«Грин-Бэй» так живёт уже сто лет.
В 2023 году «Спартак» должен перейти в общественное владение. Об этом заявил босс клуба Леонид Федун. Бизнесмен отметил, что каждый болельщик сможет стать совладельцем команды, а с себя он снимет блокирующий пакет акций.
«Когда мы завершим все инфраструктурные перестройки и, надеюсь, поищем новые источники для реального самофинансирования, клуб окажется готов к самостоятельному плаванию. И сегодня мой тезис заключается в том, что «Спартаком» должны владеть его болельщики. Не Пётр Авен, который ходил, смотрел, но так ничего и не потратил», – сказал владелец «Спартака» в интервью «Чемпионату».
Контрольный пакет московского клуба будет передан в некоммерческую организацию, а приоритет приобретения акций будет у обладателей абонементов. По словам владельца «Спартака», клубом «долго изучались примеры «Барселоны», «Реала», «Баварии», а также части американских клубов». На самом деле в Северной Америке только один такой клуб.
Клуб по американскому футболу «Грин-Бэй Пэкерс», несмотря на нетипичную модель владения, рекордные 13 раз становился чемпионом НФЛ и все сто лет своей истории играет в городе, где проживают всего 105 тыс человек.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМА ВЛАДЕНИЯ СПАСЛА КЛУБ
«Грин-Бэй Пэкерс» был основан в 1919 году Эрлом Лэмбо и Джорджем Кэхлуном. Первым инвестором команды стала компания по производству мясных консервов IPC (Indian Packing Company). Лэмбо попросил несколько сотен долларов на форму в обмен на продажу названия. С тех пор клуб называется «Грин-Бэй Пэкерс» – «грин-бэйские упаковщики»
Несколько лет у клуба было бесперебойное финансирование, пока IPC не была выкуплена конкурентом. Новое юрлицо отказалось от спонсорства команды, «Грин-Бэй» оказался на грани банкротства. Чтобы спасти «Пэкерс» от ликвидации, Лэмбо передал команду во владение специально созданного общественного фонда.
Местные бизнесмены стали первыми акционерами и собрали 5 тыс долларов. Их прозвали «голодная пятерка», и они основали «Корпорацию футбола Грин-Бэй». Сам Лэмбо до 1929 года играл за клуб, а потом на протяжении 20 лет был главным тренером команды.
В уставе клуба прописано, что «Грин-Бэй Пэкерс» – некоммерческая организация, её акционеры не могут претендовать на доход. Всю прибыль клуб направляет либо на благотворительность, либо на обновление инфраструктуры. Согласно последнему отчёту, опубликованному прошлым летом, в 2017 году прибыль команды составила 37 млн долларов.
Именно поэтому вот уже 100 лет команда играет в стотысячном Грин-Бэе. У клуба самый маленький рынок в профессиональных американских лигах. Но переезд команды в другой город нецелесообразен для акционеров, так как они всё равно не смогут зарабатывать на ней. В случае продажи клуба после уплаты всех налогов вся прибыль должна быть пожертвована местной организации ветеранов войн на сооружение мемориала погибшим солдатам.
КЛУБ ПРОДАЛ АКЦИИ, ЧТОБЫ РАСШИРИТЬ СТАДИОН
«Грин-Бэй» – единственная команда из ведущих профессиональных лиг Северной Америки с подобной структурой собственности. Такая модель напрямую нарушает одно из главных требований устава НФЛ – у клуба должно быть менее 32-х акционеров, и один из них должен контролировать как минимум 30% акций. А у «Грин-Бэя» более 300 тыс акционеров.
НФЛ сделала для клуба исключение, поскольку эмиссии (выход в свободную продажу новых акций) неоднократно проводились до принятия устава лиги. На данный момент в число совладельцев команды входит практически каждая семья в городе. Клуб несколько раз выпускал дополнительные акции – в 1935-м, 1950-м, 1997-м и 2011-м годах.
Из-за этой ситуации, НФЛ поставила несколько ограничений клубу. К примеру, прибыль от эмиссий не может быть направлена на выполнение контрактных обязательств с игроками или выплаты заработной платы персоналу и менеджменту. И поэтому доход от продажи новых акций направляется на обновление стадиона.
Во время последней эмиссии в 2011 году клуб выручил 64 млн долларов, которые пошли на строительство дополнительных трибун на стадионе «Лэмбо Филд». Вместимость была увеличена с 73 до 81 тыс зрителей.
«Грин-Бэй» также единственный клуб из ведущих профессиональных лиг Северной Америки, который каждый год выкладывает в открытый доступ финансовый отчёт о своей деятельности. И благодаря нему эксперты узнают экономические детали внутри лиги.
АКЦИИ «ГРИН-БЭЯ» ПЕРЕДАЮТСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ
Акции «Грин-Бэй Пэкерс» отличаются от акций других компаний. Помимо того, что они не приносят дивидендов, их нельзя перепродать, на них не распространяется действие закона о защите ценных бумаг, они не дают никакой дополнительной выгоды при покупке абонементов.
Акции могут быть использованы в качестве подарка, но технически разрешается их передача только ближайшим родственникам. Многие болельщики стали акционерами команды по наследству, и некоторые жители города совладеют клубом в третьем-четвёртом поколении.
Акционеры раз в год встречаются на собрании. Обычно оно проходит в июле под вывеской «семейной встречи». На таких мероприятиях собираются по 60 тыс человек. На этой встрече выбранные представители отчитываются по финансовым показателям за прошедший сезон. Раз в несколько лет на таком собрании общим голосованием выбирается президент клуба и его ближайшие помощники.
Популярность клуба не ограничивается одним лишь стотысячным городом. «Грин-Бэй» – пятый клуб самой богатой лиги мира по количеству подписчиков в фейсбуке и входит в десятку лучших по инстаграму и твиттеру. На спонсорах, продаже билетов, сувениров и кейтеринге в 2017-м «Грин-Бэй» заработал 99 млн долларов.
Финансовый подход «Пэкерс», возможно, лучшее, что есть в спорте. Клуб не зависит от доходов одного человека, а обеспечивает сам себя. За 50 лет в клубе ни разу не задерживали зарплаты игрокам и персоналу. Клуб никогда не влезал в долги. Команда не тратит много денег, но и не выживает. И никогда не покинет Грин-Бэй. Это прописано в уставе.