Леонид Вайсфельд: «Складывается впечатление, что в Казани не верят в Гарипова»

Эксперт – о трансферах «Ак Барса» и «Салавата Юлаева».

Почти месяц прошёл после открытия трансферного окна в КХЛ. За это время «Ак Барс» почти полностью поменял легионеров и нашёл вратаря-легионера, а «Салават Юлаев» совершил спорный трансфер с «Трактором», но подписал финна в первое звено. Об этих и других трансферах – в интервью известного хоккейного функционера, эксперта «Матч ТВ» и «БИЗНЕС Online» Леонида Вайсфельда.

Леонид Вайсфельд / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


«ЕСЛИ «АК БАРС» ПОДПИШЕТ ШИПАЧЁВА – ЭТО БУДЕТ МАЛЕНЬКАЯ СЕНСАЦИЯ»

– Леонид Владленович, работа какого клуба вам особенно понравилась в первый месяц открытия трансферного окна?

– Сложно сказать. Мы же не знаем во что всё выльется. Иногда на бумаге какие-то ходы кажутся очень сильными, а в реальности они не работают и наоборот. В связи с тем, что Кубок Гагарина выиграли уже все, кто должен был, рынок никто взрывать не будет. Некоторые трансферы мне не очень понятны, но наверняка чем-то они руководствуются.

– Кого вы имеете в виду?

– Ажиотаж вокруг игроков минского «Динамо». Я не говорю, что это плохие игроки, но вокруг них много шумихи. 

– Какой трансфер вас особенно удивил?

– Меня немного удивило, что на белорусов такой спрос, но я бы не сказал, что это какая-то сенсация. Вот подписание «Локомотивом» Крейга Мактавиша меня удивило.

– Чем?

– Какие аргументы за то, чтобы подписывать человека, который уже семь лет не работает как тренер и никаких гениальных высот не добивался? Когда Омск подписывал Боба Хартли, никто не мог дать гарантий, что он выведет «Авангард» в финал в первый год. Но он выигрывал Кубок Стэнли, он выигрывал за пределами Северной Америки – чемпионат Швейцарии, он выводил сборную Латвии в четвертьфинал чемпионата мира, и он действующий тренер. Этих четырёх аргументов вполне достаточно, чтобы подписать Хартли. Я прочитал в интервью, что Мактавиш очень хорошо знает молодых игроков Ярославля, но этот тезис у меня вызывает большое сомнение.

– Ситуация с московским «Динамо» может как-то повлиять на рынок?

– Допустим, «Динамо» должно будет расторгать контракты, все игроки станут неограниченно свободными агентами и смогут уйти. Теоретически это так. Если бы «Динамо» было бедным клубом, то проблема бы могла быть, но у них деньги есть, поэтому кого нужно они сохранят. У них же нет таких людей: кто молодой, перспективный, получал мало денег и у него закончился контракт - таких лакомых кусков рынка, но я думаю, что там всё будет цивилизованно.

– Есть Вадим Шипачёв и Дмитрий Кагарлицкий...

– Но в этих случаях у «Динамо» нет конкурентов. Никто же не был готов им платить такие деньги даже близко. В том году это был единственный клуб, предложивший такие солидные контракты этим игрокам. Если они опять такое же предложение сделают, то, я думаю, у них снова не будет конкурентов.

– Говорят, Казань готова дать Шипачёву больше денег...

– Если это случится, то будет маленькая сенсация.

– Сенсация или скандал?

– Почему скандал?

– Потому что на ровном месте покинет клуб, с которым у него фактически был действующий контракт...

– Здесь же никто не ворует, весь вопрос в статусе. Если он станет НСА, то никакого криминала не будет.

«КОГО ПОТЕРЯЛА КАЗАНЬ? ЭТО ВСЁ НЕ ЗНАКОВЫЕ ЛЮДИ»

– Вас со знаком «минус» удивляли легионеры «Ак Барса», их поменяли всех за исключением Азеведо. Это правильный шаг?

– Я уже говорил, что Роб Клинкхаммер в чемпионском сезоне прыгнул выше головы. Иржи Секач и в этом сезоне, на мой взгляд, сыграл хорошо, а то, что его не стали удерживать… Может быть, там финансовая составляющая во главе угла? Со спортивной точки зрения, я считаю, что и Антон Ландер, и Секач – хорошие игроки. Когда мы не знаем финансовую составляющую, делать выводы сложнее. Условно, ушёл Секач – это хорошо или плохо? Плохо. Да, но он хотел 300 миллионов. Тогда хорошо.

