Провернуть такое путешествие легче, чем вы думаете.
1 июля Валерий Сморчков начал путь от Казани до родного Костаная, расположенного на севере Казахстана. На машине дорога заняла бы 15 часов. Но Валерий - любитель спортивного туризма - решил поступить по-другому: он разработал маршрут на 1350 км и решил преодолеть его с помощью простого велосипеда, купленного в «Декатлоне». Проехав через юго-восток Татарстана, юг Башкирии, он добрался до конечной точки 11 июля, через десять дней после старта.
Сморчков пятый год преподаёт в Поволжской академии спорта и туризма (стартовал он как раз от здания вуза) по предметам, связанным со спортивно-оздоровительным туризмом. В ближайшее время он собирается защищать кандидатскую диссертацию. Недавно, не без участия Валерия, в академии открылся туристический клуб: студенты ходят в походы по Татарстану, Марийской республике и другим регионам.
В интервью «БИЗНЕС Online» Сморчков рассказал, как готовился к продолжительному путешествию и много ли в России любителей таких велопробегов.
МАРШРУТ, ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВОЗРАСТУ
– Валерий, как у вас вообще появилась идея такой поездки?
– Я занимаюсь спортивным туризмом больше десяти лет и давно работаю в этой сфере. Также преподаю. Так что идеи каких-то маршрутов у меня всегда в голове. Я сам родом из Казахстана и у меня всегда была идея добраться до дома из Казани. Получилось сделать это на велосипеде. Здесь ещё есть рекреационный эффект – отдых и осмотр достопримечательностей.
– Отдых? Расстояние-то огромное, организм находится на пределе...
– Да, это действительно очень тяжело. Но важно не перегибать палку и чётко распределять свои силы. Я старался преодолевать за день не больше ста километров. В целом велосипед – это самый доступный способ путешествия. Если правильно крутить педали и выдерживать средний темп движения, не будет никаких травм, болей и мозолей. Можно получить удовольствие от дороги.
– Как вы разработали маршрут?
– Хотел, чтобы это был самый прямой маршрут до Костоная, чтобы было безопасно и красиво. Я большой эстет, люблю выискивать красивые места. Я мог поехать степным маршрутом через Оренбург, но это неинтересно, так что выбрал маршрут через города восточной части Татарстана и Уральские горы – ни там, ни там ещё не был. Пользовался базовыми программами в интернете, искал красивые места с родниками, озёрами, реками.
– Что заметили красивого?
– В Татарстане больше всего понравилось Карабашское водохранилище перед Бугульмой. На велосипеде местность вообще воспринимается по-другому. От Чистополя до Альметьевска я насчитал 60 подъёмов и спусков. И каждый из них ты чувствуешь на своём организме. Когда ты преодолел вершину своим ходом, ты наслаждаешься панорамным видом, который открывается тебе на вершине. А когда едешь на машине, это просто не чувствуется. Спуски ещё интереснее: иногда они доходили до 50-ти километров. Катишься, получаешь удовольствие, а в некоторых местах развиваешь скорость до 50 км/ч
– Как нужно физически подготовить себя к такому путешествию?
– Важна выносливость, сила отдельных компонентов. Нужно поддерживать и развивать связочный аппарат. Скоростные качества, в принципе, не очень важны. Что ещё? Как и в любом спорте, важна ловкость. Потому что бывает множество моментов, когда надо маневрировать, реагировать одновременно на несколько ситуаций. Особенно когда едешь по внедорожью. В Башкирии вообще 90 процентов дорог – это бездорожье. После Татарстана это особо ощущается.
– Есть ли какой-то лимит по возрасту? Выдержит такое путешествие человек старше 40-ка?
– Конечно выдержит. На эту тему я очень много думал. Смогу ли я заниматься этим в будущем или нет? И пришёл к выводу, что человек до 50 - 60 лет способен преодолевать такие дистанции. Просто надо распределять силы. Каким образом? Меньше километров, более лёгкий маршрут.
У меня есть знакомый, который в 55 лет выбирает маршруты ещё сложнее, чем у меня. Так что всё возможно. На велосипеде вообще может кататься любой в любом возрасте.
ПИТАНИЕ, ГРУЗ, ВЕЛОСИПЕД
– Как поддерживать себя в нужном состоянии во время поездки? Идёт потоотделение, выводятся полезные вещества.
– Для этого есть система спортивного питания, изотоники специальные, порошки, которые разбавляются в воде. Пьёшь во время маршрута и восполняешь недостающие минералы. Также старался сбалансировано питаться.
– Это как?
– Старался, чтобы были фрукты, овощи, мясо, даже если это консервы. У меня была горелка с газовым баллоном, с помощью неё готовил сам. Рис, гречка, картошка – всё что угодно. Минут 15, и у меня готовый завтрак или ужин. Ещё могу сказать, что на каждой остановке у меня было так называемое карманное питание – шоколадки, специальные батончики. Ел их, чтобы пополнить силы. Также, само собой, пил много воды.
– Сколько взяли её с собой? И сколько в целом было груза?
– Воды было пять - шесть литров. В целом было килограмм 20, хотя рюкзак рассчитан на все 60. Основная часть – специальное снаряжение от палатки. На одежду ушло максимум пять килограмм. Были ходовые вещи, которые надевал во время езды (в том числе специальные велошорты), и стояночные, для ночлега.
Раньше я активно занимался горным туризмом. Это когда за семь - десять дней преодолевают маршрут по горным перевалам. Там обычно несут за спиной груз в 25 килограмм. Так что 20 – вполне нормальный вариант.
– Велосипед подобрали особенный?
