Как же им трудно!
Спортивный психолог Зухра Усманова уже больше 20-ти лет изучает проблемы юных спортсменов – и много внимания уделяет хоккею. С 2010 года она участвует в международном лагере, который проходит в Набережных Челнах и Сочи, и реализует там собственную программу психологической подготовки для хоккеистов. С лагерем тесно сотрудничает Андрей Василевский - тренер и отец вратаря «Тампы» Андрея и защитника «Автомобилиста» Алексея.
Также Усманова – доцент кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин Поволжской академии спорта. Она преподаёт предмет студентам, многие из которых в будущем станут тренерами, и проводит курсы для уже действующих специалистов. Недавно Усманова выпустила на базе вуза пособие «Психологическое сопровождение юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры».
Отдельные главы из пособия мы опубликуем позже, сейчас же – рассуждения учёного о трудностях, с которыми сталкиваются маленькие хоккеисты.
КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ОШИБКАМ
Страх ошибиться и получить наказание со стороны взрослых – распространённая проблема в детском хоккее. Некоторые тренеры говорят: «Не бойся!», «Не переживай, это ерунда», но такие установки для спортсменов как об стенку горох.
Спортсменам необходимо от двух до 48 часов на самостоятельное переживание проигранных соревнований. Им надо дать возможность прочувствовать горе поражения, свое состояние безнадежности. Хочется плакать – плачь. Важно дать позитивную установку на совершение ошибки. Тренер, который порой становится для ребенка не просто наставником, но и другом, умеющим заинтересовать спортсмена, должен понимать, что каждому игроку свойственно ошибаться.
В конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Если правильно относиться к страхам начинающих спортсменов, понимать причины их возникновения, то они чаще всего исчезают бесследно. В 2010-м я была на стажировке в Австрии в университете Зигмунда Фрейда (или, как его любя там называют, Фройда), где познакомилась с арт-терапией – одним из центральных психотерапевтических направлений работы с детьми. Данное направление также помогает в коррекции и снятии страха, тревожности и агрессивности юных спортсменов. Сначала у меня были сомнения, сработает ли она с хоккеистами. Но я так сильно заразилась идеей, что решила попробовать.
Мы взяли тетрадный лист и разделили его пополам. На одной стороне нужно было описать свои плюсы, на другой – минусы. Что я сделал правильно, а что – нет? Оказалось, что детям очень нравилось анализировать своё поведение. Они погружались в работу. С помощью арт-терапии дети учатся мириться со своими эмоциями. Я совершил ошибку. Я принял её. Не просто так, а чтобы измениться и исправить её.
КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
В последнее время наметилась тенденция – детей в хоккей приводят мамы. По статистике, на 1000 браков приходится 817 разводов. К сожалению, институт семьи разрушается и детям не достаёт мужского «я». Поэтому сейчас мамы хотят восполнить недостаток отцовского воспитания в спортивной секции. Они думают, что в хоккей играют настоящие мужчины, а тренер сможет дать то, чего не хватает в семье.
Два года назад на семинаре в российской федерации баскетбола ко мне подошёл именитый тренер (не буду называть его фамилию) и задал вопрос: «Скажите, как быть с детьми, у которых преобладает женское начало?» В тот момент я только приступила к работе над пособием, и благодаря этому вопросу включила туда раздел по работе с родителями. Называется «Как работать с детьми из неполных семей».
И как? Это очень сложный вопрос, но если быть максимально краткой, можно выделить два фактора.
Во-первых, тренеру нужно быть авторитетом для ребёнка. Он должен придерживаться не авторитарного, не демократического, а именно авторитетного стиля руководства. Ведь в таком возрасте дети воспринимают любое слово, сказанное тренером. Поэтому он не должен выделять в команде любимчиков и отверженных. Дети должно быть одинаковыми, какое бы у них не было положение в семье.
Во-вторых, маме нужно всё-таки оставаться женщиной, даже если семья пережила развод. Не надо показывать, что ты выполняешь роль и отца, и мамы. Мы не можем идти против природы. Временами маме нужно показывать свою слабость сыну, чтобы ребёнок мог, например, подать пальто, взять тяжелую сумку, пропустить тебя первой. Чтобы джентльменские качества будущего мужчины сохранились в семье.
ПОЧЕМУ В СЕКЦИИ ВАЖНО ОБЩАТЬСЯ НА РАВНЫХ
Иногда тренеры делятся проблемой, что дети не понимают слова «нет» и «нельзя». В хоккее это усложняется тем, что это спорт в основном богатых родителей. Дети воспитываются в духе вседозволенности и, попадая в ДЮСШ, подхватывают вирус звездности.
