Фигурист рассказал, как нашёл себя на ТВ.
В Минске завершился чемпионат Европы по фигурному катанию. Вместе с Татьяной Тарасовой и Александром Гришиным на Первом канале соревнования комментировал олимпийский чемпион Алексей Ягудин.
В этой роли Алексей пробует себя первый год, хотя плотно сотрудничает с телевидением уже больше десяти лет. Дебютом можно считать программу «Добрый вечер, Москва», которая вышла на ТВЦ в 2008 году. С тех пор Алексей успел стать ведущим сразу двух «Ледниковых периодов» – взрослого и детского – обзавестись авторской программой на «Матч ТВ» и снять передачу для «Живой планеты».
Эпизодических появлений на телевидении у Ягудина не сосчитать вовсе. Перед ЧЕ он успел сняться в «Модном приговоре» на Первом канале, «Слава Богу ты пришёл» на СТС и ещё трёх передачах на белорусском телевидении. Уже сейчас Алексея можно назвать одним из самых успешных спортсменов на экране – доказывает это тот факт, что ему доверяют передачи, которые не связаны со спортом в принципе.
Для чего ему съёмки и как он находит время для всех проектов, Ягудин рассказал «БИЗНЕС Online». Далее – слова Алексея.
ЗАЧЕМ МНЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Телевидение мне всегда импонировало по двум причинам.
Во-первых, чем больше ты на экране, тем больше ты на виду и тем больше у тебя предложений. Это такой замкнутый круг. Во-вторых, телевидение помогает найти себя после фигурного катания, которое рано или поздно заканчивается. Это ни для кого не секрет. Профессиональную карьеру я закончил давно, а выступать в шоу с каждым годом становится труднее. Открывать академии я пока не тороплюсь, так как намерен реально там тренировать, а не просто появляться раз в год.
Я хочу постоянно что-то делать и двигаться дальше. Я не хочу отдыхать и сидеть на месте. Недавно взрывал мозг своему агенту. Говорю ему: «Давай что-нибудь делать!» Он говорит: «Лёх, подожди, все выходят с каникул девятого января». Отвечаю: «Какого девятого января? Почему мы так долго ждём?»
Телевидение – это, во-первых, популярность, которая позволит мне идти дальше. Здесь нечего скрывать. Во-вторых, зарплата. В-третьих, кайф. Когда идёт прямой эфир и возникают проблемы, ты получаешь огромную дозу адреналина. В фигурном катании есть выражение «надел чужие коньки». А телезритель же не виноват, что ты в чужих коньках. Ты должен находить себе какие-то дополнительные ресурсы, чтобы исправить ситуацию и выдать лучший продукт.
КАК Я СТАЛ КОММЕНТАТОРОМ
Мне предлагали комментировать и раньше. Я всегда отказывался. Почему? Немного боялся. К тому же, в какое-то время я отстранился от мира фигурного катания и отвечал на любые предложения: «Не знаю, что там происходит». Это не было отговоркой – я действительно не знал.
Первым опытом стала Олимпиада в Пхёнхчане на «России 1». Комментировал женское одиночное. Поскольку это близко мне, моей основной профессии, решил всё-таки согласиться. Плюс, опять же, это телевидение, к которому меня всегда тянуло. Затем поступило предложение от Первого канала, и я уже долго не раздумывал – ведь представилась возможность работать вместе с Татьяной Анатольевной.
В комментаторской работе важно помнить, что можно по-разному реагировать на хорошее или плохое. Можно сказать: «Это катастрофа!» А можно: «Вот здесь нужно немножко подработать, а, в целом, неплохо». Что бы я ни делал, стараюсь придерживаться двух принципов. Первый – иметь рамки уважения. Просто какая-то человеческая граница. Какой бы плюс тебе в пиаре ни был, нельзя её переступать. Второй – придерживаться правила «Будь проще, и люди к тебе потянутся».
Комментируя на Первом канале, я понял важность командной работы. Допустим, я хочу что-то сказать, а в это время не договорили Гришин или Тарасова. Подаю сигнал, коллега останавливается, и тут начинаю я. С Гришиным у нас отработанная схема, а с Тарасовой посложнее. Не так много людей имеют право перебивать тренера с таким опытом и заслугами. Я считаю, что могу воспользоваться таким правом в некоторых случаях, но лишь в некоторых.
