Леонид Вайсфельд: «Тренер сборной, работающий в клубе, не может объективно оценивать игроков»

Эксперт нашёл причину поражения сборной России.

Сборная России  снова не сумела выйти в финал чемпионата мира, где не играла с 2015 года. Золотые медали выиграла Финляндия, у которых в составе было всего два игрока из НХЛ. Эксперт «БИЗНЕС Online» Леонид Вайсфельд считает, что их победа – это гениальная работа тренеров, но в такой хоккей, как у финнов, Россия играть не должна.

Леонид Вайсфельд / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


«ПАРАДОКСАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ – MVP ЧЕМПИОНАТА КХЛ НЕ РАЗДЕЛСЯ НИ НА ОДНУ ИГРУ»

– Леонид Владленович, вы ожидали, что финны таким составом выиграют чемпионат мира? 

– Вы шутите? Думаю, что ни один человек на планете не ожидал, включая всех финнов, вместе взятых. Потому что состав такой, ноунеймы собрались.

– В чём их секрет?

– Я для себя открыл этот секрет, почему финны стали чемпионами мира. После полуфинала где-то сказал, что финские тренеры переиграли наших. В понедельник мне позвонил Пётр Ильич (Воробьёв - отец главного тренера сборной России Ильи Воробьёва,ред.), обиженный на мои слова. Я говорю: «Вы считаете, что это не так?» Он ответил, что да, но там Малкин, Овечкин, Кучеров – они хотя бы одну шайбу должны были забивать. Я с этим согласился, а потом мне в голову пришла гениальная мысль. Мы уже сколько раз проигрывали важные матчи финнам, хотя команды у нас гипотетически сильнее. И, наверное, у тренеров такие же мысли: «Малкин, Овечкин, Кучеров хоть одну-то должны забивать!» Получается, что мы не ищем противоядие против их системы, мы думаем, что у нас такие мастера, которые должны забивать. Так думали и шведы, и канадцы.

– Выходит, это чисто тренерская победа?

– В моём понимании, в этой победе – гениальная работа тренеров. Я даже не могу назвать ни одного подобного примера в мировой истории. Вот «Лестер» стал чемпионом Англии, понятно, что у них тогда и не было возможности, какие были игроки, таких и брали. А здесь-то целенаправленно отказались от всех звёзд НХЛ, по причине того, что те, видимо, какие-то условия выдвигали. Они просто набрали команду, которая будет на 200 процентов выполнять установку. И получилось, что они были правы.

– Нужно России брать пример с финнов и не везти на чемпионат мира столько звёзд?

– На этот вопрос нет ответа. Всё зависит от философии, которую выбрали руководители. Сначала надо понять, каким путём идти. Такой способ комплектования, как у России, имел право на жизнь. Другой вопрос, что он очень рискованный.

– Рискованный, потому что игроки дублируют роли друг друга?

– Да, потому что нет баланса в составе. 

– Как бы вы комплектовали команду?

– Я думаю, что человек десять железно должны быть из КХЛ, остальные из НХЛ.

– Разве вопрос в количестве? Или из КХЛ нужно брать игроков для третьего-четвёртого звеньев, умеющих сдерживать соперника?

– Почему? Допустим, Капризов – это игрок первого звена, а, скажем, Анисимов – третьего-четвёртого. Количество – не догма. Пусть их будет 9 или 11, но примерные пропорции такие. У нас же получилась парадоксальная ситуация – MVP чемпионата КХЛ не разделся ни на одну игру (речь о вратаре ЦСКА Илье Сорокине, ред.). Это не претензия к тренерам, понятно, что Андрей Василевский – лучший вратарь мира, а Александр Георгиев провёл две игры на ноль. Просто, сам факт. Если бы изначально была установка, что один вратарь едет из России, один – из НХЛ, то было бы понятно. 

– По ходу турнира мы видели, что многие руководители клубов, менеджеры, селекционеры приезжали в Братиславу. Есть смысл в таких поездках?

– Всё зависит от конкретной ситуации в клубе, но как правило, смысл в таких поездках есть всегда. 

– Приведите пример...

– Допустим, у тебя есть пять иностранцев, ты укомплектован и тебе ничего не нужно. Но, допустим, у тебя есть какой-то игрок, права на которого тебе принадлежат. Можно пообщаться с игроком о его планах. Там очень много агентов, встречи с которыми полезны, специалистов и тренеров, всегда есть обмен мнениями.

«В ТАКОЙ ХОККЕЙ, КАК ФИНЛЯНДИЯ, РОССИИ ИГРАТЬ НЕ НУЖНО»

– Илья Воробьёв сказал: «Россия так никогда не играла и, надеюсь, не будет играть вообще». Вы в своё время приглашали в Уфу Эркку Вестерлунда ведь как раз для такого хоккея. Не согласны с Воробьёвым?

– Не согласен с тем, что я приглашал Эркку, чтобы он ставил такой хоккей. То, что сказал Воробьёв – совершенно правильно. То, что сейчас сделали финны – это гипертрофированная версия финского стиля. То, что у них дисциплина и выполнение тренерского задания превыше всего – это очень хорошо, но они это возвели во главу угла. Если у тебя есть исполнители уровня Малкина и Овечкина, то надо от этого плясать.

– Что плохого в дисциплине?

– В дисциплине вообще ничего плохого нет. Воробьёв же что имел в виду? Что они в хоккей не играли, а отбрасывались и терпеливо ждали случая. Просто, у них исполнителей в этой команде вообще нет. Он это имел в виду, и я с ним согласен, что в такой хоккей нам играть не нужно. Другой вопрос, что тренеры понимали, что финны будут играть в такой хоккей, и они не придумали как эту оборону взломать. Скорее всего, понадеявшись на то, что наши мастера одну-две всё равно забьют. Это претензия не только к тренерам сборной России, но и к сборной Канады и Швеции тоже. На минуточку, финны обыграли три лучшие команды на этом турнире.

