Хокан Андерссон был рыбаком, пока не стал скаутом.
В минувшие выходные в Ванкувере прошёл драфт НХЛ. Разумеется, талантливые юниоры мечтали, чтобы их выбрали как можно раньше – клубы всегда в первую очередь развивают тех, кто высоко выбран на драфте. Но тем, кто уходит в низших раундах, не стоит отчаиваться. Их путь к лучшей лиге мира может занять больше времени, но они могут стать настоящими легендами. Как, например, Павел Дацюк и Хенрик Зеттерберг. Их, а также Никласа Крунвалля, Йохана Франзена, Густава Нюквиста нашёл один и тот же скаут – швед Хокан Андерссон.
В 2002-м, когда «Детройт» выиграл Кубок Стэнли, в команде было целое звено, собранное Андерссоном. Помимо Дацюка и Зеттерберга, там играла его первая находка в качестве скаута «Ред Уингз» – шведский нападающий Томас Хольмстрём. Сам Андерссон рассказывал, что когда приехал смотреть на Хольмстрёма в игре шведского чемпионата, тот не произвёл на него впечатления: «Я упомянул Томаса в разговоре с одним чешским скаутом, и он сказал мне, что его смущает катание Хольмстрёма». Но Хокан увидел в нескладном нападающем огромное желание идти на пятак и закапывать шайбу в ворота – это и привлекло скаута.
Андерссон советовал генеральному менеджеру Джо Девельяно выбрать Хольмстрёма, но не слишком высоко. В итоге Томаса никто не выбрал аж до 10-го раунда – тут Девельяно вспомнил про парня, которого ему рекомендовали в Европе. А когда Хольмстрём заиграл в «Детройте», Андерссон существенно улучшил условия своего контракта.
КАК АНДЕРССОН НАШЁЛ ДАЦЮКА
Найти Дацюка было ещё сложнее. Если Хольмстрёма Андерссон откопал в родной Швеции, где всегда мог посетить любую игру, то ради Павла поехал в далёкий Екатеринбург. Основной целью приезда Хокана был защитник «Трактора» Дмитрий Калинин, но, увидев, Дацюка, скаут сразу всё понял. Калинин в итоге был выбран «Баффало» в первом раунде, а Дацюк оставался незадрафтованным до шестого (171-й номер), но это того стоило. «Да, он был маленьким, а НХЛ – лига для габаритных ребят. Но то, как он перехватил шайбу, застряло у меня в памяти. Я знал, что должен был еще раз посмотреть на Дацюка», – объясняет Андерссон.
Шведский скаут посмотрел ещё одну игру «Динамо-Энергии» (прежнее название «Автомобилиста») и должен был полететь в другой город, чтобы увидеть ещё один матч Дацюка. Но из-за нелётной погоды рейс был задержан и Андерссон не смог улететь. Впрочем, это было удачное стечение обстоятельств – в этот же самолёт должен был сесть скаут «Калгари». И если бы он увидел вживую игру Дацюка, возможно, у «Детройта» было бы чуть меньше кубков, чем сейчас.
Выбрать будущую легенду клуба по статистике (в те времена это было распространённым явлением для НХЛ) было невозможно – в 24 матчах суперлиги в сезоне 1997/98 Дацюк набрал всего 8 (3+5) очков и полсезона провёл в фарм-клубе. В юниорские и молодёжные сборные он не вызывался. А о том, что когда-нибудь в интернете будут нарезки лучших моментов отдельных игроков, тогда никто и не догадывался. Лишь талант Андерссона позволил «Детройту» заполучить одарённого парня из России. Когда Павел оправился от травмы и провёл хороший сезон в Казани, клуб предложил ему полноценный контракт.
Cезон, в котором Дацюка должны были признать лучшим в НХЛ
«ЕСЛИ ТЫ НАШЁЛ РЫБНОЕ МЕСТО, ЭТИМ НАДО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ»
В 1999 году «Детройт» выбрал Зеттерберга в седьмом раунде под 210-м номером. Тогда Хенрик играл в третьем шведском дивизионе за «Тимро» и вообще не фигурировал ни в одном из преддрафтовых рейтингов. «Найти этого парня в такой дыре мог только тот, кто смотрит все матчи низших шведских дивизионов. Зеттерберг не выделялся ни катанием, ни скоростью. Но было видно, что парень хорошо соображает на льду», – рассказал «БИЗНЕС Online» скаут одного из клубов Восточной конференции.
Именно игровой интеллект игрока всегда был ключевым для Андерссона. Он считает, что менеджер всегда может взять игрока четвёртой тройки нападения или защитника в запас на рынке. «Я предпочитаю выбирать по-настоящему одаренных, техничных игроков. Если они проходят в состав, то чаще всего попадают в два первых звена», – говорит Андерссон. В 2002 году его назначили директором «Детройта» по европейскому скаутингу – с этого момента у него были помощники, и сфера влияния Андерссона стала ещё шире. Франзен, Нюквист, Томаш Татар, Петр Мразек – всех этих парней драфтовал он.
В начале 2000-х в «Детройте» играли одновременно семь шведских хоккеистов. И дело не только в том, что в этой скандинавской стране начали лучше работать хоккейные школы – многие игроки целенаправленно выбирали «Детройт». У Андерссона как-то спросили, есть ли в Швеции кто-то из хоккейного бизнеса, кому бы он не мог позвонить. Скаут покачал головой.
До того, как стать скаутом, Андерссон сам играл в хоккей и занимался рыболовством. Когда ему было 15 лет, он ловил лососей у берегов Норвегии. А перед тем, как работать скаутом, возглавлял экспедицию с соотечественниками, которым хотелось порыбачить в устье реки Рио-Гранде. Стать скаутом ему помог друг детства Кристер Рокстрём, который уходил из «Детройта» в «Рейнджерс». «Ред Уингз» попросил его самого найти себе замену, и он знал, кого порекомендует: «Я знал, что у Хокана есть чутье на талантливых игроков. Он и сам был неплохим хоккеистом по молодости, так что ему известно, что такое хорошее катание, как нужно владеть шайбой. Ему достаточно было посмотреть на игрока в движении, чтобы сказать, всё ли у него в порядке с коленями или нет».
«Я не рыбак, но полагаю, если ты нашел рыбное место, и оно каждый раз даёт тебе улов, этим нужно пользоваться до тех пор, пока прорубь не замерзла», – бывший генеральный менеджер «Детройта» (с 1997-го по 2018-й) Кен Холланд провёл лучшую ассоциацию между рыболовством и скаутингом. В последние годы «Ред Уингз» стал аутсайдером НХЛ, но самый успешный скаут в истории до сих пор работает в клубе. Значит, не нужно удивляться, если в следующем сезоне звездой лиги станет кто-то из тех, кого Андерссон выбрал в низших раундах.