Интервью с одним из лидеров сборной России.
Блокирующий Ильяс Куркаев – в числе ключевых игроков сборной России в текущем розыгрыше Лиги наций. Он сыграл во всех девяти матчах, причем в восьми выходил на площадку в стартовом составе. В интервью «БИЗНЕС Online» он рассказал об атмосфере в сборной, разочаровании от концовки «Игры престолов» и редком имени сына.
– Ильяс, вы работали в сборной России и с Владимиром Алекно, и с Сергеем Шляпниковым. Чем отличается Туомас Саммелвуо?
– У него очень много общения с игроками. Он самый контактный среди них. Помимо тренировок и теоретических занятий, у Туомаса бывает много индивидуальных бесед. У него есть авторитет и власть, но он ищет подход к игрокам и выстраивает отношения через общение.
– Вы уже прониклись философией Саммелвуо?
– Конечно. Его идея достаточно проста – уважение друг к другу, доверие и полная самоотдача в работе. У всех бывают плохие дни, но важно всем остальным поддержать партнера, чтобы он ушел от негатива и вновь включился в продуктивную работу. Иногда может не быть желания работать, но если ты уважаешь партнеров по команде, должен делать это через не могу.
«ВО МНЕ ВСЕГДА СИДЕЛА МЫСЛЬ, ЧТО НЕ ДОЛЖЕН ПОДВЕСТИ ТРЕНЕРА»
– В клубах нужная атмосфера создаётся месяцами, а то и годами…
– Безусловно, но у нас нет столько времени. Мы собрались из разных клубов, у каждого свои взгляды, но мы в кратчайшие сроки должны сплотиться, стать единым целым, большой семьей. Думаю, у нас это получается. Все доверяют Туомасу, потому что видят каким он сделал «Кузбасс». Думаю, там была проделана колоссальная работа. Ребята из Кемерова распространяют эту позитивную энергию в сборной, играют важную роль в коллективе. Например, Игорь Кобзарь может эмоционально завести всю команду. В сборной России тренеру должно быть даже легче, потому что есть гимн и флаг. Это мощный объединяющий фактор. Думаю, для каждого играть в сборной большая честь. И каждый хочет оставить свое имя в истории. Для этого нужно прикладывать максимальные усилия.
– Какой сборная России должна быть в плане волейбола?
– Бороться за каждый мяч в каждом розыгрыше – философия такая. Мы должны стать более цепкой командой за счет блока и защиты, чтобы даже с хорошего приёма соперник не мог нас разбить.
– Одни говорят «я сделал себя сам», другие – «меня сделали тренеры». Вам что больше подходит?
– Безусловно, в моем становлении огромная тренерская заслуга. Не у каждого игрока с каждым тренером получается. Мне в этом плане везло – со всеми было взаимопонимание и каждый делал меня сильнее. Конечно, трудолюбие тоже важно. Тренеры доступно давали советы, а я добросовестно старался их реализовать. Во мне всегда сидела мысль, что я не должен подвести тренера.
– Капитан сборной России по хоккею Илья Ковальчук после резонансного пивного ужина команды во время ЧМ в Словакии признался, что после любой игры выпивает три банки пива по 0,33 – это метод восстановления. Как с этим в волейбольной сборной?
– Начнем с того, что никаких запретов нет. Если завтра выходной день, то теоретически можно позволить себе пиво. Каждый сам выбирает – пить или не пить. Это вопрос уважения друг к другу и к работе. Конечно, это не приветствуется и тренеры не хотели бы, чтобы кто-то выпивал. Ящики с пивом у нас в раздевалках точно не стоят, как это бывает в хоккее. Возможно, хоккеистам с их нагрузками и метаболизмом литр пива помогает расслабиться, но в волейболе это не принято. Хотя бывают исключения – после выигранных турниров пиво может появиться на командном ужине по инициативе тренера, в этом нет ничего особенного.
«НРАВИТСЯ ИГРА ЛИСИНАЦА И КОХАНОВСКОГО»
– У Саммелвуо есть какие-то особые требования к блокирующим?
– В плане техники он ничего не пытается исправить, иначе я бы ощутил это на себе. В основном работаем по тактике и держим себя в форме, чтобы была хорошая реакция и скорость перемещения.
– Игра кого из коллег по амплуа вам больше всего импонирует?
– Мне всегда нравилась игра серба Сречко Лисинаца, впечатляла амплитуда его атак. Пару лет назад появился поляк Якуб Кохановский. Его фишки – скорость и вариативность. Тоже интересный парень.
– А Дмитрий Мусэрский?
– По Димону вообще отдельный разговор. Он особенный игрок с выдающимися физическими данными. Он массивный, но при этом может обыгрывать как за счет высоты, так и благодаря отличной работе кисти. Классно, что с такими габаритами он показывает столь вариативный волейбол. И может играть не только в центре, но и в диагонали.
– Вы пробовали играть на позиции диагонального?
– Только на тренировках в клубе, когда кто-то из игроков получал травму. Обычно в таком случае блокирующие по очереди закрывают эту позицию.
