О приезжих игроках и проблемах с родителями.
В конце мая состоялась торжественная церемония закрытия сезона для воспитанников ДЮСШ «Ак Барс». Команды четырех возрастных хоккейной школы стали победителями Первенства Поволжья, а команды ЮХЛ и 2003 года рождения завоевали бронзовые медали чемпионата России. В интервью «БИЗНЕС Online» директор школы «Ак Барса» Роберт Гайнуллин подвел итоги минувшего сезона.
«РАНЬШЕ У НАС ПОСТОЯННО ИГРАЛИ ДВА ЗВЕНА, ОСТАЛЬНЫЕ – СИДЕЛИ»
– Роберт Маратович, как оцениваете минувший сезон для школы «Ак Барса»?
– В этом сезоне у нас хорошая динамика по сравнению с предыдущим: четыре возраста заняли первые места на Первенстве Поволжья, команда ЮХЛ стала второй в Поволжье и третьей – на Финале России. Считаю, что мы идём в правильном направлении.
Принципы подготовки, которые были выработаны совместно с Академией хоккея, выдержаны. С наших младших возрастов мы сняли турнирные задачи. Это те команды, которые пока ещё не играют матчи гладкого календаря Первенства России. Организм мальчишек не окреп. Мы не хотим, чтобы тренеры показывали результаты за счет здоровья детей.
– Какие еще видите плюсы в том, что не требуете от тренеров результатов в младших возрастах?
– В стремлении к победе тренер во время подготовки начинает перескакивать с одного элемента на другой, не закрепив навыки. Вся подготовка скатывается к достижению сиюминутного результата. Для нас это неприемлемо. Ребенок сначала должен освоить все упражнения и элементы – только тогда он сможет органично развиваться.
– Как вы пришли к этому?
– Изначально об этом начала говорить академия. Я сам – воспитанник хоккейной школы, и в юношеском возрасте моя команда часто занимала призовые места. Однако в первой команде практически не было наших выпускников. Меня всегда тревожил этот момент. На младших возрастах можно завоевать много кубков, но это не главное. Наша основная задача – подготовка и воспитание высококвалифицированных игроков для профессиональных команд. Этого можно добиться только при соблюдении принципов поэтапной подготовки.
– Часто родители начинают нервничать, потому что их дети ничего не выигрывают.
– Родители должны понимать, что как в общеобразовательной школе нельзя перепрыгнуть с первого класса в третий, так и в хоккее. Не все дети одинаково развиваются: кто-то уже сейчас осваивает определенные упражнения, нарабатывает навыки, а кто-то ещё просто не готов. Раньше, когда школа требовала результат, у нас постоянно играли только два звена, а другие два – просто сидели. В итоге одни ребята получали игровой опыт и развивались, а другие – нет. Это неправильно. В результате мы столкнулись с проблемой недостаточной подготовки третьих и четвертых звеньев.
– Какой год особенно можете выделить по итогам минувшего сезона?
– Наверное, 2005-й. Это был трудный возраст – много раз менялись тренеры, были проблемы внутри коллектива.
– С чем это было связано?
– Не могу сказать, потому что я в то время еще не работал в школе. Став руководителем, отчетливо понял, что самым отстающим возрастом был именно 2005-й.
Два года назад мы серьезно взялись за эту команду: создали ребятам все условия, возили их в лучшие тренировочные лагеря летом. Сейчас мы стали получать результаты той работы – дети начали раскрываться. Конечно, не обошлось без приезжих игроков – мы взяли четырех ребят из Челябинска. Они создали конкуренцию внутри команды, остальные ребята стали тянуться за ними и развиваться. В минувшем сезоне 2005-й год занял первое место в Первенстве Поволжья и со следующего сезона будет формировать сборную федерального округа.
«ЧАСТО РОДИТЕЛИ ВИДЯТ В СВОЁМ РЕБЕНКЕ ПРОЕКТ»
– В школе есть какой-то внутренний лимит по приезжим игрокам? Вы говорили про четырех игроков в команде 2005 года рождения, но ведь это практически целое звено.
– Игроков с республики мы приезжими не считаем. У нас в команде 2005 года играют ребята из Челнов, Высокой горы и других городов Татарстана.
– Это логично. А что по поводу игроков из других регионов?
– В этом плане у нас, конечно, побольше ребят. Я сторонник того, чтобы в каждом возрасте у нас было не более пяти приезжих игроков. В командах ЮХЛ можно приобретать звездочек на уровне братьев Свечниковых. Конечно, таких мало, но находить их можно и необходимо.
– Откуда взялась цифра «пять»?
– Раньше количество приезжих не было ограничено, и в наших командах было до половины таких игроков. Цифра пять оптимальна с точки зрения создания конкуренции внутри команды и стимулирует рост своих ребят.
