Какой тренер нужен «Ак Барсу»?
«Ак Барс» покинул Зинэтула Билялетдинов, работавший в клубе с 2004 года (с трёхлетним перерывом на работу в сборной). Известный хоккейный функционер, эксперт «Матч ТВ» и «БИЗНЕС Online» Леонид Вайсфельд рассказал о причинах ухода тренера, о том, кто должен возглавить команду, а также, стоит ли клубу оставлять Антона Ландера.
«ПСИХОЛОГИ ГОВОРЯТ, ЧТО РАБОТУ НАДО МЕНЯТЬ КАЖДЫЕ ВОСЕМЬ ЛЕТ»
– Как вы отнеслись к отставке Зинэтулы Билялетдинова?
– С уважением. Он принял такое решение, вполне может себе позволить. Я не удивился. Он же объяснил, что ему мотивация нужна. На самом деле, и возраст, и какие-то эмоции должны быть, он долго работает.
– Он мог дать такое объяснение просто, чтобы снизить напряжение среди болельщиков?
– Мне кажется, что он искренен.
– Вы помните такое, чтобы тренер работал в одном месте 12 лет?
– В наше время нет, а первый кто приходит на ум, это Эпштейн Николай Семенович, он 20 лет в воскресенском «Химике» проработал.
– Как считаете, это нормально?
– Психологи говорят, что каждые восемь лет надо работу менять. Билялетдинов – это состоявшийся, самодостаточный человек. Он имеет моральное и материальное право выбирать то, чем ему заниматься. Я считаю, что если он не чувствует в себе достаточной мотивации заниматься этой деятельностью, то может себе позволить такой шаг. Я его понимаю. Мне в своё время надоело работать судьёй, тоже все приставали: почему ты закончил, тебе ещё десять лет можно судить. Надоело. Ничего тут удивительного. Мы удивляемся цивилизованному способу решения дел. У человека закончился контракт, он решил его не продлевать. Почему нас это удивляет?
– Потому что 12 лет на одном месте...
– Так как раз это и является причиной.
– Вам не кажется, что это решение запоздало?
– Он же говорил, что месяц назад оповестил руководство. Оно ему сказало, чтобы он подумал. Месяц прошёл, он подумал и не изменил своего решения.
– Запоздало не на месяц, а на более длинный срок...
– Если бы Билялетдинов ушёл раньше, они бы тогда не выиграли Кубок Гагарина.
– Человеку чтобы развиваться, нужно что-то менять. В этом смысле эти 12 лет в «Ак Барсе» могли негативно сказаться на Билялетдинове? Его же обвиняют в отсутствии гибкости.
– Не уверен, что эти претензии объективны. Но даже если это есть, то вряд ли основная причина в том, что он 12 лет в одном клубе. Просто у человека такой характер, у него какое-то своё мировоззрение.
«БИЛЯЛЕТДИНОВ МОГ БЫ ПОЙТИ ПО ПУТИ ЮРЗИНОВА-СТАРШЕГО»
– Нужны ли тренерам паузы в карьере или это отговорка?
– Я думаю, что нужны. Мне Милош Ржига в своё время сказал, что больше 10 лет главным тренером в КХЛ работать нельзя.
– Почему?
– Нервный стресс, напряжение.
– Какой по продолжительности может быть эта пауза?
– Каждый решает для себя. Кому-то и года хватает, а кому-то и 20 не хватит. Билялетдинов вот решил уйти.
– Вы считаете, что он завершил тренерскую карьеру?
– Никогда не говори «никогда», но я удивлюсь, если он вернётся.
– Почему?
– Хотя бы в силу возраста. Это работа, которая требует колоссального напряжения. На лавке надо очень быстро принимать решения в течение игры.
– Хоккей редко отпускает тех, кто долго в нём работает.
– Мне, например, очень нравится то, чем занимается Владимир Юрзинов-старший. Он пропагандирует хоккей, учит тренеров. У Билялетдинова такой огромный опыт, который он может передать и это будет многим интересно. Я разговаривал с Владимиром Владимировичем, когда он заканчивал, он говорил, что ему уже более интересно передавать этот опыт, учить тренеров. Мне кажется, он важную работу ведёт. Тренером после 60-ти тяжело работать. Билялетдинов так-то в хорошей форме находится, но всё равно, я думаю, что надо, чтобы был кто-то помоложе.
– Смог бы Билялетдинов так же как Юрзинов, ездить и учить?
– Я не знаю какие у него приоритеты, может он рыбалку любит, будет с утра до ночи с удочкой сидеть. А может какую-то книгу будет писать. В любом случае, он заслужил право заниматься тем, что ему в данный момент приносит удовольствие.
– Нужно ли ему давать какую-то должность при клубе?
– Смотря какую цель преследовать. Если финансово поддержать, то я думаю, что он в этом не нуждается. Если передавать опыт тренерам – это другое дело. Вообще, не нужно, но если руководство считает, что такая необходимость есть, а у Билялетдинова есть желание этим заниматься, то почему нет.
– Вы бы как поступили на месте руководителей?
