Леонид Вайсфельд: «Было бы интереснее, если бы ЧМ проводился раз в четыре года»

«Чёрный» ЧМ-2000 для сборной России не повторится.

Сегодня в Словакии стартует чемпионат мира, на котором сборная России представлена суперзвёздным составом. В преддверии турнира, эксперт «БИЗНЕС Online», известный хоккейный функционер Леонид Вайсфельд рассказал о формате турнира, бесполезности Евротура и объяснил, чем отток игроков в НХЛ поможет Континентальной хоккейной лиге.

Леонид Вайсфельд / фото: БИЗНЕС Online


«ЗНАЧИМОСТЬ ЕВРОТУРА ВООБЩЕ НЕПОНЯТНА»

– Леонид Владленович, насколько вам интересен чемпионат мира в том виде, в котором он существует сегодня? 

– Чемпионат мира – это всегда интересно. А что не так с его видом?

– Он становится интересным только со стадии 1/4 финала.

– Конечно, было бы интереснее, как в футболе, когда чемпионат мира проходит раз в четыре года. Но это же один из основных источников финансирования ИИХФ. Чемпионат мира – это большие деньги, коммерческая история, поэтому он каждый год и проводится. Что касается формата... Ну, такой расклад – нет большого количества команд одного уровня.

– Вам не кажется, что форматы международных соревнований в ИИХФ устарели? Взять тот же Евротур...

– К Евротуру я всегда скептически относился. Считаю что он только вредит имиджу лиги. Когда нам говорят, что там просматривают кандидатов на участие в чемпионате мира… Какие там кандидаты? Вот сейчас чемпионат мира будет, много там игроков из тех сборных, что прошли через Евротур? 

– Почти никого. Это показатель?

– В какой-то степени да. Раньше вот был турнир на приз «Известий». Один турнир в год, все его ждали, рассматривали как малый чемпионат Европы, была какая-то значимость. А сейчас сообщили, что сборная России выиграла Евротур, никто даже не отреагировал. Со спортивной точки зрения его значимость вообще непонятна.

– Кто главный фаворит чемпионата мира?

– Сборная России, это понятно.

– Шведы выигрывали два последних чемпионата, их к фаворитам не относите?

– Нет, почему. Есть группа команд, которые могут выиграть чемпионат. Они всё те же. Другой вопрос, что главный фаворит – сборная России. 

– В чём феномен шведов?

– С одной стороны у них очень системная игра, с другой – у них достаточное количество мастеровитых игроков. Когда у тебя три больших мастера или шесть, это не значит, что та команда, у которой шесть – в два раза лучше. Троих, как правило, хватает. У них и сейчас всё есть, чтобы выиграть чемпионат.

– Как выступит сборная России?

– Я надеюсь, что станет чемпионом, мы все будем болеть.

«ИСТОРИЯ ЧМ-2000 НЕ ПОВТОРИТСЯ»

– Сборная России – единственная на чемпионате мира, которая оказалась совсем без отказников. С чем это связано?

– Во всех интервью, которые я видел, читаю, что для сборной созданы все условия. Вспоминаю в своё время, лет 15 назад, у игроков были претензии – то одно не нравилось, то другое. Сейчас все в один голос говорят об идеальных условиях. Это заслуга Романа Ротенберга, что он сумел это сделать. Поэтому и нет ничего удивительного в том, что нет отказников.

– Нужно ли было брать всех свободных игроков из НХЛ?

– Если бы мы знали логику принятия решений, тогда можно было и дискутировать. Слышал, журналисты рассуждают, что зря отцепили Богдана Киселевича, а Динара Хафизуллина взяли. Это же очень интересно. Мы все хотим, чтобы сборная России выиграла, но больше всех хочет Илья Петрович Воробьёв. Он же не враг себе, брать тех, кто слабее. Поэтому интересно послушать логику принятия решений. То же самое касается вызова всех этих игроков из НХЛ. Если их брали просто так, устроить ковровую бомбардировку, то это решение сомнительное. А если это выстроенная стратегия, то это другое. Я к тому, что если нам скажут, что Киселевича не взяли по таким-то причинам, а Хафизуллин взяли за то-то и то-то, то мы сможем обсуждать, насколько это серьёзные аргументы.

Илья Воробьёв / фото: БИЗНЕС Online


– Вы думаете, что это Воробьёв комплектует команду, а не Ротенберг?

