Она обойдётся в 5 млрд рублей.
По данным «БИЗНЕС Online», Казань вот-вот подаст заявку на проведение европейского аналога Олимпиады. Шансы встать в один ряд с Баку и Минском максимальны – конкурентов пока нет. А главный лоббист проекта министр спорта РТ Владимир Леонов получил зеленый свет в Москве. Однако до последнего момента все висело на волоске из-за допинговых скандалов.
КАЗАНЬ ПОКА В ГОРДОМ ОДИНОЧЕСТВЕ
Вчера на совещании в Москве с участием вице-премьера РФ Ольги Голодец, которая курирует спорт, федеральные власти окончательно разрешили Татарстану подать заявку на проведение третьих Европейских игр, которые состоятся в 2023 году. На согласование кандидатуры Казани на разных этажах власти внутри России ушло почти полгода. Вопрос, в том числе на федеральном уровне, согласовывал Леонов.
Успели почти на флажке. Крайний срок подачи заявок – 28 февраля. Об этом ранее сообщал президент Европейских олимпийских комитетов Янез Кочианчич порталу Inside the Games. Город, чья заявка победит, будет объявлен до 21 июня этого года, когда в Минске начнутся вторые в истории Европейские игры. Так у нового организатора будет возможность посетить столицу союзного государства и перенять опыт белорусских коллег.
В минувшем сентябре Кочианчич говорил, что у оргкомитета Игр «много потенциальных заявок со всей Европы и даже из некоторых западных стран». В разное время сообщалось, что в проведении Европеады заинтересованы английский Манчестер, израильская Хайфа, а также польский Катовице. Однако пока с уверенностью можно говорить только о кандидатуре Казани, поскольку другие потенциальные претенденты активности не проявляют.
СТОЛИЦЕ РТ ПОМОГ ЕЕ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН
Все планы Казани провести аналог Универсиады мог перечеркнуть допинговый скандал, который с большим трудом удалось частично разрешить лишь в самый последний момент. Если коротко, то российское антидопинговое агентство РУСАДА буквально чудом сохранило восстановленную 20 сентября аккредитацию всемирного антидопингового агентства ВАДА. Дело в том, что Россия обязалась предоставить международным спортивным чиновникам доступ в московскую антидопинговую лабораторию (ею ранее руководил скандально известный информатор ВАДА Григорий Родченков) в срок до 1 января 2019 года. Вовремя этого сделано не было, в результате над страной вновь нависла тень отлучения от ВАДА. Если бы это произошло, о больших спортивных мероприятиях стране пришлось бы забыть. Особенно болезненным ударом это было бы по Казани, которая сделала на спортивный туризм долгосрочную ставку. «Нам все наши хотелки, придётся, к сожалению, отложить до конца января. К сожалению, мы живем в такой реальности, когда далеко не всё зависит от нас», – с искренним сожалением говорил тогда Леонов.
В итоге все обошлось. Инспекторов ВАДА впустили в лабораторию чуть позже, а исполком антидопингового агентства 22 января принял решение сохранить статус соответствия для РУСАДА. В результате вновь открылось окно возможностей, которым Татарстан спешит воспользоваться, подавая заявку на проведение Европейских игр.
Любопытная деталь: большую роль в этой истории, как говорят, сыграл российский миллиардер Алишер Усманов, проводивший, по нашей информации, неформальные переговоры с представителями ВАДА. Известный бизнесмен, напомним, руководит международной федерацией фехтования и смог пролоббировать четырёхкратного олимпийского чемпиона в этом виде спорта Станислава Позднякова на пост президента Олимпийского комитета России. Усманова, в принципе, можно назвать самым влиятельным человеком в российском спорте. Так почетный гражданин Казани косвенно помог столице республики.
ЕВРОПЕЙСКИЕ ИГРЫ – ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
Впервые идея организовать мультиспортивный европейский турнир обсуждалась ещё в середине 90-х. Всё логично: у американцев есть Панамериканские игры, у африканцев – Всеафриканские, у азиатов – Азиада. Почему ничего нет у европейцев?
Европейские олимпийские комитеты (ЕОК) – организация, объединяющая национальные олимпийские комитеты стран Европы – не раз пытались организовать собственный аналог Олимпийских игр. Первым турниром стали «Европейские олимпийские дни». – соревнования для спортсменов не старше 18 лет. Позднее название поменяли на «Европейский юношеский олимпийский фестиваль». Он проходит каждые два года и сейчас.