– Нет, обычный горный велосипед. Взял в «Декатлоне». Единственное, что перед выездом я провёл полный техосмотр. Заменили шины на те, что больше подходят для асфальта и дальние расстояния, также поставили багажник. Велосипед в целом лёгкий – 13 кг в сборе. Очень хорошо маневрирует на плохих участках рельефа, по камням, внедорожью.
– Запчасти с собой были?
– Конечно. Запасные камеры, комплект, чтобы в случае чего заклеить или заштопать эти камеры. А каких-то крупных железных запчастей не было – их в случае чего находишь в крупных городах. Максимум из того, что можно взять с собой, – это «петух». Деталь в форме буквы Г, на которую крепится переключатель скоростей. Если она сломается, ты никуда уже не поедешь.
– Часто ли ремонтировали велосипед во время пути?
– Удивительно, но нет. Не было ни одной серьёзной проблемы, чтобы я останавливался и чинил велосипед. Максимум смазывал цепь, потому что после каждых 100 км она начинала звенеть. Плюс тормоза немного посвистывали, но это тоже регулировалось.
– Как вы справлялись с самим ощущением большого расстояния? Ты преодолел 300 км – и это очень много – а впереди ещё тысяча!
Лично для меня большие расстояния – это не проблема. Я, наоборот, люблю их преодолевать. Отвлекает сам процесс езды: ты видишь интересные места, допустим, южный Урал, питаешься энергией от природы, и это отгоняет плохие мысли. Спасали мысли о семье, доме. Но в целом я был подготовлен психологически. Мысли «Сколько же ещё осталось?!» возникали уже ближе к Казахстану, когда оставалось до конечной точки километров 500. Из-за этого за один день умудрился проехать 204 км.
– Но вечером-то подсчитывали, сколько пройдено и сколько осталось до конца?
– Естественно, я вёл подсчёт, чтобы знать, сколько нужно проехать на следующий день. Конечно, были сложные участки, когда я не был уверен, смогу ли взять хотя бы 70 км. Особенно на Урале. Тогда закрадывались некоторые сомнения. Но я избавлялся от них, когда заходил в свой инстаграм. Я регулярно выкладывал посты, и мои студенты писали в комментариях: «Давай, Валера Юрьевич, давай!», «Ох, ничего себе, красота! Вы молодец, держитесь». Вставал с утра, читал, и это заряжало меня на продолжение пути.
НОЧЛЕГ, ВЕЛОТУРИЗМ В МИРЕ
– Как вы выбирали место для сна?
– Есть четыре правила. Первое – нужно выбирать место подальше от дороги.
Второе – подальше от людей. Шум дороги мешает, любопытные люди видят палатку, останавливаются и начинают задавать разные вопросы. Бывают, что подходят подвыпившие.
Третье правило – палатка должна стоять на ровной поверхности.
Четвёртое – не на совсем открытой площадке, так как на ней может подняться сильный ветер. При этом в самом глухом лесу тоже не следует раздвигать палатку. На Урале как раз этого и боялся – могли попасться медведи.
Первую ночёвку я провёл рядом с Сорочьими Горами. Пришлось чуть подняться на вершинку, чтобы открылся красивый вид на Каму. На второй день спал на лесопосадке, где-то в 150-ти метрах от дороги. В Октябрьском нашёл место на реке Ик, максимально удалённое от людей.
– Палатку тоже брали в масс-маркете?
– Да, просто взял в «Спортмастере». Палатка отличная, в одиночку легко поставить. Раскидываешь, две стойки вставляешь, накидываешь тент, и всё – готово. Умываешься, переодеваешься, готовишь еду.
– Получается, для такого путешествия вообще не нужно труднодоступного оборудования?
– Нет, абсолютно. Самое главное – подобрать хороший велосипед, чтобы он мог нормально держать скорость и не ломаться. Для этого нужно как-никак вложиться. Свой велосипед я купил за 27 тысяч. Есть люди, которые покупают специальные велики для туризма за две - три тысячи долларов – я считаю, что в этом нет особой необходимости. У меня знакомый купил за 20 тысяч стоковский велосипед и проехал на нём практически полмира. Скоро он планирует с семьёй поездку в Финляндию.
– Таких любителей велопрогонов много?
– В России – не так много, и причины этому можно найти самые разные. Нужно закладывать бюджет, пусть и сравнительно небольшой. Многие просто загружены на работе и не решаются на такое. Но популярность этого вида года растёт с каждым годом, могу сказать точно. Есть очень много красивых маршрутов, где можно встретить тысячи таких путешественников.
– Какие маршруты? Где в мире наиболее популярен велотуризм?
– Сейчас развита в этом плане центральная Азия. Многие едут на велосипедах в Киргизию, Таджикистан. Естественно, популярна Европа, особенно среди семей – путешествуют прямо с детьми по 30 - 40 дней. И южная и центральная Америка вдоль Панамериканского шоссе. Стартуют с Аляски и доезжают до юга.
Африка не такая развитая, Австралия – тоже. Другая картина в юго-восточной Азии – Таиланде, Вьетнаме. Наши туристы привыкли там отдыхать, всё дёшево, есть приятные места для велотуризма. Как ни странно, развит маршрут в Турцию. Можно стартовать прямо из Казани, проехать через Кавказ, Грузию, Армению, добраться до Анталии, а назад самолётом.
– Что нового вы узнали о своём организме, преодолев 1350 км?
– Больше всего в таких путешествиях узнаешь себя с точки зрения не физики, а психологии. Ты становишься уверенным в своей выносливости, укрепляешь силу воли. В этом плане я узнал о себе много нового.