Изначально мы комментировали и во время прокатов, и после. Но с недавнего времени взяли за правило – пускай люди смотрят само выступление без нас. Только эпизодические вставки. Как только прокат заканчивается и начинают показывать повторы, мы уже делимся впечатлениями и объясняем, что было в программе. Когда мы опробовали эту схему, мне сразу же начали писать: «Алексей, нам очень нравилось, когда вы комментировали во время прокатов». Так что идеального сочетания нет.
Сейчас в это даже не верится, но раньше фигурное катание не особо и показывали. Но в последние 20 лет интерес с каждым годом увеличивался и увеличивался, и в этом сезоне каждый крупный старт показывают на Первом канале.
«ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД»
С первого выпуска «Ледникового периода» прошло 12 лет. Это почти как среднее образование. Мы иногда шутим, что прошли своё образование в «Ледниковом».
Шоу дало нам огромный запас информации, потому что мы работали бок о бок с людьми, у которых основная специализация – артистизм. У них мы учились воспринимать материал. Не просто зубрить текст и выдавать, а говорить с чувством и толком. Это как в интервью. Можно ведь просто вызубрить вопросы и сказать что-то вроде «Вы закончили со спортом в 1984 году. Чем вы сейчас занимаетесь?» Так же нельзя. Вы должны понимать материал.
В любительском спорте, где главное попрыгать, повращаться и сделать дорожки шагов, мы научились только монологам. Вышел на лёд, музыка заиграла, и ты выдал свою партию. Такие шоу, как «Ледниковый период», дают возможность не только выдавать монологи, но и слушать, впитывать, делать выводы.
Переход к ведущему в «Ледниковом» не могу назвать скачком через большую яму. Я ведь был участником проекта и знал всё досконально. При этом, конечно, не обошлось без трудностей. Если сравнивать первый сезон «Ледникового периода», где я был ведущим, и первый сезон «Ледниковый период. Дети» – это два абсолютно разных Ягудина. С годами получаешь опыт, у тебя появляются определённые фразы, определённое мышление, которое помогает выкрутиться из любой ситуации.
«ДОБРЫЙ ВЕЧЕР, МОСКВА»
Мне всегда хотелось попробовать себя в том, что не связано с фигурном катанием, и открыть для себя новые границы.
Самый первый такой проект для меня – спектакль в стихах «Каникулы президента» в театре им.Маяковского. Этот опыт свернул мою голову. Я с четырёхлетнего возраста занимался фигурным катанием, а тут абсолютно новая профессия. Тогда Таня (супруга Татьяна Тотьмянина, – ред.) мне сильно помогла. Она читала речи за других людей, когда я репетировал дома. При этом я понимал, что на сцене всё будет зависеть только от меня. На льду ты можешь положиться на партнёров, даже если одиночник, а в театре есть только ты. У тебя нет права на ошибку. Это как на Олимпийских играх. Здесь и сейчас.
Когда пришёл домой после первого выступления, попросил полчаса меня не трогать. У меня просто тряслись руки. Вот сейчас, кстати, учу очередной театральный сценарий (показывает распечатанный сценарий с пометками).
Второй проект – как раз телевизионный. Программа «Добрый вечер, Москва» на ТВЦ с Ларисой Ивановной Голубкиной. Помню первый эфир. Нам ещё не дали микрофон, а я уже весь на нервах – подмышки мокрые, руки холодные. Начинаем, и тут Лариса Ивановна спрашивает: «Ой, а кто со мной разговаривает?» Она не знала, что ей будут подавать сигналы через наушник. Так я понял, что и ей будет крайне сложно. В какие-то дни она просто говорила: «Всё, я устала и пошла домой». Редакторы в шоке, просят меня: «Лёша, доведи программу до конца! Она уходит!»
Вот это первые шаги к новым профессиям, которые у меня открывались. Они помогли мне понять, что человек может заниматься абсолютно всем – было бы желание. Поначалу всегда тяжело. Но нужно биться. Помню, как читал много лет назад свою первую мотивационную лекцию. Выступал в Германии перед фармацевтами и рассказывал что-то вроде своей истории успеха. Прошло 15-20 минут, и вдруг я понял, что пошёл по кругу. У меня паника. Но что делать?
В этом плане хороший пример – Ольга Бузова. Она амбициозный человек, который не боится пробовать и развиваться. Она идёт вперёд. И ей всё равно на мнение других. У нас ведь очень любят говорить «Дурак, зачем ты туда полез? Занимайся своим делом!»
Я тоже пробовал петь. С Викторией Дайнеко. В очередной сезон «Ледникового» она мне сказала: «Можешь сняться у меня в клипе?» Я отвечаю: «Бери выше – давай споём!» Она поговорила с Матвиенко и вернулась. «Давай попробуем». Как только песню опубликовали, меня начали обсирать. «Ты шепелявишь!» «Какой ты нахрен вокалист!» «Иди обратно катайся!» Но, самое главное, я получил опыт. Я сам выяснил, что это не моё.
