Миллиардер прислал тренеру смс: «Мудак!».
Президент «Спартака» Леонид Федун впервые публично признался, что хотел видеть главным тренером команды Курбана Бердыева.
«Когда меня достали, я сказал: «Передаю полномочия профессионалам». Вот они мне притащили Аленичева. Я тогда склонялся к Бердыеву, но и Гончаренко был. Аленичева вообще не было в моём списке приоритетов», – сказал Федун.
Летом 2016 года сообщалось, что экс-главный тренер «Рубина» и «Ростова» уже согласовал контракт с московским клубом. Бердыев должен был подхватить команду после увольнения Дмитрия Аленичева. Федун на этот раз сам вёл переговоры со специалистом и настаивал на назначении.
«БИЗНЕС Online» в деталях описывает причины, почему Бердыев так и не возглавил «Спартак», несмотря на желание владельца.
ЗА БЕРДЫЕВА БЫЛ ЗЯТЬ ФЕДУНА
Летом 2016 года Бердыев был максимально близок к переходу в «Спартак». Руководство клуба разочаровалось в Аленичеве и снова обратилось к Бердыеву, который с «Ростовом» выиграл «серебро». Главный тренер был недоволен тем, что в ростовском клубе постоянно возникали финансовые проблемы и задержки по зарплатам, поэтому ему хотелось поработать в другой команде.
5 августа 2016 года московский клуб уволил Аленичева, а через день Бердыев простился к игроками и тренерами «Ростова». Тогда он уходил один без своего штаба и окружения. 11 августа Бердыев встретился с Федуном в Монако и договорился о сотрудничестве: согласовал долгосрочный контракт с зарплатой 3 млн евро в год и список игроков и помощников, которые должны перейти вместе с ним из «Ростова».
В беседе с «БИЗНЕС Online» Бердыев подтверждал, что готов был возглавить клуб и хотел играть в атакующий футбол, был готов к давлению трибун и высоким требованиям красно-белых. В Монако Бердыев ничего не подписывал, а достиг лишь устной договоренности с владельцем «Спартака» о переходе. Тренеру должны были сообщить, когда прибыть в клуб для подписания контракта и презентации, но звонка так и не последовало.
По нашим данным, против Бердыева в «Спартаке» выступил заместитель председателя совета директоров Александр Жирков. У менеджера были разногласия с техническим директором Юханом Гераскиным - зятем Федуна, который поддерживал кандидатуру Бердыева. «В клубе была война кланов. Бердыева представляли люди Гераскина, а Жирков и его команда выступали против. Жирков на первой же встрече спросил у Бердыева не про задачи и цели, а про деньги: «Сколько хочешь получать?». Он был против его назначения», – рассказал собеседник из окружения тренера.
Противников Бердыева смущало требование тренера, чтобы Рустем Сайманов, который продолжил бы работать в команде Бердыева без должности как и в «Ростове», мог заходить в раздевалку, влиять на трансферы. Это было единственным противоречием.
Тем не менее, Бердыева могли представить в качестве тренера москвичей уже в Казани перед матчем с «Рубином» 13 августа 2016-го. Ранее исполняющим обязанности главного тренера столичного клуба стал Массимо Каррера. Во время переговоров с Бердыевым в «Спартаке» не рассматривали итальянца как главного. Бердыева в Казани так и не представили, хотя тренер прибыл на игру, но впустую: руководство так и не вышло с ним на связь, Федун по-прежнему был в отпуске, а сам Бердыев не стал напрашиваться. Сторона, поддерживавшая кандидатуру тренера до дебюта Карреры, перестала тянуть Бердыева в клуб.
Спустя несколько дней Жирков выступил с официальным заявлением по главному тренеру: «Спартак» не будет принимать участие в пиар-кампании Курбана Бердыева и кампании по выбиванию денег из российских футбольных клубов», – дал он короткий комментарий.
Из-за неразберихи в «Спартаке» и пассивности Федуна Бердыев в итоге начал вести переговоры с другим московским клубом – «Локомотивом».
БЕРДЫЕВ ЧУТЬ НЕ ВОЗГЛАВИЛ «ЛОКОМОТИВ» И ПОЛУЧИЛ СМС ОТ ФЕДУНА: «МУДАК!»
В «Локомотиве» параллельно тоже происходила революция: Ольга Смородская в начале августа покинула пост президента клуба, главный тренер Игорь Черевченко также освободил свою должность. Клуб возглавил Илья Геркус, также, по неофициальным данным, финансовую поддержку клубу оказывал Борис Ротенберг-старший, где в 2016 году оказался его сын.
