Так в 90-е клуб спасли от исчезновения.
ЦСКА впервые за 30 лет стал сильнейшей командой страны. За три десятилетия армейцы пережили многое – отъезд ведущих игроков за рубеж, отказ министерства обороны спонсировать команду, разделение на два клуба и нищету. Это сейчас ЦСКА – клуб-олигарх, а в начале 90-х годов клуб вообще мог прекратить существование. В 1993 году ЦСКА от вымирания спас американский бизнес. Московским клубом заинтересовался владелец «Питтсбурга» Ховард Болдуин. О партнёрстве договорился легендарный Виктор Тихонов.
В те годы еще никто не знал, какой будет экономика страны и какой будет Россия в будущем. Поэтому Болдуин рискнул выйти на российский рынок. И ему казалось, что нет лучшей возможности для продвижения своего бизнеса, чем инвестиции в хоккей. Для ЦСКА это была абсолютно безумная сделка, ведь не каждый день работой с российским клубом интересуется сильнейший клуб мира – «Питтсбург» Болдуина дважды выиграл Кубок Стэнли перед тем, как подписал соглашение с московской командой.
АМЕРИКАНЦЫ ПЛАНИРОВАЛИ ЗАРАБОТАТЬ НА РОССИЙСКОМ ХОККЕЕ
Американцы специально создали компанию, которой стал принадлежать российский клуб. По законодательству РФ, 50% этой фирмы владели американские инвесторы, другой половиной – Тихонов и Валерий Гущин. Новые владельцы, естественно, не были меценатами – они вышли на российский рынок, чтобы заработать. Американцы планировали «продавать» игроков клубам НХЛ и спортивным агентствам. В то время североамериканская лига платила на выбранных на драфте хоккеистов существенную компенсацию: сумма за выбор в первом раунде доходила до 250 тыс долларов.
Продажа талантливых россиян агентам позволяла владельцам «Питтсбурга» выбивать у них хоккеистов в свою команду. Также за новыми владельцами ЦСКА оставалась доля коммерческих прав, то есть, они планировали заработать еще и на рекламе и спонсорах. Ещё американцы рассчитывали, что возрожденный ЦСКА в будущем сам по себе будет приносить прибыль, зарабатывая на зрителях и ТВ. Болдуин рассчитывал забирать часть прибыли, остальную – отдавать российским партнёрам.
НОВЫЙ ЛОГОТИП ЦСКА НАРИСОВАЛИ В DISNEY
Новые владельцы привезли с собой и американский маркетинг. По словам Болдуина, Тихонову был безразличен околохоккей – ему не нравилось, когда игроки празднуют голы или дают интервью. Специалисту было без разницы играть при полном дворце или при ста зрителях. Американцы считали, что им придётся уговаривать Тихонова. Так оно и случилось. Но, на их удивление, со временем главный тренер стал положительно относиться к их идеям.
Сперва инвесторы поменяли логотип команды. В те годы была мода на мультяшность, поэтому они решили вставить пингвина в пятиконечную звезду. Также новый логотип должен был напоминать всем, что ЦСКА сотрудничает с «Питтсбургом». Окончательный вариант был разработан дизайнерами из Disney. Бизнесмены рассчитывали, что новый логотип вернёт зрителей на трибуны и привлечет новых спонсоров.
@penguins @PepomintNarwhal Here's an extinct Penguin, frm when CSKA Moscow was briefly owned by Pens #hockeyhistory pic.twitter.com/StXiqfjKSK
— Jess. Wong (@JelisW) 21 января 2016 г.
Тихонов был в ужасе от логотипа. «Виктор Васильевич не придал значения тому, что работа с американцами предполагала определенные изменения - например, логотипа. Поэтому я со специально отпечатанными плакатами к первым матчам сезона был изгнан из его тренерского офиса со словами: «Ты хочешь, чтобы меня министр обороны под трибунал отправил?!», – вспоминает работу американцев пресс-атташе того ЦСКА, ныне комментатор Виктор Гусев.
Перед началом сезона американцы «вернули» во дворец VIP-ложи. Ранее они использовались как кладовки. Также для иностранцев было в диковинку, что во дворце несколько помещений сдавались в аренду, причём они приносили больше дохода, чем билеты. Тихонов и Гущин считали, что вся эта работа будет проделана за зря, а зритель так и не вернётся на арену.
