Среди его клиентов Квартальнов и более 300 профессиональных хоккеистов.
Многие молодые хоккеисты думают, что их жизнь закончена, если они не попали в профессиональный спорт. История Артёма Венскеля доказывает, что не стоит отчаиваться. Он завершил карьеру в 22 года и создал успешное туристическое агентство. Бывший игрок «Витязя», «Атланта» и ряда клубов МХЛ рассказал Артуру Хайруллину о своем бизнесе, уровне доходов и о том, каким был в детстве Артемий Панарин.
«НЕ НРАВИЛОСЬ, ЧТО ЗА МЕНЯ ВСЕГДА КТО-ТО РЕШАЕТ»
Венскель в юниорском возрасте считался очень перспективным. Он играл в школе «Витязя» за команду 1991 года рождения вместе с будущей звездой мирового хоккея Панариным. На первенство федеральных округов в 16 лет из «Витязя» в команду Центрального округа взяли только одного игрока – Венскеля, а не Панарина.
Когда Артёму было 18 лет, «Атлант» выбрал защитника на драфте КХЛ. Клуб взял Венскеля на сборы, но у него начались проблемы с артериальным давлением – врачи даже говорили игроку, что ему надо заканчивать.
Два года Артём играл в первой лиге (третий по силе дивизион российского хоккея), пока не договорился об обмене в систему «Торпедо». Но заиграть выше МХЛ не удавалось, а когда Венскель играл в Санкт-Петербурге за «Серебряных львов», получил нелепую травму. «Приземлился неудачно в бассейне, в итоге вылетело плечо. Трогаю его, а там кости нет – ушла в сторону», – вспоминает Артём. Травма оказала серьёзное влияние на его игровую карьеру: до неё он котировался высоко и играл много. Летом 2013-го он решил сделать операцию на плече и восстановился только к декабрю.
Венскель подписал контракт со смоленским «Славутичем» (первая лига) и тогда начал понимать, что с хоккеем придётся заканчивать: «Честно говоря, мне не нравилось, что за меня всегда кто-то решает – тренер или менеджер. Но главные причины того, что я не заиграл, были во мне. И тут как-то моя будущая жена Юля говорит мне: «Давай попробуем туры продавать?» Я думаю: «Интересная идея. Попробуем».
Сначала Венскели опробовали идею на родителях, отправив их в отпуск. Потом – на друзьях и знакомых. И поняли, что этим можно зарабатывать. «Наши вложения были минимальными. 1350 рублей в месяц на оплату разговоров, старенький телефон я взял у мамы. Работали со своей кухни, не было никакого офиса. Сидел в трусах на кухне и продавал туры», – рассказывает Артём. К тому моменту у них уже была зарегистрированная фирма.
«ПОКУПАЙТЕ ЛУЧШЕ У МЕНЯ ТУРЫ!»
Когда бизнес Артёма начал набирать обороты, у него появился соблазн вернуться в профессиональный хоккей. После ухода из «Славутича» он играл в ночной хоккейной лиге за «Звезду» в одной пятёрке с известными в прошлом игроками КХЛ Алексеем Бадюковым, Александром Бутурлиным и Владимиром Горбуновым. И когда владельцы клуба решили заявиться в ВХЛ (клуб «Звезда-ВДВ»), они позвали Венскеля к себе. «Позже выяснилось, что у них нет денег ни на что. Когда мы приехали со сборов, мне предложили контракт с зарплатой 30 тысяч рублей в месяц. Я говорю: «Да я если пойду работать в «Евросеть», больше заработаю!». А в разговоре с тренерами Альбертом Лещёвым и Сергеем Борисовым Артём прямо заявил: «Покупайте лучше у меня туры!».
Бизнес набирал обороты. «То, что обычно люди проходят за два-три года, мы добились за несколько месяцев. Курсы, обучение, тренинги – мы с головой ушли в это», – признаётся Артём. Но он столкнулся с проблемой: «После пяти-шести лет жизни на базе, когда был только хоккей, я понял, что тупею. Мне было очень тяжело запоминать новую информацию. Я хорошо учился в школе, без троек, но фундаментальных знаний мне сильно не хватало».