В конце «нулевых» ЕОК начали готовить такие же соревнования, только среди взрослых. Но идея не нашла политической поддержки. Европейские страны не были готовы тратить большие деньги на турнир без истории и, значит, без спонсорской помощи.
Идея так и осталась бы на бумаге, если бы в 2015 году желанием провести у себя первую Европиаду не загорелся Баку. Да так, что выделил на организацию баснословные 1,12 млрд. долларов – это больше бюджета Олимпиады-2012 в Лондоне и в десятки раз выше расходов на предстоящие минские Игры.
Зачем это нужно было Азербайджану? Главной целью называли повышение узнаваемости Баку как туристического и инвестиционного центра. «Теперь все узнают, что Азербайджан – это Европа», – заявил на открытии Игр президент страны Ильхам Алиев. Церемония, к слову, проходила на специально построенном к Европейским играм огромном олимпийском стадионе при участии американской поп-дивы Леди Гаги.
С одной стороны, огромные вложения Баку оправдали себя. Спортсмены, которые участвовали в Европеаде-2015 и Олимпиаде-2016, говорят, что Рио-де-Жанейро не идёт ни в какое сравнение. В Баку всё было в разы круче. Некоторые считают, что по уровню организации Баку превзошел даже Олимпиаду-2012 в Лондоне.
Но для самого города и страны Игры сыграли не вполне позитивную роль. Ради подготовки к Европеаде Азербайджану даже пришлось сократить расходы на образование и медицину. Западные СМИ писали о чудовищных условиях для рабочих на стройках спортивных объектов, а также о неоплачиваемых обязательных субботниках на объектах Баку-2015 для студентов, школьников и бюджетников.
И ради чего? Спонсоры не спешили помогать Азербайджану, долю телеаудитории Европеада собрала не очень большую. Спортсмены топ-уровня в Баку не приехали. Европейские Игры накладывались на другие соревнования, и поэтому федерации по видам спорта не спешили лицензировать Европеиаду. К примеру, на турнире запретили выступать пловцам старше 18 лет. Самая сильная сборная четыре года назад была у России. Наш олимпийский комитет решил проверить спортсменов перед Олимпиадой в Рио и отправил в Баку практически первый состав по многим видам спорта. Победа россиян была сокрушительной. 164 медали: 79 золотых, 40 серебряных и 45 бронзовых.
ФИШКА МИНСКА И КАЗАНИ – ДЕШЕВЫЕ ИГРЫ
Опыт Баку, с ходу задравшего планку затрат, сыграл с Европеадой злую шутку. По крайней мере, изначальный кандидат на проведение следующих игр – Нидерланды – отказался именно из-за больших расходов. Сложностей добавило и появление прямого конкурента. Европейский вещательный союз, который проводит Евровидение, заручился прямой поддержкой крупнейших международных федераций – по плаванию, легкой атлетике, гимнастике, гребле – и устроил в прошлом году первый объединённый чемпионат Европы по летним видам спорта.
И все-таки ЕОК не собирался отказываться от затеи. И меньше чем за год до начала следующих Европейских игр желание их провести выразила Беларусь. «Оргкомитет работает в срочном режиме. У нас не было времени на раскачку», – рассказал в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель департамента по работе с медиа оргкомитета Минск-2019 Алексей Богданович. Он уверен, что опыт Минска станет доказательством, что мультиспортивные соревнования могут быть и дешевыми. «Планируемый бюджет пока назвать сложно, но он будет примерно раз в десять меньше, чем официальный бюджет Игр в Баку», – сообщил представитель оргкомитета.
Главная «фишка» Минска, которую, по нашей информации, взяла на вооружение и Казань, – готовность инфраструктуры. «Нельзя сказать, что мы готовы провести Европейские игры хоть завтра, но процентов на 80 мы готовы сейчас точно», – говорит Богданович.
В Минске не пришлось строить ни одного большого спортивного центра. Всё ограничилось либо реконструкцией, либо временными конструкциями с невысокой стоимостью реализации. «Большой вопрос, что включать в бюджет, а что нет. Самый дорогой объект спортивной инфраструктуры – стадион «Динамо». Но его реконструкция и так была в плане развития города. Стадион был бы перестроен вне зависимости от того, будут у нас Европейские игры или нет», – рассказывает Богданович.
При этом у оргкомитета Минска-2019 есть четкая стратегия коммерциализации Европейских игр: «Больше всего будет болельщиков из России, само собой. Но мы активно работаем и на западный рынок. По самым скромным оценкам ожидаем не меньше 70 тысяч болельщиков из стран Евросоюза».