– Назовите свои сильные и слабые стороны.
– Какой-то один суперсильный элемент выделить сложно. Считаю, что между атакой и блоком у меня есть баланс. Слабые стороны очевидны. В защите хотелось бы больше цеплять, хотя это и не основная работа блокирующего. Плюс нестабильная подача. В плей-офф чемпионата России она была достаточно эффективной, «Локомотив» выигрывал достаточно много брейковых мячей на моей подаче. Приехал в сборную России, и стало многовато ошибок.
– Почему?
– Все тренеры обычно говорят, что подача идёт от головы. Вроде бы всё в порядке с техникой, с подбросом, но иногда не получается. Могут мешать лишние мысли, сомнения, которые порождают волнение. Не зря говорят, что боязнь ошибки приводит к ошибке. Однажды еще на молодежном уровне, когда были проблемы с подачей, тренер мне сказал: «У тебя в голове бардак. Если навести там порядок, всё будет нормально». Так и есть.
«НЕ ВИЖУ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ФИЛОСОФИИ МУСЭРСКОГО»
– Для блокирующих особо важно читать игру связующего соперников. Насколько в этом плане помогают тактические разборы?
– Безусловно, в игре связующих есть некая системность. В 60-70% случаев они действуют именно так, как нам рассказывают. Тренеры-аналитики проделывают большую работу и важно запомнить в какой расстановке связующий чаще играет ту или иную комбинацию, загружает ту или иную зону. Разумеется, связующие понимают, что их игру расщепляют на атомы, поэтому стараются менять тактику по ходу матча. Если это происходит при хорошем приёме, то не всегда успеваешь перестраиваться.
– Мусэрский говорит, что на площадке он в первую очередь получает удовольствие от волейбола, а результат – вторичен. Что вы думаете о такой философии?
– Не вижу в ней противоречий. Если ты получаешь удовольствие от своей работы, то будет и результат. Когда на профессиональном уровне «горишь» волейболом, отдаешься ему полностью как на тренировках, так и в играх, то обязательно повысишь свой уровень. В конечном счете кайф от работы и приносит результат.
– Можно ли получать удовольствие, когда ты выходишь на площадку на уколах?
– Это одна из жертв, которую иногда приходится приносить профессиональным спортсменам. Есть множество примеров, когда игроки героически жертвовали своим здоровьем ради командного успеха, понимая что это приведёт к проблемам в будущем. В нашем российском менталитете это тоже есть. Вспомните Олимпиаду-2012, когда многие играли через боль, чтобы добиться своей мечты. Другое дело, что когда нет острой необходимости, лучше подлечиться, полностью выздороветь. Например, Мусэрский этим летом сделал операцию, учитывая что Лига наций не самый важный турнир года. Это правильно.
– В Куябе вы сыграете против сборной Бразилии и Йоандри Леала. А уже осенью за поляков начнёт играть Вильфредо Леон. Как вы относитесь к натурализации игроков?
– Это современный мир, глобализация. Что тут поделаешь? Правила разрешают подобные вещи и некоторые сборные, которым необходимо усиление, этим пользуются. Для повышения уровня волейбола это, наверное, неплохо.
– Когда приходит «легионер», кто-то из местных парней теряет место в составе.
– Значит, нужно работать и играть так, чтобы твоё место никому не отдавали. Конкуренция может способствовать развитию и игрока, и команды. Наверное, правильнее всего смотреть на эту ситуацию с этой точки зрения.
– У вас сейчас был сверхдальний перелёт в Бразилию. Затем сборная России отправится в Австралию. Чем себя занимаете?
– Если мучает бессонница, в телефоне всегда есть скаченные книжки и сериалы.
– Наверное, уже всё пересмотрели?
– Сериалов и фильмов сейчас так много, что с этим проблем нет. У меня в запасе еще «Во все тяжкие». Как-то начинал смотреть, но, как говорится, не зашло. Хотя по рейтингам сериал в числе лучших. Пожалуй, вернусь к нему.
– Как вам последний сезон «Игры престолов»?
– Я разочарован, хоть и болел за Джона Сноу, который остался жив. Разве что третья и четвертая серия получились интересными. Дальше начался какой-то бред. Реально испортили выдающийся сериал. Говорят, в интернете создали петицию с просьбой переснять последний эпизод «Игры престолов». Пожалуй, я бы ее подписал.
«КАВИКА ШОДЖИ НИКОГДА НЕ УНЫВАЛ – С НЕГО НАДО БРАТЬ ПРИМЕР»
– Игроков «Локомотива» часто называют «железнодорожниками». Когда вы в последний раз катались на поезде?
– Прошлым летом. Поехали из Новосибирска в Омск, потому что на машине это довольно утомительно. Был приятно удивлен тому, что этот вид транспорта развивается. На юношеском и молодежном уровне мы много катались на поездах и порой попадались очень обветшалые вагоны. Сейчас всё новое, это здорово.
– «Локомотив» этим летом почти полностью сохранил состав. Это поможет команде в следующем сезоне?