Аналогичная проблема была у моих студенток, которые проходили практику в центре гимнастики. Мы обсуждали её решение на семинаре. Представим такую ситуацию. Тебе всю дорогу говорят: «Кызым, ты самая красивая!» Получив такой эталон воспитания, ты сталкиваешься с серьёзным внутриличностным конфликтом в секции художественной гимнастики: «Я же самая красивая! Я же самая успешная! А откуда здесь другие самые красивые и самые успешные?».
Это модель превосходства, модель тщеславия. Я плюс, а все остальные – минус. Гораздо лучше, когда действует система «Я плюс, и ты плюс». Тренер должен создать такие условия в группе, чтобы все общались на равных. Когда тренер хвалит отдельных учеников в группах, где занимаются ребята дошкольного возраста, остальные поднимают руку и спрашивают «А я молодец?». Поэтому тренеру важно хвалить всех. Более того, нужно проговаривать имена детей и объяснять, за что именно ты хвалишь.
С наказаниями та же ситуация. У гиперактивных детей бывает проблема. Они понимают, что их наказали, но не понимают, за что именно. Поэтому им нужно проговаривать, что конкретно в их поведении не понравилось вам. Ребёнок должен осознать свою вину, чтобы не допустить такую же ошибку в дальнейшем. Но нельзя переходить границы, только критиковать и показывать ребёнку, что он ничего не представляет без достижений.
Следует избегать и обратного. Иногда ребёнка позиционируют самым талантливым, самым умным, самым сильным. Родители замечают и признают ребёнка только тогда, когда он подходит их идеальной модели, тем самым давая ребенку понять: что, будучи только «самым-самым» он сможет заслужить их любовь. Это тоже приводит к нарушениям в психологическом развитии.
КАК ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ ВЛИЯЕТ НА ТРЕНИРОВКИ
Участились факты детской жестокости и агрессивности не только в школе, но и в спорте. Агрессивные тенденции формируются у юного спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Но при неблагоприятных условиях они могут усилиться. В основном это зависит от детско-родительских отношений. В семьях, где возникают конфликты, а то и разводы, где родители менее удовлетворены работой, своим материальным положением, кредитами, жилищными условиями, тревожность детей только возрастает.
Для изучения агрессивности мы использовали методику получения обратной связи – «Ёжик». Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно «примеряет» ситуацию на себя. Говорим детям: «По дороге мне попался ёжик. Он попросил вам передать письмо. Там пять вопросов. Сможете ответить?»
Почему ёжик? Это милое животное, но если взять его на руки и погладить, то можно уколоться. Я раздаю всем листы А4, делю их на пять частей. Дети не умеют в этом возрасте писать, поэтому я прошу их рисовать. Один из вопросов, к примеру, «Когда ты приходишь в спортивную секцию, тебя раздражают остальные дети?» Если нет, то надо нарисовать солнышко. Если да, то тучку. Некоторые даже прорисовывали у тучки капли дождя или молнии.
Подведя итоги, я обратилась к тренерскому штабу. В 98% случаев результаты теста подтверждались: дети действительно вели себя в секциях агрессивно. Дрались и оскорбляли других.
ВАЖНО РАЗВИТЬ ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ
Известный отечественный психолог Александр Асмолов говорил, что современные дети много знают и умеют, но ничего не хотят. Как это проявляется в хоккее? Поначалу ребят интересует внешние атрибуты спорта. Экипировка, грамоты, призы и прочее. Без всего этого они не смогут найти мотивацию заниматься.
В моей практике был такой пример. Ребёнок из самодостаточной семьи захотел заниматься хоккеем. Папа на радостях обмундировал его и повёл в секцию. Проходит одна тренировка, вторая, третья. На этом всё. Ребёнок говорит: «Пап, я больше не буду играть». На раннем этапе спортивной карьеры важно научить ребёнка трудиться, действовать в интересах своей команды, до конца отдавать свои силы победе, выкладываться и не жалеть себя. Дети должны найти ответы на вопросы: «Хочу ли я?», «А надо ли это мне?», «Что для меня вообще хоккей?» И в этом им должен помочь тренер.
Чтобы объяснить ребятам, что всё зависит только от них и их желания, я использую притчу «Мудрец и бабочка». Один человек решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он хотел взять бабочку в руки и спросить, живая она или нет. Если бы тот сказал «мертвая» – он бы просто разжал ладони и выпустил живую бабочку. Если бы сказал «живая» – он сильнее сжал бы и убил бабочку.
Но мудрец предугадал обе ситуации и сказал «Всё в твоих руках». Услышав эту историю, дети понимают, что мы сами в ответе за свои поступки.
Зухра Усманова