После финала Кубка России больше вопросов, чем ответов.
Завершился турнир в Великом Новгороде. В соревнованиях женщин с падением победила Евгения Медведева, вторая – Елизавета Туктамышева. Станислава Константинова – четвертая.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» в Новгороде увидел, как Татьяна Тарасова благодарила журналистов, зрители пытались попасть на трибуны под видом продавцов и фигуристки, несмотря на борьбу за участие в ЧМ, обнялись и пожелали друг другу удачи.
«ЕСЛИ ФОКУСИРУЕШЬСЯ ТОЛЬКО НА НЕГАТИВЕ – СПУСТИШЬСЯ ЕЩЕ НИЖЕ»
Перед произвольной программой расчёт Медведевой на победу был один: чистый прокат. Любой другой исход при отсутствии ошибок у конкуренток практически лишал её шанса на победу. Дело в том, что у неё всего лишь седьмая техническая база и оценка даже потенциально не может быть очень высокой.
Из претенденток на поездку в Японию первой вышла Туктамышева. Елизавета каталась гораздо увереннее, чем вчера, и в целом была в отличной форме и настроении. Прокат Туктамышевой удался - 221,19 балла. По сути это был приговор для Медведевой, ведь до Великого Новгорода в этом сезоне она не могла набрать даже 205 баллов по сумме двух программ.
Ситуацию усложнило падение уже на втором элементе. Медведева осталась без своего важнейшего каскада – тройной сальхов+тройной риттбергер. Понижение базовой стоимости. Минимально возможная оценка за качество исполнения. Минус балл от общей суммы – за падение. Таким образом, суммарно Медведева потеряла одной ошибкой минимум пять баллов.
«Да, Евгения совершила ошибку, – рассказывает тренер Медведевой Трейси Уилсон. – Но мы понимаем, что будут как взлёты, так и падения. Если ты фокусируешься только на негативе, то ты спустишься ещё ниже».
Медведева собралась. Надо отдать ей должное: если многих ошибка в начале программы ломает, то Евгения остальные элементы выполнила чисто. Падение практически никак не отразилось на результатах Медведевой. Её компоненты оказались почти на три балла выше, чем у Елизаветы, что, конечно, вызывает определённые вопросы к судейству.
«Я как тренер и комментатор не могу комментировать работу судей, – сказала Уилсон. – Вчера Евгения спросила у меня: «Как моё вращение?» Я сказала: «Не знаю. Судьи ставят баллы. Я же наблюдаю за тобой, за твоей реакцией».
«ДОМА ВСЕГДА СТАВЯТ ОЦЕНКИ ВЫШЕ»
Многих, конечно, такой расклад как минимум удивил. Лучший прокат Медведевой до финала Кубка России – Autumn Classic в начале сезона. Там всего 204 с лишним балла. В финале Кубка России оценка же выше почти в 20 баллов. Конечно, нельзя отрицать, что Евгения за это время поработала над собой, но главное, чтобы такие же оценки ей ставили судьи и на международном уровне.
«Дома всегда ставят оценки выше», – напомнила Уилсон.
«Первый канал» в последний момент заметив ажиотаж вокруг финала Кубка России решил дать его в телеэфир. Традиционно позвонили Тарасовой. «Гришин мне звонил, попросил одеться поприличнее и выйти в эфир. Но я не могу. Слишком переживаю, показываю свои эмоции. Многим это не нравится. Без меня будет лучше трансляция, а я спокойно посмотрю и поболею за Женю», – сказала Тарасова перед стартом соревнований женщин.
Она металась по дворцу – ходила по фойе, заходила в кафе, сидела в пресс-центре. Там, кстати, комментировала работу коллег. «Спасибо вам за вашу работу. Вы делаете наш вид спорта популярнее», – сказала Тарасова. Особенно она отметила тех, кто всегда посещает соревнования и общается со спортсменами и тренерами. «Анатолий, вы лучший, – говорит она корреспонденту агентство «Р-Спорт» Анатолию Самохвалову, известному по резонансным интервью. – Спасибо вам за интервью с Волковым, с Ниной Мозер! Наконец-то мы увидели правду, люди ее узнают! Может, не все поймут, но кто умный – увидит кто есть кто».
Пока не выступила Медведева, Татьяна Анатольевна не могла найти себе места. И неоднократно заходила в секретариат, где общалась с судьями. Повлияло это на оценки или нет – мы не узнаем никогда. Результаты остаются результатами, их постфактум не пересмотришь.
«ВСЕ ВОПРОСЫ – К АЛЕКСЕЮ НИКОЛАЕВИЧУ»
Только теперь понятно, почему радость Туктамышевой после проката была весьма сдержанной. Понятно, почему она отвечала на вопросы о своем будущем односложно и постоянно перенаправляла их своему тренеру – Алексею Мишину. Мишин – на федерацию. Замкнутый круг.