– Думаю, это положительно скажется на нашей командной игре. Мы и в минувшем сезоне могли выступить лучше, но подвела нестабильность в каких-то моментах.
– Георг Грозер четвертьфинальную серию с «Локомотивом» играл с травмой ноги. Тем не менее, именно он стал злым гением вашей команды. Чувствуете личную вину, что не смогли его остановить?
– Честно говоря, о травме Грозера даже не задумывался – если игрок на площадке, значит, готов играть. Что касается вины… После любого поражения понимаешь, что в том или ином моменте мог сыграть лучше. Во втором матче мы более успешно против него оборонялись, но нас надломили его эйсы. Мы вели 2:0 по партиям, должны были сравнивать счет в серии, но потеряли уверенность, занервничали и сами отдали игру. Это было очень обидно.
– У вас по сезону 62% эффективности в атаке – один из лучших показателей в суперлиге, но он далек от вашего личного рекорда (70% в сезоне 2016/17). Как вам игралось с польским связующим Фабианом Джизгой?
– У нас сначала не слишком получалась «зона», поэтому отталкивались от игры в центре. К концу сезона стало получше. Хорошо, что он остался в команде. Не придётся заново строить игру со связующим.
– Кто из легионеров, с которыми вы играли, произвёл самое яркое впечатление?
– Американец Кавика Шоджи. Очень эмоциональный и позитивный парень. Даже если у него что-то не получалось в игре и он уходил на замену, никогда не унывал – подбадривал всех и каждого. В плане позитивного отношения к жизни с него надо брать пример.
«ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ СЫНА СТАЛ ПО-НАСТОЯЩЕМУ СЧАСТЛИВЫМ»
– В ноябре прошлого года вы стали отцом. Пока что лучший день в вашей жизни?
– Сто процентов! Через некоторое время после появления ребёнка, когда первая волна эмоций схлынула, мы с супругой Натальей говорили на эту тему и поняли, что стали по-настоящему счастливыми. У нас и до этого всё было хорошо, но оказывается счастье было неполным. Возможно, после второго ребёнка ощущения будут еще более крутыми. Сейчас даже если бывают какие-то тяжелые моменты, достаточно увидеть сына, чтобы тут же найти в себе силы. От него исходит позитивная аура.
– Многие спортсмены после рождения детей проводят свои лучшие сезоны.
– Это неудивительно, потому что у тебя становится больше внутренней ответственности и дисциплины. Рождение ребенка даёт дополнительную энергию и мотивацию. Даже в материальном плане. Ты понимаешь, что должен работать еще лучше, чтобы обеспечить свою семью.
– Вы назвали сына Лукой – необычное имя.
– Давно, еще когда Наташа не была беременна, мы шесть часов ехали на машине к ее родителям в Омск и болтали обо всем подряд. В какой-то момент задумались над тем, как бы назвали сына или дочку. Наташа шла по списку. Помню, были варианты Савелий и Тимофей, но ей не понравились описания имён. Вернулись к этому вопросу уже когда узнали пол ребёнка. Где-то случайно наткнулись на имя Лука и оно нам приглянулось. Древнее и красивое имя, которое означает «светлый».
– Как готовились к отцовству?
– Читал книги Евгения Комаровского. Он классно пишет. Даже не как доктор, а как отец. Всё очень интересно и доступно.
-- Первой игрушкой Луки был миниатюрный волейбольный мяч?
– Если бы! Пока ему больше нравятся игрушки, которые можно погрызть.
– Как выглядит ваш идеальный день в Новосибирске?
– Тренировочные дни у нас примерно одинаковые. Лучше, чтобы утренняя тренировка начиналась чуть позже, скажем в 10:30, чтобы добраться до арены без пробок. Если это выходной день, то идеально поспать подольше, позавтракать и пойти всей семьей на прогулку. Ну, и совсем идеально полежать на пляже у моря.
– В прошлом году вы пропустили Лигу наций. Удалось отдохнуть?
– У меня было три недели – съездили на море и к родителям. Остальное время заняла реабилитация с коленом, а также учеба – сдал госэкзамены и защитил диплом по экономике в Сибирском государственном университете путей сообщения. Несколько лет подряд приходилось брать академический отпуск из-за выступления за сборную. Наконец-то закрыл этот вопрос.
Ильяс Куркаев: «Мне часто пишут: «Салам алейкум, брат». Интервью от 25 января 2018 года
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Ильяс КУРКАЕВ
Рост: 208 см
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 18 января 1994 года
Место рождения: Бийск, Алтайский край
Карьера: «СДЮШОР-Локомотив» (Новосибирск) – 2011 - 2013; «Енисей» (Красноярск) – 2015/16, «Локомотив» – 2013 - 2015 и с сезона 2016/17.
Достижения в клубе: серебряный (2014) и бронзовый (2017) призёр чемпионата России.
Достижения в сборных: чемпион Европы (2017), победитель Всемирной Универсиады (2015), победитель молодёжного чемпионата мира U-21 (2013).