Считаю, что надо просто идти вперёд и пробовать новое. Даже если мы не будем пробовать новое, всё равно совершим ошибки. Но они разрастутся. А при движении вперёд мы сразу сделаем из ошибок выводы и устраним их в будущем.
«ТАЕТ ЛЁД»
Всё началось с того, что я проходил кастинг ведущего новостей на «Все на матч». Прошёл. Мне сказали, что я не смогу работать в режиме «каждый день». Что делать, если выпуск в семь утра, а я в это время выступаю в Новосибирске с Ильёй Авербухом? Так что мне предложили сделать авторскую передачу, где более гибкий график. Без особых раздумий согласился.
Первое интервью было с Евгенией Медведевой. Фигурист с фигуристом, понятное дело, всегда найдёт о чём поговорить. Второе – с Ильёй Ковальчуком. Уже посложнее, хотя мы много лет друг друга знаем. Пока готовился к интервью, позвонил в Швейцарию Вячеславу Быкову. Попросил помочь. В моей ситуации можно было просто сказать: «Редактор, слушай, вопросов мне подготовь», но я хотел сделать это сам.
Никогда не позволю, чтобы за меня кто-то звонил и говорил: «Вы придёте к Алексею Ягудину?» Было, конечно, пару случаев, когда первый звонок делал гостевой администратор. Но потом я обязательно перезванивал и извинялся. Приведу пример с Мартиной Хингис (легендарная швейцарская теннисистка, – ред.). Я сам с ней связался. Бегал по всей Москве, чтобы найти ей билеты в Большой театр. Нашёл через знакомых. И только потом записал с ней выпуск «Тает лёд».
Из этики я не могу гнобить человека у себя же в программе. Передо мной сидят авторитетные спортсмены, которых я сам же и пригласил. Но это не значит, что я избегаю острых вопросов. Самое главное в интервью – расположить к себе человека и отработать с ним в унисон. Собеседник ведь должен понимать, что он сам отвечает на вопросы. Если мы затронули неудобную тему, никто не запрещает ему сказать «У меня всё хорошо, спасибо». Извини, ты взрослый человек, а не ребёнок. Отвечай как хочешь.
С Татьяной Анатольевной мы говорили чуть ли не два часа. Я просто умолял сделать часовую передачу, но в итоге пришлось оставить те же 24 минуты. Начинали днём, когда было светло. Через какое-то время мне начали говорить в ухо: «Лёша! Лёша! Заканчивай, уже свет ушёл». Смотрю в окно – солнца реально уже нет. Она столько интересной информации рассказала. Я понял, что не знаю её вообще. Вернее, знаю, но только после 98 года. А что до этого – только поверхностно.
«ВЫБИРАЕМ ПИТОМЦА»
Осенью 2017-го снимался в программе «Деревенские гастроли». Вела передачу Эвелина Блёнденс. Во время съёмок я говорю одному из продюсеров: «Я так хочу вести сам! Мне так нравится телек!»
«Серьёзно? А если передача будет про животных?»
«А что такого? Я только за!»
Через какое-то время мне позвонили: «Алексей, если ты реально хочешь сниматься, мы поговорим с каналом». «Конечно, хочу!» В конце концов, мою кандидатуру утвердили. Так и я стал ведущим программы «Выбираем питомца». Сняли все эпизоды весной за две недели. По три-четыре передачи за день.
Я же говорю: главное – желание.
В этой программе я работаю с ухом. В «Ледниковом» – без. Чистая импровизация. А здесь очень сложно разобраться во многих видах енотов, собаки и кошек. Так что первая часть любого выпуска – по подготовленному тексту. Я говорю, что мы в ответе за тех, кого приручили, знакомлюсь с героями программы, спрашиваю про питомца и приглашаю в студию. И затем начинается импровизация, ведь по мне уже ползают еноты, богомолы и даже пауки.
Признаю, в чистейшей импровизации мне ещё есть куда расти. По этой причине я не веду свадьбы и что-то в этом роде. Ребята из КВН, «Камеди Клаб» занимаются этим всю жизнь, а я только учусь. Некоторый прогресс есть. В «Добрый вечер, Москва» я вообще не понимал, как всё будет происходить. А в «Ледниковом периоде» мог приехать за полчаса до съёмок, наложить грим и сразу приступить к делу.
