«Салават Юлаев» в этом сезоне ещё не забивал «Автомобилисту». Но переживать нужно за другое

У команды Мартемьянова многое козырей.

«Салават Юлаев» и «Автомобилист» в нынешнем сезоне провели между собой два матча в регулярном чемпионате. В обоих выиграла команда Андрея Мартемьянова, причём оба раза вратарь «Авто» Якуб Коварж играл на ноль. Уфимцы за две игры суммарно нанесли по его воротам 65 бросков, но не смогли отличиться ни разу. При этом «Салават Юлаев» вряд ли должен бояться обороны своего ближайшего соперника – главная сила «Автомобилиста» в другом. Так чего должен бояться уфимский клуб?

Тему Хартикайнен / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


БОЛЬШИНСТВО

«Автомобилист» был лучшей командой КХЛ по реализации численного преимущества в регулярном чемпионате (28,7%). В плей-офф всё стало ещё круче – 46,2%. Мартемьянов ставил топовое большинство, ещё когда работал с «Амуром», но в родном Екатеринбурге он довёл этот компонент чуть ли не до совершенства. Конечно, сказываются и индивидуальные характеристики хоккеистов – Найджел Доус или Дэн Секстон способны сделать точную подкидку через клюшку и неотразимо бросить с самого острого угла. В Хабаровске таких игроков у Мартемьянова не было.

Но ключевое здесь – тренерская мысль. Изначально действия «Автомобилиста» в большинстве вообще определял Доус, но демократия штаба не привела к успеху. В итоге отвечающий за большинство тренер Константин Шафранов смог разделить всех звёздных легионеров по двум спецбригадам, усилил их сильными российскими игроками вроде Анатолия Голышева или Никиты Трямкина и начал опробовать это в матчах против соперников уровня «Адмирала». В итоге Доус теперь не только тот игрок, который завершает атаки, но и развивает их, а в большинстве забивать может даже Вячеслав Литовченко. Он неожиданно появился в большинстве «Авто» по ходу серии с «Трактором» и раскрылся по-другому, сделав дубль. Все ведь думали, что это ограниченный центр оборонительного плана.

ПЕРВАЯ ТРОЙКА ЛУЧШЕ, ЧЕМ У «МАГНИТКИ»

Стефан да Коста пропустит первый матч серии с «Салаватом» из-за дисквалификации, но это не меняет того, что играть против первой тройки нападения «Автомобилиста» уфимцам будет сложно. Намного сложнее, чем против звена «Магнитки» во главе с Сергеем Мозякиным. Если лидеры магнитогорцев действовали размеренно, к тому же, Мозякин был не в лучшем физическом состоянии, то у первого звена «Авто» с движением всё в порядке. И простым наложением тройки Александра Кадейкина эту проблему не решить. Тем более в первых двух матчах право последней смены будет у «Автомобилиста».

Александр Кадейкин / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


Особенно стоит выделить фигуру Доуса. За годы его игры в «Барысе» мы привыкли, что это отличный нападающий, но по-настоящему его разглядели только в Казахстане. Сейчас – самое время, чтобы фанатеть от Найджела. В «Автомобилисте» он использует сильные стороны и при этом быстро стал лидером команды. Изначально капитаном был назначен Трямкин, но авторитет Доуса в коллективе настолько высок, что никто не возражал, когда канадец получил капитанскую нашивку. 

  КОВАРЖ

«Если его сравнивать с Метсолой, то у финна есть очевидные слабые стороны. Это рост, проблема верхних углов. У Коваржа их нет», – считает бывший генеральный менеджер «Салавата» Леонид Вайсфельд. За два матча регулярки уфимцы так и не смогли забить Коваржу, хотя использовали разные сочетания. Например, в ноябрьском матче в тройке с Умарком и Йоонасом Кемппайненом играл Дмитрий Кугрышев. Оправданием «Салавату» может служить то, что игры регулярки были слишком давно – 14 октября и 27 ноября.

«Коварж прямо сейчас мог бы быть основным вратарём половины клубов НХЛ. Ну если не половины, то десяти как минимум. У него отличная реакция, контроль отскоков и он психологически устойчив», – рассказывает «БИЗНЕС Online» скаут одного из клубов НХЛ. Коварж играет в России уже шесть лет (из них пять – за «Автомобилист») и давно получил признание одного из лучших вратарей КХЛ, но дальше первого раунда ни разу не проходил.

Якуб Коварж / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


При этом у «Автомобилиста» всё же есть слабые места. «У них нет опыта, они ни разу не играли во втором круге. Я подчеркиваю, что сейчас говорю не об игроках, а об организации», – рассказывает Вайсфельд. При этом состав команды отнюдь не превосходит состав «Салавата» с Умарком, Антоном Бурдасовым, Филипом Ларсеном и другими звёздами. В клубе понимают это, и ещё по ходу сезона поставили перед командой далеко не космическую задачу – выйти в финал конференции. Руководство «Автомобилиста» понимает, что в самом начале пути не стоит ставить задачи выиграть Кубок Гагарина. Вот только чтобы дойти до финала конференции, нужно выиграть четыре матча у «Салавата», а при нынешней игре легионерской тройки уфимцев это будет крайне сложно.

Ориентировочный состав «Автомобилиста»

Вратари
Коварж (Фомин) 
Защитники
Василевский – Трямкин
Мамкин – Вишневский
Лямин – Бодров
Валитов
Нападающие
Доус – да Коста – Голышев
Гареев – Литовченко – Секстон
Крикунов – Кучерявенко – Казионов 
Чесалин – Торченюк – Обидин
Рассейкин

Матчи серии пройдут в Екатеринбурге 14 и 16 марта, в Уфе – 18 и 20 марта. Если понадобится, игры состоятся в Екатеринбурге 22 и 26 марта, в Уфе – 24 марта.

Фото на превью: Найджел Доус / фото: официальный сайт «Автомобилиста»

Артур Хайруллин