Идёт активная работа со спонсорами. Контракты уже подписаны с более чем 30 компаниями как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Трансляции соревнований в Минске будут во всей Европе, а также в Латинской Америке, Японии, Китае.
ЕВРОПЕАДА ПО КОНСПЕКТАМ УНИВЕРСИАДЫ
К Казани все вышесказанное относится еще в большей мере. Здесь спортивные объекты к Европеаде готовы не на 80, а на все 100%. Именно поэтому наши источники называют крайне скромный бюджет заявки на проведение Игр в Казани – всего 5 млрд рублей, большую часть которых Татарстан традиционно рассчитывает получить из федерального бюджета. Для сравнения: бюджет Универсиады-2013 составил 228 млрд рублей, из которых операционный бюджет составлял 10,5 млрд рублей, а остальное было вложено в инфраструктуру. В данном случае Казань понесёт минимальные расходы, потому что, по сути, сможет использовать «конспекты» Универсиады-2013, а также чемпионаты мира по футболу и по водным видам спорта.
На первый взгляд, по чисто спортивному размаху соревнования уступают Универсиаде примерно раза в два – соревнования пройдут по 18 видам спорта, ожидается участие 5 тыс спортсменов. В 2013 году были 11,7 тыс атлетов в 27 видах спорта. Зато по статусности участников Европейские игры легко положат студенческий турнир на лопатки. В значительной части видов спорта старты на Европеаде-2023 будет совмещены с чемпионатами Европы и отбором на Олимпиаду-2024! Так что в Казани можно будет ожидать звезд мирового уровня, а сами соревнования очень условно можно рассматривать, как своего рода «четверть» Олимпийских игр (если принять за остальные части те самые Панамериканские, Всеафриканские игры и Азиаду).
Впрочем, тут многое зависит от организаторов. Ближайшие четыре года, если Казань получит право на мультиспортивный фестиваль, пройдут в кропотливых переговорах с профильными федерациями. Благо со многими из них у Казани уже налажен хороший контакт.
Единственное неудобство, с которым может столкнуться Казань при проведении Игр, это уход с арены мощного лоббиста – министра спорта РФ Виталия Мутко, ныне вице-премьера по строительству. При всей неоднозначной репутации у Мутко был важный плюс – он мог решить глобальные вопросы, скажем, по финансированию на одном совещании своим единоличным решением. Сейчас, при Голодец, этот бонус исчез. Есть, например, вопрос по деньгам – Казани нужно самой идти в российский минфин «выбивать» финансирование. При этом отношения с новым вице-премьером по спорту у республики такие же теплые, как были и с Мутко.
ЖДАТЬ ЛИ ОЛИМПИАДУ?
Европеада, несомненно, стала бы существенным вкладом в имидж Казани, как одного из самых привлекательных для туристов и инвесторов городов России. Универсиада, чемпионат мира по водным видам спорта, чемпионат мира по футболу – Казань уже приняла более-менее все крупные спортивные турниры. С такими темпами кажется, что и до мировой вершины – Олимпийских игр – не так далеко шагать.
Но если и так, то шанс предоставится не скоро. Следующие Олимпиады пройдут в Токио (2020), Пекине (2022), Париже (2024) и Лос-Анджелесе (2028). Неизвестно лишь, кто проведёт Олимпиаду-2026, но в нынешней международной обстановке претендовать на них было бы наивно. И даже если произойдёт чудо, никто не гарантирует, что Россия заявит именно Казань, а не, скажем, Санкт-Петербург. Как ни странно, у того же Питера шансов даже больше, чем у готовой к организации любых турниров Казани.
Преподаватель Сорбонны и консультант министерства спорта Франции Владимир Андрефф объяснял в интервью нашему изданию, почему МОК чаще всего выбирает не самого подготовленного организатора Олимпиады., а того, кто обещает потратить больше всех. «Есть руководство МОК, а есть 100 голосующих – это бывшие спортсмены и главы федераций, – сказал Андрефф. – Они принимают решение, где проводить Игры, а где нет. Проблема в том, что этих людей никак не проконтролируешь. Они всегда голосуют за самый красивый проект, другими словами – самый дорогой».
К счастью, в Европиаде такие механизмы не действуют – не тот уровень. А потому заявка Казани со скромным бюджетом и готовой инфраструктурой имеет все шансы на успех. Тем более, что реальных конкурентов пока что не наблюдается.