Иржи Секач / фото: БИЗНЕС Online


– Патрис Кормье и Мэттью Фрэттин способны их заменить?

– Это хорошие игроки, но сейчас значительно улучшить команду, если ты не суперолигарх, можно только за счёт легионеров. Я не думаю, что это люди, которые смогут поднять команду на новый уровень. Они очень хорошие хоккеисты, но что они будут тащить за собой, как первая тройка «Салавата» в последние годы, у меня сомнения.

– На бумаге Казань сильнее не стала?

– Кого они потеряли кроме Ландера и Секача? Это всё не знаковые люди.

– Ушел Андрей Марков, еще не было информации о продлении Даниса Зарипова...

– Сомневаюсь, что Зарипов уйдёт. Марков, может быть, всё-таки уже возраст, но в Зарипове сомневаюсь. Хотя, может Квартальнову что-то не нравится.

– Казанцы подписали Игоря Ожиганова. Его отъезд в НХЛ можно считать ошибкой? 

– Нет. Я уверен, что он правильно всё делал, но он не захотел терпеть. Это мне не нравится. Когда говорят: «У меня мечта играть в НХЛ», а при первой сложности возвращаются обратно. Если у тебя мечта, то терпи. Если бы тебе вообще шансов не давали, то ещё ладно. Но я не знаю какие ему деньги в Казани предложили, может они удивили его суммой.

«ЗАЧЕМ СКА УСИЛИВАТЬ «АК БАРС»?

– Вы что-то слышали об Адаме Рейдеборне?

– Немного.

– «Ак Барс» планирует подписать лучшего вратаря чемпионата Швеции двух последних лет...

– Я его мало знаю.

– Насколько велик риск подписывать неизвестного шведа, который в своей карьере нигде кроме Швеции не играл?

– Если они не очень дорожат легионерской позицией, то для них это не проблема, там всё-таки есть Эмиль Гарипов, молодые ребята. Риск один, что они теряют легионерскую позицию. То, что деньги потеряют – это для них не проблема, деньги у «Ак Барса» есть. 

Эмиль Гарипов / Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


– Контракт Рейдеборна – в районе 35 миллионов рублей в год, контракт Гарипова – 70. Не значит ли это, что клуб зря расходует легионерскую вакансию, потому что при прочих равных, играть будет тот, у кого больший контракт?

– Ваши аргументы логичны, мне тоже это не очень понятно. Это можно истолковать так, что они в Гарипова не верят. Я же всегда говорю, что когда ты не знаешь сопутствующие условия, нельзя сказать – хороший трансфер или плохой. Когда есть вратарь за 70 миллионов, да ещё россиянин, а берут за 35 миллионов иностранца, первое что приходит на ум – они не верят в Гарипова. У меня других мыслей нет. Или они знают что-то про его травму, что он не восстановился до конца. Есть третий вариант. Может, они думают, что этот швед – суперзвезда.

– Казань проявляла интерес к вратарю «Чикаго» Антону Форсбергу, права на которого принадлежат СКА. Почему Питер держит права на игрока, который им не нужен?

– Мы не знаем, что Казань предлагала СКА. Может, там была компенсация, которая не заинтересовала. У СКА есть права на Форсберга, зачем им усиливать соперника? В таком случае надо получить какие-то привилегии самим. Видимо, предложение было не настолько интересным, чтобы идти на эту сделку.

«КАК МАННИНЕН БУДЕТ БОРОТЬСЯ С ЗАХАРЧУКОМ НА ПЯТАКЕ? МЕЖДУ НИМИ РАЗНИЦА 30 КГ»

– Возвращаясь к правам на игроков. Оправдан ли обмен «Салавата Юлаева» с «Йокеритом», когда вместо Сакари Маннинена финны получили денежную компенсацию и права на двух игроков НХЛ – Миро Хейсканена и Хенрика Боргстрема? 

– Я категорически против таких вещей и что они [ руководство «Салавата Юлаева» ] сейчас делают мне не очень понятно. Я в своё время занимался тем, что эти права собирал, а они сейчас занимаются тем, что их раздают. Возможно, в Уфе считают, что у этих прав низкая ценность.

– Зачем вы эти права собирали?

– Когда в прошлом году Ожиганов уезжал в НХЛ, велика была вероятность что вернётся?

– Небольшая вероятность была...

– Вот именно – была. Разные бывают жизненные и контрактные ситуации. Всегда есть вероятность, что эти люди приедут. А терять эти права просто так… 

– Клуб несёт какие-то затраты на содержание прав на игроков?