НА МАТЧАХ БЫЛИ БЕСПЛАТНОЕ ПИВО И СТРИПТИЗЁРШИ
Владельцы «Питтсбурга» также вкладывались в предматчевые шоу, для этого из США в Москву были приглашены маркетологи клуба НХЛ. К примеру, перед матчем-открытия сезона на игру были приглашены акробаты. По словам Гусева, каждую часть шоу приходилось «отвоёвывать» у Тихонова.
Но уже через несколько игр российское ЦСКА было довольно изменениями. Посещаемость клуба за один сезон возросла в три раза: с 1305 до 3905 зрителей в среднем на матче. В сезоне 1994/95 средняя аудитория достигла отметки времен СССР – 5026 человек.
Одной из причин взлёта популярности также отмечают бесплатное пиво, раздаваемое на арене. Причем напиток привозился из Питтсбурга, такой же алкоголь пили зрители НХЛ. Спонсор американского клуба, автоконцерн Chrysler, во время матчей разыгрывал автомобили и путёвки на игры НХЛ. На арене раскупалась атрибутика ЦСКА и «Питтсбурга», фанаты придумали заряды для «пингвинов». В России никто так не работал со зрителем, как новый ЦСКА.
ЦСКА был никому не нужен даже в СССР
Правда, за некоторые акции американцам было стыдно. Например, на одну игру они пригласили танцовщиц из ближайшего клуба побыть чирлидершами. Девушки должны были станцевать стриптиз. Ситуация вышла из-под контроля – танцовщицы стали исполнять слишком откровенный танец, а зрители пришли из-за этого в дикий восторг.
«Это был один из самых постыдных моментов, который привлек негативное внимание к клубу со стороны прессы», – вспоминает тот матч Стивен Уоршоу, работавший над маркетингом московской команды.
Удивительно, но тем ЦСКА заинтересовалось телевидение. 13 матчей клуба показали по «ОРТ», сейчас это «Первый канал», причем канал платил за показ, а не наоборот. Американский бизнес также был заинтересован в клубе. К примеру, через матчи ЦСКА на российский рынок хотела выйти компания Procter & Gamble.
«РУССКИЕ ПИНГВИНЫ» ЗАКРЫЛИСЬ ИЗ-ЗА БАНДИТОВ
Нарастающая популярность ЦСКА привлекла криминальных авторитетов. Болдуин говорит, что некоторые офисы на арене клуба начали арендовать подозрительные личности. По словам американцев, в 90-е годы невозможно было вести бизнес в России, не имея никакой «крыши». Авторитеты приходили на игры и пугали американских спонсоров, которые были заинтересованы вложиться в проект владельцев «Питтсбурга».
«На матчи стали приходить бандиты из криминальных группировок. Им нравились шоу, которые мы устраивали во время игр. Эти парни приходили с пистолетами, спрятанными под одеждой, курили и вели себя, словно пришли из фильмов о бандитах», – говорит о реалиях 90-х Уоршоу.
К тому же, НХЛ заключила новое соглашение с ИИХФ о компенсации за выбранных на драфте игроков. Теперь североамериканские клубы платили за молодых российских хоккеистов существенно меньше, чем 250 тыс долларов. Естественно, ради таких скромных денег у американцев не было желания связываться с российским криминалом.
Болдуин вспоминает случай, который произошёл в Нью-Йорке после окончания сезона 1994/95. Американская сторона планировала встретиться с Тихоновым и Гущиным, однако помимо них на встречу приехали еще несколько русских, назвав себя «поручителями» и «новыми банкирами». Они поставили несколько условий перед бизнесменами, какие именно – не разглашается. Но их было достаточно, чтобы напугать американцев. В итоге Болдуин свернул проект. Ему даже удалось вернуть часть денег, вложенных в клуб.
Если бы российские условия в 90-х годах были бы иными и проект «Русские пингвины» взлетел, то весь российский хоккей сейчас выглядел бы совершенно иначе. По словам Уоршоу, другие американские бизнесмены также планировали приобрести российские команды. К примеру, владелец «Детройта» Майкл Илич хотел купить «Крылья Советов», но отказался от этой идеи.
«Самая большая трагедия в том, что у каждой российской команды мог появится партнёр из НХЛ и Америки. Но они сами убили «курицу, которая несёт золотые яйца», – с сожалением констатирует Уоршоу.