– Всё равно непонятно, что в их игре плохого, если это приносит результат?

– Не путайте два понятия. Дисциплинированно играть можно и нужно с любыми игроками. Они же  были просто сконцентрированы на игре в обороне и всё. Дисциплина – это очень хорошо, плохо то, что уровень игроков был настолько низкий, что они ничего не могли создать впереди.

– Финны играют только в обороне, но они чемпионы мира...

– То, что они чемпионы мира – молодцы, но будущее не за таким хоккеем. Так можно выиграть один раз. Это скорее исключение и больше такого не повторится. 

– Даёт ли, на ваш взгляд, чемпионат мира, какие-то новые идеи в тактике или стратегии?

– Конечно, даёт. Финны стали чемпионами мира, хотя никто не предполагал, что с таким составом и такой игрой можно выиграть «золото». Теперь тренеры условно Канады, России и Швеции задумаются, как взламывать эту оборону. Должны появиться новые идеи.

– А если они задумаются играть так же как финны?

– Нет. Так могут задуматься англичане, итальянцы, норвежцы и так далее. Даже в швейцарцах не уверен, смотрите, они были в трёх десятых от полуфинала.

«СЧИТАЮ, ЧТО ТРЕНЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ РАБОТЫ В КЛУБЕ»

– Как считаете, Воробьёв должен продолжить работу в сборной?

– Я считаю, что этот результат не должен влиять на дальнейшую судьбу тренера. И вообще, финская система более правильная и цивилизованная, когда человек подписывает контракт и знает, что, допустим, через два года он уходит. Бывает, что там даже заранее ясно, кто будет вместо него через два года. А просто так, если судить – выиграли или проиграли… Выходит, за три десятых секунды до конца четвертьфинала со Швейцарией канадцев нужно было увольнять, а через три десятых уже не нужно. 

– Воробьёв со сборной России ничего не выиграл...

– Вы знаете мою позицию по тренерам. Когда тренера назначают в ту или иную команду, всегда преследуют какую-то цель. То же самое и в сборной. Здесь много вопросов возникает. Хорошо, давайте уволим Воробьёва. Вопрос: кого назначить? Следующий вопрос: а этот человек сработает лучше, чем Воробьёв? Следующий вопрос: а какая перспектива у этого человека? А какая перспектива у Воробьёва? А какие у нас в ближайшие годы крупные турниры? Дело в стратегии, а не в том, уволить Воробьёва или нет.

– Виноват он в том, что Россия не выиграла чемпионат мира? 

– Ровно в той же степени, что тренеры Канады и Швеции.

– Нам неинтересны тренеры Канады и Швеции...

– Нет-нет, это интересно, что три ведущих хоккейных державы мира не смогли найти противоядие против этой тактики. Это очень интересно. 

– Тренер сборной должен быть освобождённым от работы в клубе?

– Это тема дискуссионная, но я за то, чтобы он был освобождён. Потому что он не может быть объективным в оценке игроков. Агентам говорю: «Вы не можете объективно оценить уровень ваших клиентов, потому что они для вас», как дети». То же самое у тренеров. Они в своих игроков верят свято. Я не говорю, что это аксиома, может быть и так, и так. Но я считаю, что более эффективна работа с освобождённым тренером.

«У КАНАДЦЕВ ЕСТЬ СОМНОЛОГ? СЕГОДНЯ ВСЁ РЕШАЮТ НЮАНСЫ»

– Третье место на чемпионате мира можно назвать провалом?

– Провалом нет, но неудачей – да. Какой провал? Одна шайба отделяла от финала. Для такого состава – это неудача.

– Глава ФХР Владислав Третьяк сказал про отсутствие катков, а какие причины поражения на ваш взгляд?

– Только то, что тренеры не нашли правильной тактики против финнов. Других причин не вижу. Если копать глубже, то дело в спорном выборе игроков.

– Россия уже пять лет не выигрывает золотые медали. Должна быть какая-то глобальная причина...

– Если бы были советские времена, когда сборная СССР девять раз подряд выигрывала чемпионат мира, то можно было бы так говорить. Сейчас хоккей изменился и чемпионат мира вообще не так-то просто выиграть. Всё время разные причины. В этом году – такая, как я озвучил выше.

– Третьяк же сумел объяснить. Мало крытых катков...

– А что, если понастроим катков, тогда с нами бесполезно бороться что ли будет? У канадцев этих катков вообще полно, значит они всё время должны быть чемпионами мира. Зачем играть тогда вообще. Да, отсутствие катков – это одна из проблем, но не из-за этого же чемпионами мира не стали. Когда сборная СССР 9 раз подряд выигрывала чемпионаты мира, у нас что, больше катков было?

– Нужно ли искать путь в каких-то нетрадиционных ходах? Канадцы привезли с собой сомнолога, шведы практикуют ментального-тренера. 

– Это говорит о том, что сегодня нет мелочей. Всё очень близко и многое решают нюансы. Понятно, что на эти вещи нужно обращать внимание, что-то применять, но это не значит, что мы сейчас введём ментального тренера и будем выигрывать один чемпионат мира за другим. Я вижу конкретную причину – мы не пробились на пятак. А не пробились мы туда не потому, что там бьют, и мы боимся, а потому что понадеялись на то, что всё равно разорвём и забьём. Нам это не удалось, как шведам и канадцам.

Максим Никерин