– Я вообще очень скептически отношусь к должности советника. Кому чего советовать? Но у них есть академия, можно там тренерам лекции читать, какую-то методическую помощь оказывать – это, наверное, было бы интересно.
«НЕ ВИЖУ КРИЗИСА В «АК БАРСЕ»
– Есть ли у «Ак Барса» зависимость от Билялетдинова?
– Клуб сможет работать без Билялетдинова, но понадобится время на перестройку. Может придёт человек, который противоположных взглядов придерживается. А может, такой, который является последователем Билялетдинова и точно так же смотрит на вещи.
– Команде нужна перестройка?
– Это неправильный посыл. Всё зависит от того, что там хочет руководство. Понятно, что цель – Кубок Гагарина, но каким путём? Закупать дорогих игроков или выращивать своих. Под эту философию и надо подбирать тренера.
– Закупать дорогих игроков клуб не планирует...
– Такой лозунг провозглашают только те, у кого заканчиваются деньги. Потому что те, у кого деньги есть, всё равно покупают дорогих игроков, когда они появляются на рынке. Воспитывать своих – это хорошо, но им какой-то пример нужен и опытные хоккеисты в команде нужны. Тут невозможно сказать: всё, с завтрашнего дня мы будем играть своими воспитанниками. Даже у «Локомотива» не получилось, хотя там великолепная школа. У них были и опытные игроки, тем не менее, не получилось. Говорят, что они собираются тренера менять, потому что чем-то не удовлетворены. Когда говорят, «будем играть своими» – это не значит, что все 22 человека будут свои. Это значит, что 5 - 7. Но чтобы они прогрессировали, всё равно нужны Ландеры, Умарки и так далее.
– Насколько глубок сегодня кризис в «Ак Барсе»?
– Так сказать, что у них кризис, я не могу. Не вижу этого.
«ЕСЛИ В КАЗАНИ РАССМАТРИВАЮТ КВАРТАЛЬНОВА, ЗНАЧИТ НЕ ХОТЯТ НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»
– Должен ли тренер подходить клубу по стилю? Когда вы везли в Уфу Вестерлунда, вас критиковали, что закончится весёлый уфимский хоккей...
– Я его поэтому и вёз, потому что хотел изменить стиль. Я же не просто взял Вестерлунда, потому что он красивый. Мы понимали в какой хоккей играет Вестерлунд и чего хотим добиться. Другой вопрос, что времени не дали. По крайней мере, идея у нас была. И не потому, что мы повыпендриваться хотели, что у нас тренер – бронзовый призёр Олимпиады в Сочи. А потому что нам нужен был системный тренер, который бы организовал игру. У нас было достаточно индивидуально сильных хоккеистов, которые могли создать что-то впереди, но были явные проблемы с организацией игры в обороне. Мы хотели добиться результата и предполагали, что Вестерлунд может это сделать.
– Считаете, что «Ак Барсу» нужен тренер системный?
– Ну, почему? Может они резко хотят поменять философию, скажут: мы играли в скучный хоккей, а сейчас будем играть в «бразильский».
– Один из главных кандидатов на пост главного тренера «Ак Барса» – Дмитрий Квартальнов. Чем он хорош?
– Если они рассматривают Квартальнова, то это значит, что они либо не хотят никаких изменений, либо хотят минимизировать потери от смены тренера. С моей точки зрения, тренерская философия Квартальнова не очень отличается от Билялетдинова.
– Может быть такое, что к Квартальнову не поедут игроки из-за нежелания с ним работать?
– Может. Но если контракт в два раза больше дадут, то поедут даже к Папе Римскому.
– У Бурдасова, например, были проблемы с Квартальновым, а «Ак Барс» рассматривает этого хоккеиста, который, судя по всему, выходит на рынок...
– Давайте разберём вопрос на примере Бурдасова. Условно, Казань ему говорит: «Мы хотим тебя, вот 200 рублей». Бурдасов говорит агенту: «Шуми [ Бабаев ], я не хочу Казань». Агент: «Антон, остальные клубы больше 100 рублей никто не даёт». Дальше уже как решит Бурдасов, может он за сто рублей в Нижнекамск лучше поедет. Это дилетантские разговоры: к этом тренеру не поеду, к тому тренеру. Так могут рассуждать агенты молодых игроков, а взрослый сложившийся хоккеист должен иначе думать. Если тебе дают большие деньги, значит на тебя рассчитывают. Наверное, может быть, что не поедет игрок, у которого на столе лежит десять предложений с одинаковыми условиями. Но такое крайне редко бывает.
– Есть вероятность, что в случае, если клуб договорится с Квартальновым, его помощниками станут Ильнур Гизатуллин и Ари Мойсанен. У вас было такое, чтобы вы назначали помощников сами?
– Было всякое. Просто это происходит как. Я прихожу к тренеру и говорю: у тебя будет помощник Иванов. Он отвечает: «Я хочу, чтобы это был не Иванов, а Петров». Я не против, но он меня должен убедить, почему Петров. Он хочет Петрова, потому что он ему в тренерской будет чай разливать, или потому что квалификация Петрова значительно выше, чем у Иванова? Это мой подход.