«СМП-Банк», совладелец которого Ротенберг-старший, был спонсором «Химок» в 2009 году, когда за них играл его 23-летний сын Борис. Затем отец и сын оказались в московском «Динамо», а в Ростове-на Дону миллиардер помогал клубу Бердыева, который ставил сына в состав «Ростова».
Именно благодаря связям с Ротенбергом и возник вариант с «Локомотивом»: на Бердыева вышли после переговоров со «Спартаком». «Его спросили: «Зачем ты меняешь нас на «Спартак»?» – сообщил источник «БИЗНЕС Online».
Позже информацию о том, что Бердыев активно вёл переговоры с «Локо», подтвердил Геркус: «Курбан Бекиевич был одним из кандидатов. Разговор был более чем серьёзный. Он предлагал выстроить свою работу определённым образом. Его переговоры со «Спартаком» совершенно не смущали. Мы с Курбаном Бекиевичем честно обсуждали в том числе и эту ситуацию на встречах», – сказал президент клуба.
Правление «Локомотива» в итоге поддержало кандидатуру Юрия Сёмина, который пользовался большей поддержкой публики. Бердыев, который пытался возглавить один из московских топ-клубов, оказался в тупике.
По одной из версий окружения Бердыева, именно параллельные переговоры с «Локомотивом» негативно повлияли на решение «Спартака». Федуну не понравилось, что специалист метался, разговаривал с другим клубом, хотя ранее уже пожал руку и договорился о переходе в «Спартак» лично с ним. Как говорят в окружении Бердыева, владелец клуба даже написал ему гневное смс: «Мудак!».
У Бердыева был и третий вариант – глава РФС Виталий Мутко рассматривал специалиста на приход в сборную России, но остановился в итогое на кандидатуре Станислава Черчесова. В итоге Бердыеву пришлось вернуться в Ростов-на-Дону.
БЕРДЫЕВ ВЕРНУЛСЯ В «РОСТОВ» ЧЕРЕЗ 9 ДНЕЙ ПОСЛЕ УХОДА
Тренер формально вернулся в «Ростов» в сентябре спустя месяц после всех переговоров с московскими клубами. Но по факту Бердыев так никуда и не уходил. 7 августа «Ростов» после матча с «Уралом» провел церемонию прощания с Бердыевым, который объявил команде, что главным тренером останется Дмитрий Кириченко. Но уже на следующий матч с «Зенитом» 12 августа Бердыев прибыл в Санкт-Петербург и смотрел игру с трибуны, давал подсказки и консультировал молодого тренера. Параллельно Бердыев вёл переговоры в Москве.
9 августа тренер по своей инициативе провёл прощальный ужин в Ростове с игроками и сотрудниками клуба, сам всех собрал и оплатил общий счёт. Там он объявил, что точно уходит, но не назвал клуб. Но затем появлялся на тренировках и подсказывал Кириченко, давал какие-то указания, через него управлял тренировочным процессом. Игроки недоумевали: «Они ходили и все время спрашивали у тренеров: «Так Бердыев ушёл или нет?», – рассказал наш источник в «Ростове».
В ростовском клубе всё это время надеялись, что тренер полноценно вернется, предлагали улучшенные условия и гарантии. Руководство даже повторило зарплату, которую Бердыеву предлагали в «Спартаке» – 3 млн евро в год. Губернатор Ростовской области Василий Голубев считал, что должен удержать тренера ради спасения своего политического имиджа. Весь Ростов стоял на ушах, болельщики активно критиковали руководство клуба и области, поэтому уход Бердыева в «Спартак» перед Лигой чемпионов стал бы имиджевым ударом.
Вернуться на живое место, когда тренер уже попрощался с командой и его проводили болельщики и футболисты, выглядело бы глупо. По своей инициативе Бердыев стал вице-президентом «Ростова», но без права подписи и полномочий. Хотя по факту он исполнял роль главного тренера команды, хотя и не числился в штабе.
Фактически Бердыев полноценно вернулся к работе в «Ростове» 16 августа. Он отдельно от команды прилетел в Амстердам на игру с «Аяксом» и провел предматчевую тренировку. «Все были в шоке. Бердыев сначала ушёл, все со слезами его проводили, а спустя неделю он вернулся. Никто ничего не понял», – рассказал наш собеседник из «Ростова». Больше всего смущались представители УЕФА: в матчах Лиги чемпионов на пресс-конференции и официальные мероприятия ходил Кириченко, а во время тренировок всем процессом руководил Бердыев. Так продолжалось весь сезон 2016/17: «Ростов» занял 6-е место в чемпионате России и дошел до 1/8 финала Лиги Европы, проиграв будущему победителю турнира – «Манчестер Юнайтед».
А уже следующим летом началась эпопея с возвращением Бердыева в казанский «Рубин».