«ГАЛЕРЕЯ КРАСОТЫ»
На белорусском телевидении скоро выйдет новый сезон программы «Галерея красоты». Женщины, которые запустили себя, преображаются. Я выступаю как мотиватор, который знает, как дойти до победы.
Первый блок сняли осенью, второй – зимой, и последний третий – буквально на днях. Это с животными можно каждый день работать, а здесь люди, которые реально меняются. Специалисты компании Herbalife, с которой я сотрудничаю, помогают им похудеть на 15, а то и 20 килограммов.
Пригласили меня по той же схеме, что и везде. Разговаривал с продюсером и сказал, что хочу сниматься. «Да?» «Да!» Скоро в Беларуси выйдет новый сезон «Галереи красоты», а потом – ещё две программы с моим ведением.
У вас, возможно, опять же возникает вопрос, зачем мне это. Постараюсь объяснить.
Жизнь можно характеризовать по-разному, верно? Кто-то представляет её как открытую книгу, которую мы пишем сами. Мне нравится другая трактовка. Жизнь – это недострой. Слово, которое не любят у нас в стране. Вот ты зашёл в здание. Интересно же, что наверху? Идёшь по лестнице поступками и действиями. Ты не можешь вызвать лифт и выйти из него Ургантом. Так не бывает. Ты можешь подниматься вверх, ступенька за ступенькой. Можешь стоять на месте. Можешь сделать несколько шагов назад, только это уже неинтересно.
Так и перебираешь разные варианты, чтобы двигаться наверх.
КАК Я РАБОТАЮ НАД ОШИБКАМИ
Честно, ненавижу смотреть на себя на экране. Всегда считаю, что сделал что-то плохо. Но это понятно – задним числом мы все молодцы. Так что заставляю себя пересматривать. Нахожу в интернете записи и выискиваю моменты, которые нуждаются в доработке.
На этом я не останавливаюсь. Стараюсь собрать несколько мнений. Если это «Матч ТВ», обязательно свяжусь с режиссером и редактором по тексту. Позвоню кому-нибудь, кто не входит в команду, но видел передачу. Поинтересуюсь у человека, который сидел напротив меня. И уже на основе всей этой информации сделаю окончательный вывод.
Я всегда готов к конструктивной критике. Когда мне в интернете несут какую-то херню, я сразу посылаю. Если есть что-то по делу – пожалуйста, говорите. Недавно писал Михаил Решетов с «Матч ТВ». Высказал замечания по интервью с Хингис – расписал прям по пунктам. Очень благодарен ему за это. Такая критика поможет мне стать лучше.
СКОЛЬКО ПРИНОСИТ ДЕНЕГ
По деньгам на первом месте у меня работа ведущим на мероприятиях и выступления с мотивационными лекциями. Крупные компании выезжают куда-нибудь на три дня и приглашают туда спикеров. Кого-то интересует командная работа, кто-то хочет поменять структуру работы, но боится. Я стараюсь показать, что изменений опасаться не нужно и что в этой жизни всё возможно.
Я не просто говорю: «Ребята, давайте работать командой! Это здорово!» Я привожу примеры из реальной жизни. Вот команда Тарасовой. Вот команда Мишина. У них такие сильные стороны и такие слабые. Вы можете перенять у них вот это и это.
На втором месте по заработкам – ледовые шоу. На третьем – кино, театр и телевидение.
КАК Я ВСЁ УСПЕВАЮ
Часто возникают ситуации, когда одно мероприятие пересекается с другим. Стараюсь всегда быть позитивно заряженным. Костьми лягу, но везде успею.
График уплотнился из-за постановок и репетиций, в которых я участвую. Там даты бронируют за полгода, и на это время могут что-то назначить. А я хочу и кататься, и вести мероприятия, и записывать интервью, и давать лекции.
В один день было два мероприятия, которые по времени не двигались вообще никак. Из-за них я не успевал доехать до Шереметьево, чтобы вылететь на «Ромео и Джульетта». На дорогу был только час. Мне агент говорит: «Лёх, отказываемся. Ты не успеешь». Я говорю: «Нет. Я найду способ».
И нашёл.
Изучил все пешеходные переходы. Все маршруты. Пришёл к выводу, что на машине это никак не получится. И тут я услышал «Мотоцикл». Вот что мне нужно! Нашёл человека, договорился с ним. В назначенное время вышел прямо в пиджаке и галстуке, сел на мотоцикл, надел шлем, и меня довезли в Шереметьево. В итоге я даже успел выпить чашечку кофе!
Так что выход можно найти всегда.