Рубиновцы будут бегать в чешской ФНЛ.
«Рубин» в этом сезоне стал подключать к основному составу много футболистов из своей академии. Трое уже сыграли в официальных матчах, а в Турции для возможного дебюта в главной команде сейчас готовятся еще несколько молодых парней. В основном это ребята 17-19 лет, которые тренерскому штабу видятся сильнее старших воспитанников. Более возрастные выпускники постепенно покидают «Рубин», разъезжаясь в разных направлениях. Например, полузащитник Илья Гилязутдинов полностью провел зимние сборы с клубом в прошлом году, но для главной команды сейчас оказался не нужен.
«РУБИН» МОГ ЗАРАБОТАТЬ, НО ПОЗВОЛИЛ ВОСПИТАННИКУ УЙТИ БЕСПЛАТНО
«Он неплохо себя чувствует, но есть моменты тактического плана, в которых он не всегда уверенно себя ведёт. Но в целом потенциал парня очень высокий, особенно скоростные качества», – говорил Курбан Бердыев про него прошлой весной. На презентации команды на вторую часть сезона его представили в качестве собственного игрока, которого клуб заявил за главную команду. Но история оказалась красивой только внешне и без продолжения.
В декабре клуб объявил о расторжении контракта с игроком по обоюдному согласию. В начале января ему исполнился 21 год, а это значило, что для ухода в другую команду новый клуб должен был выплатить компенсацию за воспитанника. По регламенту РФС, академии, выпустившие футболиста, или клубы, при которых работают школы, вправе получить за первый трансфер игрока в возрасте до 23 лет компенсацию. В нее входит сумма, потраченная первым клубом на содержание своего воспитанника за все годы обучения.
«Я уходил из «Рубина» на хорошей ноте. Когда обсуждали новые варианты, клубы беспокоились за эту компенсацию. Перед уходом из клуба я встретился с Саймановым. Я попросил его освободить меня от компенсации, потому что с ней мне как молодому игроку было бы трудно устроиться. Рустем Фидаевич и клуб помогли мне. Мы без проблем разорвали контракт, прописали пункт об отказе от компенсации», – рассказал Гилязутдинов в интервью «БИЗНЕС Online».
В «Рубин» футболист приехал из академии футбола Коноплева в 17-летнем возрасте, клуб содержал его около четырех лет. По таблице подсчетов, представленной РФС, компенсация за полузащитника должна была составить 200 тыс рублей. Система устроена таким образом, что потенциальный клуб ФНЛ обязан был заплатить за переход по двойному коэффициенту, то есть 400 тыс рублей (клубы РПЛ платят за такой переход по тройному коэффициенту). За игрока, который не провел ни минуты во взрослом футболе, это существенная сумма.
После улаживания ситуации с компенсацией, Илья получил предложение от лидера ФНЛ «Тамбова», но без гарантий на место в основе, потому что клуб ставит задачу выхода в премьер-лигу. Другой вариант агент игрока нашел в Европе – клуб «Селье и Белло Влашим» из второй лиги Чехии и городка Влашим с населением 11,5 тыс жителей.
«После пары недель тренировок я понравился тренеру, и со мной подписали контракт на два года. Команда – что-то вроде фарм-клуба «Спарты», которая играет в нашем аналоге ФНЛ. Из команды идёт постоянная текучка наверх. Зимой четверо игроков 1998 года рождения перешли в высшую лигу. Кто хорошо выступает, того могут поднять даже в «Спарту», – объясняет Илья.
Для парня из Самарской области другая страна только открывается. Помогает с адаптацией главный тренер Эрих Брабец, который играл в начале нулевых в России за «Динамо» и «Аланию». «Из-за языкового барьера пока трудно. Повезло с тренером в том плане, что он знает язык и много подсказывает. С английским тоже пока не всё отлично. В клубе мне уже дали задание учить английский и чешский языки. Сейчас начинаю что-то понимать, но на русском местные не понимают меня. Вообще, в стране много русских, много где слышу родную речь», – говорит молодой футболист.
ЕЩЕ ОДИН ЭКС-РУБИНОВЕЦ В ПАРТНЕРАХ
В чешском клубе Гилязутдинов будет не единственным российским игроком. Вместе с ним в команду поехал другой выпускник академии «Рубина» Илья Шабанов. Летом защитник перешел в клуб ПФЛ «Сызрань-2003», в котором провел всего одну игру. 190-сантиметровый челнинец тоже оказался в «Рубине» в 2015 году. В минувшем декабре команда из Сызрани расторгла с ним контракт.
Вот как описывает игроков экс-старший тренер молодежного состава «Рубина» Андрей Ситчихин. С ними он проработал более полутора лет и взял «серебро» молодежного первенства 2015/16 – высшее достижение в истории рубиновского дубля.
«Гилязутдинов обладает взрывной скоростью, чисто фланговый футболист. Может обыграть один в один за счет скорости на фланге и не боится этого делать. Физически крепкий. Тактические недочеты, про которые говорил Бердыев? У Курбана Бекиевича играют зрелые футболисты, там совершенно другие требования к игрокам, чем в молодежной команде. У Шабанова сумасшедшие физические данные. Крепкий, высокий игрок. Отлично играет головой и с правильным выбором позиции, что очень важно для защитника.
Я очень рад за них. Желаю им, чтобы у них получилось в новой стране. Для них это большой вызов. В Чехии сейчас успешно играет воспитанник «Краснодара» Николай Комличенко, неплохо себя проявлял Вячеслав Караваев. Так что у ребят есть хорошие примеры. Будем следить за ними», – сказал Ситчихин в интервью «БИЗНЕС Online».
Сезон в футбольной национальной лиге (чешский аналог первого дивизиона России даже называется также) возобновится 2 марта. «Влашим» после первой части сезона идет на 8-м месте в турнире с 16-ю командами. 3 марта команда сыграет с лидером сезона. Возможно, теперь за чешским футболом в России будут следить более пристально. По крайней мере, за одной командой.