Поначалу Венскелю сильно помогли хоккейные знакомства. Его друзья раскручивали страницу турагентства в соцсетях, а чтобы расширить клиентскую базу, Артём пригласил опытных менеджеров по туризму. Вскоре Венскели открыли офис на Тверской (а в 2017 году – ещё один) и выбрали название для своего агентства. «Мы заказали несколько вариантов в студии. А когда остановились на нескольких, предложили проголосовать нашим подписчикам в инстаграме. Так появилось «МореТут», – вспоминает Артём.
Сейчас у Артёма и Юлии – достаточно популярное турагентство в Москве. В среднем за месяц в «МореТут» покупают 100 - 120 туров (по 2 - 3 человека в среднем за тур). Как подчёркивает Артём, его агентство выделяется на рынке сервисом и отношением к клиентам: «Мы всегда на связи с клиентом до его возвращения в Россию. Регистрируем на самолёты, просим представителей отелей встретить гостей. Пишем письма в отели, чтобы наших туристов хорошо встретили и разместили. Рассказываем весь опыт о стране, куда можно съездить, что посмотреть, а куда лучше не ездить. Плюс мы продаём туры только туда, где были сами. Это 36 стран».
Среди клиентов «МореТут» более 300 хоккеистов, в том числе несколько игроков сборной России и семья главного тренера «Ак Барса» Дмитрия Квартальнова. Всего в клиентах агентства четыре главных тренера из КХЛ. Со всеми работает лично Артём: «Мне как бывшему хоккеисту проще найти подход к ребятам, чем менеджерам». К тому же для обеспеченных туристов (хоккеисты, разумеется, к ним относятся) его агентство – отличный выбор. У Венскеля есть договорённость с лучшими пятизвёздочными отелями о 30-процентной скидке. Это очень приличные деньги, учитывая ту сумму, в которую обычно обходятся такие туры.
Турагентство набирает обороты – сейчас у «МореТут» больше 30 сотрудников, из которых почти все – фрилансеры. При этом доходы от продажи туров сложно назвать фантастическими. «Где-то 6 - 7 процентов от стоимости тура. После расходов на зарплату персонала, аренду офиса мне, как владельцу, достаётся около 2,4% от тура», – рассказывает Артём. Он не говорит, сколько зарабатывает в месяц, но признаётся, что его доход сравним с минимальной зарплатой игрока КХЛ (300 тыс рублей).
«МАЛО КТО СМОТРИТ В БУДУЩЕЕ, КАК ПАНАРИН»
«Из выпуска «Белых медведей» 1991 года рождения в МХЛ попал я один. Из 20 человек в молодёжной команде «Витязя» в большой хоккей попал только Панарин. В среднем, из 10 тысяч молодых хоккеистов в итоге только один зарабатывает большие деньги, и это заслуженно», – считает Венскель.
При этом в подростковом возрасте сложно понять, кто станет звездой. «Не могу сказать, что Панарин выделялся до 16 лет. Видно было, что он рукастый, с головой. Но Артемий был слабый физически, у него постоянно что-то болело», – вспоминает его бывший одноклубник по «Витязю».
«Панарин проявлял себя стратегом. Бывали ситуации, когда кто-то мог «спалиться», а Артемий всегда оставался в стороне. Он был всегда открытым, этакий простой парень. Либо он сильно изменился, либо просто тогда гениально косил», – рассказывает Венскель. Он уверен, что стратегическое мышление Панарина проявляется сейчас: «Посмотрите, как он распоряжается деньгами – вкладывает, жертвует на благотворительность. Мало кто смотрит в будущее, как он. Вызывает уважение то, как он распоряжается деньгами, какие мысли у него в голове и что он говорит. Огромная проблема хоккеистов: после окончания карьеры у них не остаётся никакого капитала. Многие спускают огромные деньги на ненужные вещи».
При этом Венскель видит большую проблему в воспитании хоккеистов: «Большинство – абсолютно не самостоятельные. С детства все нянчатся с ними, они живут на всём готовом». И далеко не все могут смириться с тем, что профессиональный хоккей для них заканчивается.
«Да, чем-то другим очень сложно заработать такие деньги. Но после хоккея есть жизнь», – уверен Артём. Он – руководитель успешной фирмы, и сейчас ничуть не жалеет о том, что его спортивная карьера не сложилась: «Я благодарен судьбе за почти 20 лет в хоккее, которые подарили мне очень интересную и насыщенную жизнь».