Он выступает со шваброй и сотрудничает с Samsung.
В Анахайме завершился чемпионат четырех континентов по фигурному катанию в мужском одиночном разряде. Среди прочих участников выделяется малайзиец Джулиан Чжи Цзе Йи. Это первый в истории страны фигурист, получивший международную лицензию.
В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, как тренировался по ночам в торговом центре, почему обыгрывает образ рабочего на показательных выступлениях и как вообще попал в фигурное катание в стране, где всего лишь один каток.
«СЛОЖНО БЫЛО ДАЖЕ НАЙТИ КОНЬКИ»
«Что такое фигурное катание в Малайзии? Это всё равно что футбол на Марсе», – с штукой говорит Джулиан. И он недалек от правды. До него ни один фигурист из этой страны не выступал на международных соревнованиях. До появления Чжи Цзе Йи не было даже официального чемпионата страны.
«Первые несколько лет я выступал один и автоматически становился чемпионом Малайзии. Но чтобы попасть на международные соревнования, я должен был поехать на небольшой турнир в соседних странах и выступить на технический минимум», – рассказывает фигурист.
Его мало кто понимал из сверстников, и он сталкивался с насмешками и подколками в школе. «Мои друзья плавали, играли в футбол, а я грезил катком. Никто меня не понимал, но я уже тогда не представлял себя без фигурного катания. Многие надо мной просто смеялись».
Ещё бы не смеяться. В стране только один каток – в большом торговом центре в Куала-Лумпуре - столице страны. По размеру и качеству его можно сравнить с катком в казанской «Меге». Он вообще не предназначен для профессионального спорта и тренировать сложные прыжки на нём банально опасно. Чтобы стать фигуристом, Чжи Цзе Йи пришлось, по его словам, буквально жить в этом торговом центре: «Было сложно даже найти нормальные коньки. Первые шаги в спорте я делал на тех коньках, что давали в прокате, но они не очень подходили для спортивных тренировок. Днем на катке было много людей, тренироваться тоже было невозможно. Поэтому я договаривался с охраной и приходил кататься по ночам. Я там и спал, и жил».
У Джулиана не было даже тренера. «На первых порах учился сам с мамой. Она через книги, интернет узнавала много о фигурном катании. И учила меня. Но когда пришла пора попробовать себя на соревнованиях мы нашли тренера в Китае, на родине моей мамы».
Впервые на официальных соревнованиях ИСУ Джулиан появился в 2011 году. «Это был этап юниорского Гран-при в Милане. Попасть туда было тяжело. Мало того, что мне надо было пройти квалификацию, так ещё и надо было решить проблему с документами. Раньше в Малайзии не было как таковой федерации фигурного катания, конькобежного спорта. По сути, мы создали эту федерацию сами. А моя мама стала её первым президентом».
«ПРЕДЛОЖИЛИ ПОЕХАТЬ НА ОЛИМПИАДУ ЗА СВОИ ДЕНЬГИ»
Первая международная победа у Джулиана была на юниорском турнире в Белграде (Сербия) в 2013 году. «Тогда все ждали Олимпиады в Сочи. Все говорили об Олимпиаде. Игры в России я смотрел от и до, мечтая попасть на следующую Олимпиаду», – вспоминает он.
Мечта Джулиана сбылась за год до Олимпиады, на турнире Nebelhorn Trophy. Ему нужно было попасть в четверку лучших, чтобы получить квалификацию: «Я хорошо откатал, выиграл квоту, но понимал, что это только первый шаг к Олимпиаде».
Чжи Цзе Йи стал первым малайзийцем, получившим олимпийскую лицензию на зимнюю Олимпиаду. То есть, не просто первым фигуристом, первым спортсменом в принципе. «Зимних видов спорта у нас фактически нет. Просто нет», – с досадой говорит Джулиан.
Чтобы участвовать на Олимпиаде страна должна выполнить ряд условий. Взнос в МОК, бюрократические проволочки… Национальный олимпийский комитет Малайзии ни разу до этого не отправлял спортсменов на зимние Олимпиады и был банально не готов к неожиданному участию своего спортсмена. «Когда я позвонил в свой национальный олимпийский комитет, не могу сказать, что они были не рады… Но шокированы были точно, – вспоминает разговор фигурист. – Своей квотой я словно добавил им проблем и сложностей, а кто хочет сталкиваться с новыми вызовами?»
Джулиану предложили оплатить олимпийский взнос самому: «Это неподъемная для меня и моей семьи сумма. Мечта была под угрозой срыва. Мои родители и так потратили огромное количество денег на мои занятия спортом. Правительство Малайзии поддерживает активно только бадминтон и плавание, немного – футбол. В зимних видах спорта не видят смысла, поэтому особенно на первых порах оплачивать всё приходилось мне и родителям».
Тогда о молодом малайзийском фигуристе, который может открыть зимние Олимпийские игры для новой страны заговорили мировые медиа. ВВС, NHK, NBC и New York Times рассказали о нем и его мечте. И Джулиан нашел спонсоров, готовых оплатить подготовку и участие спортсмена в Пхёнчхане. Под слоганом #DoWhatYoCan Джулиан стал официальным лицом Samsung в Малайзии. Корейский техногигант сделал большую пиар-компанию фигуристу и снял несколько милых роликов о нём.
Вдохновившись историей Джулиана ещё один малайзиец Джеффри Уэб выиграл квоту в горнолыжном спорте. В Южную Корею поехало сразу два спортсмена. «Это был невероятный успех для нас, – говорит Джулиан. – Мы с Уэбом доказали, что зимний спорт в Малайзии есть. Нас заметило и государство, обеспечив пусть небольшой, но стипендией».