– На самом деле приезжих сейчас больше?
– В каждом возрасте по-разному: где-то меньше, где-то несколько больше. Но мы стараемся уменьшать их количество.
– Если вы берёте игроков со стороны, то, получается, отчисляете местных воспитанников?
– В каждой команде, которая по возрасту вошла в этап профессиональной подготовки, у нас до 30 детей. В специализированный класс идут 27-28 детей: три вратаря, пять звеньев. Это оптимальное количество ребят. Набрать больше - нереально: при большом количестве воспитанников в этих возрастах падает эффективность работы тренера.
– На ваш взгляд, когда тренер может определить, что ребенку не дано играть в хоккей, и лучше поменять вид спорта?
– Мы можем оценивать детей по физическим качествам – гибкости, ловкости, скорости, силе и быстроте. Но самое главное в игровых видах спорта – игровое мышление. Именно его мы должны оценивать в первую очередь. За четыре года, я вас уверяю, тренер может увидеть, насколько развито такое мышление у ребенка. Годам к девяти-десяти.
– Родители могут чувствовать себя комфортно, когда их ребенок занимается хоккеем?
– Часто сталкиваюсь с тем, что родители видят в своем ребёнке некий проект. Я сам - отец и понимаю, что для родителей их дети – самые лучшие и талантливые. Трезво оценить уровень развития своего ребенка способны не все. Если у мальчика не получается длительное время освоить навыки игры в хоккей, лучше сразу перевести его в другой вид спорта. Не сделать это вовремя, значит - упустить время.
Самый сложный момент, когда тренер советует родителям попробовать ребенка в другом виде спорта. Чаще всего родители тяжело реагируют и не хотят это слушать. Надеюсь, мы когда-нибудь придем к тому, что родители будут спокойнее относиться к таким ситуациям.
Был, кстати, показательный момент (не буду уточнять, в каком возрасте): один родитель пришел к тренеру и сказал огромное спасибо за то, что он занимался с его ребенком. По словам этого родителя, он ещё два года назад увидел, что его ребенок перестал прогрессировать. Они поняли, что хоккей - не их вид спорта. Таким образом, никто не хочет навредить ребенку, наоборот, это делается ради его будущего.
«К 2023 ГОДУ НАШИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ ДОЛЖНЫ НА 70 ПРОЦЕНТОВ СОСТОЯТЬ ИЗ СОБСТВЕННЫХ ВОСПИТАННИКОВ»
– В этом году команда «Ак Барс»-ЮХЛ стала третьей на Финале России. Сколько игроков из этой команды перейдут в молодежный «Ирбис»?
– По моим сведениям, семь игроков 2002 года получили контракты с «Ирбисом». Ещё несколько игроков будут на просмотровых контрактах. Для нас это хорошая цифра. По ходу следующего сезона ребята 2003 года рождения также будут просматриваться тренерами молодёжной команды. Будет здорово, если тренеры профессиональных команд системы «Ак Барса» будут искать подпитку среди воспитанников нашей школы. Чтобы был понятен уровень: у нас в каждом возрасте есть игроки сборной России.
Преемственность должна с каждым годом развиваться: перед нами совместно с академией стоит задача, чтобы к 2023 году наши профессиональные команды на 70 процентов состояли из собственных воспитанников.
– Это возможно?
– Это возможно реализовать на уровне команд МХЛ и ВХЛ. Что касается главной команды, то многое зависит от позиции главного тренера. Если наша система будет работать в едином направлении, то наши ребята появятся и там. Главное – дать им этот шанс.
– В этом году на финалах России у «Ак Барса» ни одной победы. Вы ожидали это или, напротив, недовольны таким результатом?
– Конечно, мы расстроены по результату команды 2003 года рождения. Но сразу скажу, что нашу команду поместили в неблагоприятные условия в Новосибирской области. Ребятам приходилось вставать в пять утра, чтобы успеть на раскатку, а уже в восемь часов начинались матчи. Сыграла свою роль разница в часовых поясах. Что касается 2004 года, то они впервые поехали на Финал России. Для ребят это был хороший опыт.
– Есть мнение, что уровень Поволжья ниже, чем на Урале или в Москве. Из-за этого наши команды слабее выглядят на финальных этапах чемпионата России.
– Тут больше вопрос в уровне конкуренции между командами в разных регионах. Хороший игрок формируется в благоприятной среде и обязательно в условиях конкуренции. На мой взгляд, уровень Поволжья нужно подтянуть, тогда и дети, играя друг с другом, будут динамично развиваться. В целом мы хорошо смотримся по России, но есть куда стремиться.
Читайте также об Академии хоккея:
Денис Гусманов: «Увы, сейчас хоккейные тренеры не уделяют внимания дисциплине»