась заново. То есть опыт, накатанный парой в том году, помогает лишь с точки зрения хореографии.

«Это абсолютно другая программа, она гениально поставлена, но адаптировать под неё элементы этого сезона довольно сложно. Много нюансов, которые надо учесть. Риск большой, программа готова процентов на 70», – объяснял Траньков.

Морозов назвал возвращение к старой программе экспериментом. Ранее пара такое не практиковала и, со слов Транькова, не планировала: «Ребята очень сильно настаивали, особенно Володя. Он хотел новую программу, говорил, что они не из тех спортсменов, которые оставляют программы, что им нужно развиваться». Сам Владимир сказал журналистам, что на возврате олимпийской программы настаивал Максим. Подчеркивает: настаивал.

Складывается ощущение, что несогласие в выборе постановок и стало решающим фактором в уходе из команды тренера Робина Шолковы. Немец Шолковы работал с Тарасовой и Морозовым втроем с Траньковым и Ниной Мозер. Затем Мозер ушла на административную работу, Траньков стал главным, а с Шолковы решили расстаться, несмотря на продуктивное сотрудничество в течение четырех сезонов. Официальная причина: плотный график двукратного призера Олимпийских игр.

Стоит отметить, что изменение короткой программы, скорее всего, не единственный сюрприз от двукратных чемпионов России. Второй анонсировала Тарасова в интервью программе «Доброе утро» на «Первом». Похоже, что премьера будет во время произвольной.

Максим дебютирует с Тарасовой и Морозовым в качестве первого тренера. Для него всё в диковинку, и он рад пробовать новое, рисковать. Только оправдан ли риск? Расчет был на срок подготовки – после чемпионата России прошёл уже почти месяц.

За это время действительно можно было поставить новую программу и наработать ее на тренировках. Тем более в тренировочном плане за парой следит и Мозер, постепенно возвращающаяся к работе. В Минске она даже была с ними у тренерского бортика. Помогает Транькову и его жена – Татьяна Волосожар. Двукратная олимпийская чемпионка провела пару занятий для ребят. Даже сам Алексей Мишин провел занятие для Тарасовой и Морозова.

«Мы всего один день с ним работали. Это был последний день три в Новогорске, он пришел к нам на тренировку. Что сказал? Секрет. Секрет от Профессора», – прокомментировал тренировку с Мишиным Морозов.


В итоге эксперимент Транькова с треском провалился. Нет, трагедии не произошло. Тарасова и Морозов всё ещё одна из сильнейших пар мира. Отставание от французов невелико и вполне отыгрываемо в произвольной. Другое дело, что в долгосрочной перспективе куда важнее прогресс и работа над собой. В этом плане возврат к прошлому – очевидный шаг назад. В Японии на чемпионате мира к французам и итальянцам добавятся мощные китайцы. Любая осечка – и можно вообще остаться без медалей.

Чемпионат Европы. Пары. Короткая программа
1. Ванесса Джеймс – Морган Сипре (Франция) – 76,55 балла
2. Евгения Тарасова – Владимир Морозов (Россия) – 73,90 
3. Николь делла Моника – Маттео Гуаризе (Италия) – 73,70
4. Александра Бойкова – Дмитрий Козловский (Россия) – 72,58
5. Дарья Павлюченко – Денис Ходыкин (Россия) – 65,89

Рустам Имамов