«В АМЕРИКЕ ДУМАЮТ, ЧТО ВСЕ МАЛАЙЗИЙЦЫ МЕЧТАЮТ МЫТЬ ТУАЛЕТЫ В США»
Джулиану уже 21, но он до сих пор не разучил четверные прыжки. «На тренировках я пытаюсь делать четверной сальхов, но редко выезжаю с него чисто. Поэтому на соревнованиях я его не прыгаю», – объясняет он.
При этом спортсмен не опускает руки: «Да, у меня не так много успехов. Но я первый малайзийский фигурист, который тренировался на катке! Серьезно, мне гораздо тяжелее развиваться, чем спортсмену из Америки или Европы. Поэтому я отстаю. Но кто знает, может, и мой час придет. Вспомните Фернандеса. Хавьер прошёл путь от последнего места на чемпионате Европы до семи побед подряд».
В чем Хавьер Фернандес и Цжи Цзе Йи действительно похожи, так это в умении играть на публику. Например, на прошедшем в Москве этапе Гран-при малайзиец занял последнее место. Но его всё равно позвали на показательные выступления, хотя обычно это привилегия для хозяев и призеров турнира. Джулиану в «Мегаспорте» досталось не меньше аплодисментов, чем главной звезде турнира Юдзуру Ханю. Особенно зрителей поразила программа фигуриста. Он катал под Highway to Hell и Seven Nation Army.
«Я знаю, что это не самые популярные треки в фигурном катании, но в этом году я решил поэкспериментировать. Почему нет? К тому же, как по мне, рок – это и есть спорт. Самая спортивная музыка. Фигурное катание должно развиваться не только в техническом плане, но и в плане образов, подачи себя. Двигаться вперед. Все привыкли к «Лебединому озеру», «Кармен», но надо искать и что-то новое. Думают, что это странно? Ну и пусть. Я же фигурист из Малайзии, как я могу быть таким как все? Главное, это та музыка, которую я люблю, чувствую, могу с чувством показать на льду», – считает спортсмен.
Последние несколько лет Джулиан живёт в Канаде. Он переехал туда в 2015, чтобы тренироваться на более серьёзном уровне. Среди прочих бытовых проблем фигурист столкнулся с расизмом:
«Я думал, что на меня будут смотреть косо, как на фигуриста из Малайзии. Это меньшая из проблем. В Америке в принципе относятся к малайзийцам, как к недалеким людям из рабочих районов. Думают, что все на что мы способны – это собирать в подвалах дешевую электронику. И что все мы мечтаем переехать в Канаду, США, чтобы мыть туалеты».
Джулиан ярый борец с расизмом и в своем показательном номере он решил обыграть тему насмешек над малайзийцами. Он выходит на лед с ведром воды и «убирает» площадку.
«Мир меняется и очень глупо думать, что все крутится вокруг больших держав. В Малайзии самая быстрорастущая экономика мира! У нас большие города, успехи в науке, производстве. И очень много умных людей», – говорит Джулиан.
«МОЯ ЦЕЛЬ – ПОСМОТРЕТЬ, КАК ДАЛЕКО Я СМОГУ ЗАЙТИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ»
Сам Джулиан тоже не забывает про учебу и совмещает спорт с получением диплома бизнес-менеджера в Нью-Йоркском университете.
«Сочетать спорт и учебу, честно, непросто. Но я стараюсь грамотно планировать свое время, все успеть. Без образования – никуда», – считает он.
С таким бешеным графиком у фигуриста практически нет времени на отдых. Но если свободное время появляется, он предпочитает посвятить его изучению языков. «Английский у меня до сих пор не в совершенстве. Это язык, который невозможно выучить до конца. Ещё учу французский и испанский. Знаю китайский и малайский», – уверен спортсмен.
После завершения карьеры Джулиан хочет развивать фигурное катание в Малайзии дальше: «Я недавно открыл свою академию фигурного катания и через спонсоров стараюсь помочь молодым фигуристам. Я вижу потенциал фигурного катания в Малайзии. Недавно мы гуляли с Артуром Дмитриевым по московскому торговому центру. Когда я спросил у Артура, занимаются ли здесь фигуристы, он даже не понял серьезности моего вопроса и просто засмеялся.
Конечно, если в России, Японии тысячи катков, сотни тренеров – будут результаты. Если спортсменам в Малайзии дать такие возможности, кто знает, чего они смогут достичь? По крайней мере, они заслуживают этот шанс».
Сколько еще будет кататься Чжи Цзе Йи он тоже не знает. Как и не говорит о конкретной цели, задачи в спорте:
«Моя цель – посмотреть, как далеко я могу зайти в фигурном катании. Я уже многого достиг. Был на Олимпиаде, двух чемпионатах мира. Но знаете, как говорил Фелпс, делай больше чем можешь. Преодолевай себя и пределы своих возможностей. Я буду кататься пока есть силы, здоровье и желание. Желание – это самое главное в жизни».
Завершая беседу, Джулиан решил оставить пожелание читателям: «Всегда верьте в себя и идите к своей цели. Не слушайте, что говорят остальные. Слушать нужно только свое сердце. Было бы желание, добиться можно чего угодно. Это говорит вам Джулиан Йи Чжи Цзе - первый участник зимних Олимпийских игр из Малайзии. Первый в истории малайзийский фигурист».
Фигурное катание. Чемпионат четырех континентов. Мужчины. Итоговое положение.
1. Шома Уно (Япония) - 289,12 балла
2. Цзинь Боян (Китай) - 273,51
3. Винсент Чжоу (США) - 272,22
...20. Джулиан Чжи Цзе Йи (Малайзия) - 174,10
Фото на анонсе: Маргарита Воронковская, Flickr