Данил Тармасинов посмотрел репортаж-контест за вас.
В России давно не сменялись поколения комментаторов. Недовольство Георгием Черданцевым, Александром Шмурновым или любым другим голосом за кадром давно стало общим местом. В спортивном ТВ фразу «Я телевизор не смотрю» заменяют немного снобским «Давно гуглю только трансляции с интершумом» или даже «Ищу на реддите стримы с BT Sport».
«Матч ТВ», конечно, оценивает эту проблему и за почти 3,5 года жизни проводит уже третий конкурс комментаторов. Третий – потому что первые два беду со зрительским негативом не то что не решили, а даже к ней не подступились.
Например, победитель-2016 Виталий Павлов озвучивает новости спорта на радио «Маяк», один триумфатор-2017 Иван Чернышев прославился, скорее, прессингом от Константина Генича, а другой – Михаил Меламед – получил премию за лучший комментаторский дебют, потому что заметнее была его работа на ЧМ-2018 для Первого, чем трансляции РПЛ на «Матче». Так себе перспективы для будущих участников.
Нужно понимать, что конкурс комментаторов – это все же собеседование при приеме на работу, а не конкурс талантов вроде «Минуты славы». Но поскольку это телевидение, то его всё равно нужно превратить во что-то зрелищное и показывать в эфире. Работа на футбольных трансляциях – не самое увлекательное действие в мире, тяжело красиво снять, как мужчина в наушниках в почти не меняющейся позе что-то говорит с разной степенью эмоциональности.
«Матч! Премьер» подошел к своему контесту с уверенностью, что предыдущие соревнования нужно умножить на ноль – поэтому в топ-12, например, не прошел прошлый победитель Чернышев. В конкурсе-2019 было много знакомых в индустрии имен: работающие на «Сила ТВ» Денис Алхазов и Артем Борисов или участник еще плюсовского набора Денис Табаков. Совсем без бэкграунда в этой профессии невозможно.
В этом году конкурс стал баттлом открывшихся комментаторских школ – Василия Уткина/Станислава Гридасова и Юрия Розанова, ведь половина из 12 полуфиналистов были воспитанниками одной из этих «примавер». При этом у первых двух школа некоммерческая, тогда как Розанов обучает на платной основе. И вдвойне странно, что Юрий стал председателем жюри – он знал, что его ученики будут в конкурсе, но оставался главным судьей практически до самого конца. Это явный конфликт интересов, которого легко можно было избежать.
Юрий покинул это кресло лишь за четыре дня до суперфинала, и то когда из всех представителей его школы в топ-3 попал всего один. Маэстро перестал быть председателем жюри, когда занимавшийся у него Гиви Джаши слетел в первом раунде плей-офф. Фрешмен затащил голосование в интернете и проиграл воспитаннику Уткина Дмитрию Бажанову решением шестерых комментаторов, находившихся в Катаре. Розанов написал большой и гневный пост в телеграм-канале, в котором обвинил правила конкурса в несовершенстве, и красиво ушел от обвинений в лжи: «Собрались и решили, однако. Ладно. Теперь без меня. Не забывайте ретвитить, когда что-то покажется вам чудовищной несправедливостью». Но интересная логика: то есть судить людей, которые платят деньги за обучение в твоей школе – это нормально, а когда при ничьей спрашивают мнение незаинтересованных сторон – это нарушение регламента?
Одним из пунктов, о которых умолчал Юрий Альбертович, было голосование футболистов. Изначально странный критерий оценки комменатора, в котором не понять заинтересованность игроков – какая разница долларовым миллионерам, кто будет бубнить в микрофон за 100 тысяч рублей в месяц? Артем Дзюба, выбиравший из Джаши и Бажанова, присудил обоим ничью, что можно расценивать как «Не слушал ни одного и не хочу», а к голосованию по Табакову и Борисову «Матч» привлек вратаря «Локомотива» Гилерме. Да, бразильца, получившего российский паспорт.
В итоге победителем стал казанец Сергей Дурасов, известный по работе на «БИМ-радио» и матчах волейбольного «Зенита», не учившийся ни в одной из коммерческих академий. Ему вручили годовой контракт с каналом «Матч! Премьер», но это не гарантирует ему ни назначений на шикарные матчи, ни доверия руководства. Победа Дурасова вряд ли сделает его новой звездой, в топ его выведет исключительно будущая работа на трансляциях. Как тот же Розанов или Денис Казанский не стали звездами исключительно из-за первого места в конкурсе комментаторов – у каждого были собственные удачи и достижения в репортажах, за которых их и полюбили зрители.
«Матчу», вероятно, до сих пор нужны новые голоса, потому что язык даже за последние пять лет сильно изменился, и этого не слышно в нынешних комментариях на российском телевидении. «Матч ТВ» уже давно не взрывает медиапространство, и, может быть, свежий взгляд на язык привлечет к каким-то трансляциям новых зрителей. Но это должен быть не поиск людей, а поиск идей и фишек. Такому в платных школах не учат.