– Я не знаю. Разговоры ходят разные, кто за что отвечает. 

– Со стороны это выглядит подставой для Воробьёва, который весь сезон готовился играть на чемпионате мира с одном составом, а сейчас у него Ковальчук в четвёртом звене...

– Кто формирует сборную я не знаю и это непринципиально. Философия формирования состава генеральным менеджером без активного участия тренерского штаба тоже имеет право на жизнь. Но мы этого не знаем. 

– Последний раз столь звёздный состав у России был на чемпионате мира-2000. Нет риска, что история повторится?

– Что прямо совсем повторится, такого риска нет. Я смотрел интервью Ковальчука, у него спросили как раз про то, что он играет в четвёртом звене, о чём вы говорили. И он там рассказал, что игроки прекрасно понимают, что в сборной у многих будет не такая роль, как была в клубах, не будет столько игрового времени. Если это так на самом деле, то у России не будет проблем. 

«НХЛ НАМ ПОКАЗЫВАЕТ ПУТЬ, ПО КОТОРОМУ ИДТИ»

– Приглашая столько игроков из НХЛ боссы сборной показывают, что КХЛ не такая серьёзная лига? Приезжает, например, Александр Георгиев, который бэкап в «Рейнджерс» и становится вторым вратарём в сборной, задвинув ещё глубже Илью Сорокина – вратаря, который выиграл Кубок Гагарина.

– Ни для кого и не секрет, что НХЛ – лучшая лига мира, что здесь скрывать. У Сорокина просто такая ситуация – трёхлетний контракт был подписан. Мы же не очень удивимся, если он после следующего сезона уедет.

– С чем связано то, что так много игроков в этом сезоне уезжают за океан?

– Один из главных факторов в том, что у них работает реальный потолок зарплат. Если ты хочешь получить звёздных игроков, то должен ужаться по зарплате игрокам нижних звеньев. Новички же получают невысокую зарплату. Подписывая трёхлетний контракт с новичком, ты гарантируешь, что на ближайшие три года какая-то позиция у тебя будет закрыта человеком за небольшие деньги. 

– Такое ведь и раньше было...

– Да, но раньше не было контрактов таких как сейчас, когда сумма подбирается уже к 12 млн долларов в год. Раньше 6 - 7 млн долларов считалось уже очень много, а сейчас у многих игроков контракты за десятку. Артемий Панарин с Сергеем Бобровским сейчас на что претендуют? Я думаю, как минимум в районе 10 - 12-ти.

– Почему уезжают игроки не топ-уровня? Чибисов, Загидулин…

– Это очень показательно. Подписывая таких игроков, клуб ничем не рискует. Он берёт за маленькие деньги игрока, который, пусть и с небольшой степенью вероятности, может выстрелить. Даже если не выстрелит, ничего страшного не произойдёт. Страшно, когда ты ошибаешься с людьми, у которых по 10 млн долларов контракт.

– Как справляться с тем, что контракты растут?

– Никак. НХЛ нам показывает путь – куда надо идти. Ограничение количества игроков в заявке, жёсткий потолок зарплат. Рынок он сам регулирует. Значит это выгодно – иметь в команде одного человека за 12 миллионов и 12 – по миллиону. Или бери всех средних – по 5 – это твоё дело. 

Антон Бурдасов / фото: БИЗНЕС Online

– Смогут ли заиграть в НХЛ, на ваш взгляд, Антон Бурдасов и Владимир Ткачёв?

– Конечно смогут, почему нет? Вопрос, в какой команде, на какой роли, смогут ли они терпеть, ждать. Много факторов, но конечно смогут.

– Бурдасов тоже поедет на двухсторонний контракт?

– Я слышал, что у него будет односторонний.

– Ему тогда в чём терпеть нужно?

– Поставят в четвёртое звено, дадут пять минут за матч. С этим тоже нужно суметь справиться.

– Ткачёву могут помешать маленькие габариты...

– В его случае габариты вообще никакой роли не играют. У него могут быть проблемы с поведением. Не в том плане, что он нарушает режим. Я про body language – то, что не улыбается, не разговаривает, не даёт интервью. Насколько сможет влиться в американскую систему – это вопрос. Опять же, самое важное – это терпение. Я уверен, что если бы Вадим Шипачёв захотел, то играл бы в НХЛ, но он не захотел терпеть.

Максим Никерин