– Нет. Это некий актив. Когда за Филипа Ларсена отдавали права на Тима Эриксона и Никласа Йенсена, он нам нужен был и всё. У меня большие сомнения относительно потенциала Маннинена. Я не понимаю откуда такая спешка. Ещё столько времени, скоро откроется канадский рынок. Ошибок здесь не избежать, но одно дело, когда есть много аргументов за то, чтобы принять решение, но потом трансфер оказывается неудачным, и совсем другое, когда изначально это решение выглядит сомнительным.

– Почему вы сомневаетесь в Маннинене? Он много забивает, быстрый игрок.

– Если бы у Уфы был железный центральный нападающий в первое звено, то на базе Маннинена можно было бы делать второе звено. И я скептически отношусь к игрокам ростом 171 см. Вы много знаете великих игроков такого роста?

– Тео Флери был 168...

– Мне тоже кроме Флери никто в голову не приходит, я согласен. Флери – это исключение, которое только подтверждает, что таких игроков нет. Я сомневаюсь, что игрок ростом 171 см будет тащить команду. Поэтому это огромный риск. Ещё помимо денег надо отдать два пика. Если на то пошло, может лучше было бы за Кубалика побороться на которого есть права? Вообще, если бы нам объяснили почему «Салават» подписал Маннинена, было бы понятнее.

– Спортивный директор «Салавата Юлаева» Василий Чижов сказал, что Маннинена брали в первое звено вместо Кемппайнена, что он быстрый, техничный, «настойчиво играет на пятаке», успевает отрабатывать в защите...

– К тому, что это замена Йоонасу Кемппайнену, у меня вообще масса вопросов. Опять же, как человек с таким ростом может хорошо работать на пятаке? Мне это непонятно. Как Маннинен будет бороться с Захарчуком на пятаке? Между ними разница в 30 кг. Но если Маннинен станет знаковым игроком для «Салавата Юлаева», то значит всё было правильно.

«НЕ УЛАВЛИВАЮ ВЕКТОРА ЧЕГО ХОЧЕТ «САЛАВАТ ЮЛАЕВ»

– У «Салавата» пока не так много трансферов. Можно это назвать точечной селекцией?

– Когда я слышу эту фразу «точечная селекция», мне смешно. Как будто у кого-то идёт ковровая бомбардировка. Это высказывание для дилетантов. Селекция всегда точечная.

– По-другому скажу. Похоже, что «Салават Юлаев» усиливает конкретные позиции?

– Я вас разочарую, потому что это слово тоже не подходит. «Салават» комплектуется, но не усиливается.

– Обмен с «Трактором» в СМИ называют обманом со стороны Челябинска...

– Почему обман? Это отличная работа «Трактора». 

– Считаете, что «Салават» проиграл в этом трансфере?

– Они получили Жульдикова, который очень мало играл в основном составе КХЛ за перспективного вратаря, права на Летунова и Терещенко. Прямо так нужно было избавиться от Терещенко? Но отдавать полцарства за то, чтобы расторгнуть Терещенко… В чем был смысл этого обмена?

Сергей Терещенко / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


– В Уфе это объяснили освобождением платёжной ведомости... 

– Слишком дорогое освобождение получается. Я думаю, что Федотова и так можно было куда-то поменять с большей пользой.

– «Спорт-экспресс» сообщил, что за Картаева «Салават» заплатил компенсацию в 900 тысяч долларов... 

– 900 тысяч долларов? Я сомневаюсь.

– Пашнин способен усилить команду? Говорят, что он дублирует функции Панина...

– Пашнин – это усиление, но вопрос в том какой ценой.

– Честные деньги для него – это сколько?

– В ЦСКА у него вроде было 60 миллионов и я подозреваю, что в Уфе могут дать столько же. Возможно, ЦСКА с ним расстаётся по этой же причине.

– Не много защитников теперь у «Салавата»?

– Начнётся чемпионат, там будет видно. С моей точки зрения, в команде должно быть 8 - 10 взрослых защитников.

– Какая, на ваш взгляд, главная проблема «Салавата Юлаева» в это межсезонье?

– Я не улавливаю вектора, чего хочет «Салават Юлаев». Про проблемы можно было бы говорить, если бы было понятно, что они собираются делать. Подозреваю, что какие-то соображения у них есть. Мне, например, понятно, что делает «Трактор», а что делает «Салават Юлаев» – не очень.

Максим Никерин