«НАЗНАЧЕНИЕ ГАТИАТУЛЛИНА БЫЛО БЫ КРАСИВОЙ ИСТОРИЕЙ ДЛЯ ТАТАРСТАНА»
– Другим кандидатом на пост является Анвар Гатиатуллин. Может ли он справится с такой большой командой как «Ак Барс»?
– Во-первых, многое зависит от кредита доверия. Во-вторых, это такая красивая история для Татарстана. В-третьих, почему нет – он достаточно опытный специалист.
– Он самостоятельно не руководил клубом, который ставит себе задачу выиграть Кубок Гагарина.
– Все с чего-то начинают. Нельзя же сказать, что он какой-то зелёный мальчишка, он выигрывал бронзовые медали.
– Каким должен быть кредит доверия?
– Мне рассказывал Сахаров Константин Григорьевич (бывший президент «АвтоВАЗА» и хоккейного клуба «Лада», – ред.), когда в команду пришёл Воробьёв, там было очень много ветеранов и мало кто был в восторге от назначения. Были конфликты. Сахаров в один прекрасный момент пришёл в раздевалку и сказал: «Слушайте, я не знаю чем у нас всё это закончится, но я не оставлю ни одного из вас, а Воробьёва оставлю. Делайте выводы». Вот пример.
– В Казани Зарипову так никто не скажет...
– Вы спросили что такое кредит доверия, я объяснил. Второй момент: если тренер играет, но проигрывает, то ему должны дать понять, что ему верят. Это не должно быть как у Николая Цулыгина, над которым меч завис, и он весь сезон под ним работал.
– В шорт-лист возможных тренеров «Ак Барса» входит Вячеслав Быков. Может ли он вернуться в КХЛ и сразу начать тренировать, после трёхлетнего перерыва?
– Вернуться-то он может, но у него было много возможностей вернуться и очень серьёзные предложения. Он все отклонял. Сомневаюсь, что он вообще хочет работать. Наверное, есть причины, по которым он отклонял предложения.
– Есть ли на рынке другие кандидатуры на пост главного тренера «Ак Барса»?
– Есть, но пусть они там сами думают.
– Насколько подходит команде Эркка Вестерлунд?
– Его будет ещё сложнее уговорить, чем Быкова. Мне кажется, что он не очень хочет работать и в КХЛ в частности. Его надо прямо очень сильно чем-то удивить, чтобы он приехал. Может, я ошибаюсь.
«ЛАНДЕР ВЫШЕ ПО УРОВНЮ МАСТЕРСТВА, ЧЕМ КЕМППАЙНЕН»
– В «Ак Барсе» сейчас всплыла тема с Антоном Ландером, у которого завершается контракт. Нужен он команде?
– Если денег вообще не ограниченно, то его спокойно можно подписывать, потому что в этом году можно заплатить налог на роскошь. Это в том случае, если он им очень нужен. Я вот размышляю: он хочет большие деньги, допустим Казань ему их не даст, а кто даст? В Швецию поедет, играть за сумму в три раза меньше?
– В НХЛ.
– Не знаю. Он был в НХЛ, но он же там не остался. Чтобы на эту тему говорить, надо участвовать в переговорах, видеть как себя ведёт агент. Сразу же чувствуется – блефует он или у него действительно есть предложения. В своё время я сразу понял, что Миша Воробьёв не собирается оставаться. Смысла не было дальше воздух сотрясать. Он потом сказал в интервью, что не остался бы в Уфе ни за какие деньги, потому что хотел играть в НХЛ. То же самое и здесь, надо понимать что для него является приоритетом.
– Распознавать блеф важно?
– Конечно, а как же. Но тут смотря какой агент. Если ты давно на рынке и агент давно, то вы друг друга хорошо знаете. Например, есть такой агент Сергей Исаков, у меня с ним переговоры дольше 15 минут не шли. Он прекрасно знает что я хочу, я знаю, что он хочет.
– Новость, что Ландером интересуется «Салават Юлаев» – блеф?
– Когда говорят, что интересуется «Салават Юлаев», я не очень понимаю кто это – главный тренер, спортивный директор, генеральный директор, президент.
– Какая разница?
– Разница большая. Человек может интересоваться, но не понимать нюансов – кем интересуется-то? Николай Цулыгин, например, понимает какой игрок Ландер, но не понимает масштаб бедствия финансового.
– Вы считаете, что это блеф агента?
– Может и интересуется, почему нет? Может, они рассуждают так, что если не удастся подписать Кемппайнена, то позанимаемся Ландером.
– Ландер может заменить Кемппайнена?
– Заменить сто процентов сможет, но Кемппайнен более адаптированный к Уфе игрок. От добра добра не ищут.
– Что значит «адаптирован к Уфе»?
– У них здесь звено, которое одно из лучших в лиге и не нужно ничего выдумывать. Никто же не знает, как будет Ландер встраиваться в это звено. Может быть, даже лучше чем Кемппайнен.
– Йоонас – один из самых универсальных центров в лиге.
– С моей точки зрения, по уровню, Ландер выше. Если говорить безотносительно этой тройки. Но для Уфы важнее Кемппайнен.