В микст-зону Елизавета и Мишин вышли до проката Медведевой и ещё не знали, какие оценки получит Евгения. В победе Туктамышевой как один были уверены журналисты. Но фигуристка ни в чём не была уверена.
Её вообще, судя по всему, достала вся эта неразбериха с составами и спекуляции в СМИ:
«Перед финалом Кубка старалась минимально смотреть соцсети, Sports.ru… Конечно, не могла совсем уйти из интернета. Всё равно было интересно что-то почитать. Но как же хорошо, что всё, наконец, закончилось! Неважно уже что будет. Это не ко мне. Развели очень большой шум вокруг этого соревнования. Как будто это не финал Кубка России, который каждый год проходит и мало кому нужен».
На вопрос о попадании на ЧМ Елизавета отвечать не стала: «Не могу ничего сказать и дать какой-то комментарий. Лучше спросить у тренера. Я свою работу выполнила, остальное – пусть другие решают».
Мишин просил подождать окончания соревнований и объявления общих оценок. Но когда увидел оценки Медведевой – тут же побледнел и, не сказав ни слова, вышел из ледового дворца. А про Константинову вообще все забыли, хотя и она претендовала на победу. Она не справилась с давлением последнего стартового номера и допустила несколько ошибок.
Скверное настроение Мишина можно понять. Ситуация патовая. Теперь на чемпионат мира, скорее всего, едут Алина Загитова и Евгения Медведева. Это два признанных лидера, лица нашего фигурного катания. Третья квота отойдет группе Алексея Николаевича, ему позволят самому выбирать кого взять в Японию.
После чемпионата России в Саранске Мишин однозначно говорил, что едет Туктамышева. Но другая его воспитанница – Софья Самодурова – неожиданно для всех выиграла чемпионат Европы. Можно ли оставить без ЧМ самую стабильную фигуристку сезона, не завалившую ни один прокат?
При этом, потенциал Самодуровой – борьба за пьедестал. Потенциал Туктамышевой – борьба за первое место.
«АТМОСФЕРА НАПОМИНАЕТ ЧЕМПИОНАТ РОССИИ»
«Они у нас все такие хорошие, почему бы нельзя всех отправить!», – возмущается тренер Ангелина Туренко. Её спортсмены в финале Кубка выступили неудачно. Серафима Саханович и вовсе покинула лед только с помощью медиков. Но Туренко всё равно осталась в ледовом дворце, чтобы посмотреть на чуть ли не главную битву сезона в фигурном катании.
В Великом Новгороде за жалкую тысячу билетов шла борьба не на жизнь, а на смерть.
Сами билеты раскупили меньше, чем за час. Дальше в ход шла русская смекалка. Кто-то пошел в стюарды. Кто-то – в наряд по уборке помещений. Но больше всего удивила одна женщина, которая пришла на арену с целой кучей выпечки. Она долго уверяла охрану, что работаем здесь продавцом и эта выпечка – для зрителей. Где документы? По её словам – внутри, во дворце. В конце концов, её впустили. Конечно же, отвлекаться от прокатов, занимаясь реализацией товаров, Светлана не стала. Она раздала свои пирожки всем желающим. Бесплатно.
Попавшие на трибуны зрители – главные победители финала Кубка. Они увидели незабываемое шоу. Которое, по сути-то, не планировалось.
«Мы вчера с Женей разговаривали, она сказала, что атмосфера здесь напоминает чемпионат России. Я не была на чемпионате России, не с чем сравнивать, но могу точно сказать, что тут теплая публика и в целом ощущение, что это гораздо более масштабный старт, чем финал Кубка России», – резюмирует Туктамышева.
Кстати, несмотря на всю эту борьбу за путевку на ЧМ, несмотря на странное судейство, девушки относились друг к другу нормально. Не было даже намека на нездоровую конкуренцию.
После прокатов Медведева, Туктамышева и Константинова встретились в фойе, обнялись и пожелали друг другу удачи.
Точно свою судьбу пока не знает никто. Кто-то поедет в Японию, на чемпионат мира, кто-то – в Красноярск на Универсиаду. А кто-то, возможно, останется дома и будет ждать следующего сезона.
Разговоры об отборе надоели уже всем. В этом плане Великий Новгород действительно напоминает чемпионат России в Саранске. Там тоже все были на нервах. Даже спокойная обычно Медведева после проката выпалила: «Чемпионат мира? Это главная мысль, от которой я избавлялась. Очень мешала эта мысль». Она стояла у бортика и смотрела на прокаты конкуренток – такого раньше с ней не было.
Теперь всё что могли показать девушки – они показали. Кто из них достойнее сборной решит тренерский совет. Благо, ждать осталось недолго. Состав объявят 26 февраля.