Он устроил скандал, когда узнал об этом.
Об отношении канадского хоккейного эксперта Дона Черри к игрокам из России хорошо известно. Стоит Александру Овечкину, Евгению Малкину, Никите Кучерову или кому-то другому провести несколько матчей ниже своего уровня, допустить заметную ошибку или просто проявить эмоции чуть сильнее обычного, это обязательно окажется в передаче Coach’s Corner и, скорее всего, под соусом из негативных комментариев.
Черри критикует русских с тех пор, как сменил место на тренерской скамейке в НХЛ на стул перед микрофоном, и от него доставалось как первому поколению легионеров из СССР (Вячеслав Фетисов, Сергей Макаров, Сергей Пряхин), так и хоккеистам, которые приехали в Америку относительно недавно (Наиль Якупов, Никита Зайцев, Евгений Кузнецов). Но есть два вопроса:
● Почему Черри так не любит всё хоккейное из Европы в целом и России в частности?
● Насколько его чувства серьёзны или это всего лишь часть шоу?
ИЗ-ЗА СБОРНОЙ СССР ЧЕРРИ ОСТАЛСЯ БЕЗ РАБОТЫ В НХЛ
Дон не мог играть с хоккеистами из Советского Союза и не тренировал их в НХЛ, потому что закончил карьеру до засилья иностранцев в лиге. Тем не менее, несколько интересных историй, которые могли сформировать его отношение к ним, у канадца было. В своей автобиографии Черри рассказывал, что еще в юниорке сильно повздорил с игроками украинского и польского происхождения (их в Канаде всегда было много), а одно из самых болезненных поражений в «Бостоне» ему нанес ЦСКА в январе 1976 года, когда армейцы проводили турне по Северной Америке.
«Они заставили меня поверить в Бога», – говорил главный тренер «Бостона» Черри после игры (2:5). Его команда тогда нанесла в два раза больше бросков, но Владислав Третьяк и контратаки москвичей не оставили «Брюинз» шансов. «Не знаю, кто на Олимпиаде может победить такую сборную», – добавлял Черри, не предполагая, что на Игры-1976 в Австрии поедет еще более мощная «Красная машина», усиленная звеньями спартаковцев и динамовцев.
Через пять лет Черри встретился уже со сборной СССР и вновь был побит. Он повёз канадцев на чемпионат мира, и, несмотря на помощь звезд, вроде Ларри Робинсона, Ги Лафлера и Лэнни Макдоналда, завалил турнир, проиграв будущим призёрам пять матчей из шести. Больнее всех его ударила команда Виктора Тихонова – 8:2. После такого поражения слова Дона о судействе звучали смешно. Канада заняла четвертое место, и планы Черри на возвращение в НХЛ не осуществились. Он ждал предложения от «Монреаля», но после такой неудачи топ-клубы лиги прошли мимо него стороной. В общем, ему было из-за чего злиться на русских.
Но не это главное. Дон еще больше обозлился, когда иностранцы хлынули в Канаду и лишили рабочих мест таких парней, как он сам. Не очень мастеровитых, прямолинейных, иногда нарушавших режим хоккеистов, которым в прежние времена было чуть легче получить контракт в НХЛ или хотя бы закрепиться в фарм-клубе. Многие не выдерживали конкуренцию и уходили в рабочие профессии, а Черри хорошо знал, насколько тяжело даются деньги парням без образования за пределами площадки. После окончания карьеры будущий тренер «Бостона» какое-то время был маляром на стройке, и его семья – жена и двое детей – едва сводила концы с концами.
ЧЕРРИ НАЗЫВАЛ РОССИЙСКИЙ ХОККЕЙ ОТСТОЙНЫМ, НО ПРОДАВАЛ НАШИ КЛЮШКИ
Свою принципиальность в отношении к импорту Черри доказывал не только словами. В середине 90-х он стал лицом канадской компании Irwin Sports, которая продвигала на рынке хоккейную экипировку Winnwell.
К тому времени Дон вышел на пик популярности. Его ежегодные сборники Rock em sock em были практически официальными видеоитогами сезона в НХЛ, и они включали не только лучшие голы, хиты и сэйвы игроков, но и советы ведущего для юных хоккеистов. В том числе и по подбору амуниции. Подписывая контракт с Черри, Irwin Sports надеялись, что с его помощью брэнд Winnwell будет ассоциироваться у канадцев с недорогой и качественной экипировкой, но сотрудничество с ведущим началось со скандала.
В январе 1995 года Дона позвали в один из спортивных магазинов Монреаля, где он рассказывал о продукции Winnwell и ставил на автографы на проданных товарах. В какой-то момент ведущий опешил, подозвал к себе консультанта и задал один вопрос: «Что это?» Ему на глаза попалась надпись Made in Russia, которая была сделана на деревянной клюшке. Диалог получился быстрым и очень эмоциональным.
– Это хоккейная клюшка, Дон.
– Я знаю, что это. Я не знал, что вы продаёте клюшки, которые произведены в России, чёрт возьми. Они сделаны в России! Что вообще происходит, чёрт возьми?
Ситуация выглядела комично. В плей-офф-1994 Черри костерил Павла Буре, он же ставил под сомнения лидерские качества Сергея Фёдорова и говорил, что российский хоккей отстойный. Буре в ответ называл его клоуном. Как после этого рекламировать русские клюшки?
«У меня нет претензий к качеству этих клюшек, поймите меня правильно», – объяснял Дон журналистам. – Но я бы никогда не купил ее и не стал бы советовать другим их покупать. Я клянусь что не знал об их происхождении до недавних пор, и сейчас меня это очень беспокоит. Я хочу поговорить с коммерческим отделом Irwin Sport. Пусть они разрывают со мной контракт, но это плохо, когда твои слова не соотносятся с поступками. Я не верю в русские клюшки».
По словам вице-президента Irwin Sports Дуга Флада, в 90-е в Канаду ввозилось около 600 тыс клюшек, произведенных в России, и только 24 тыс из них закупал Winnwell. Капля в море. Такие известные канадские компании, как Northwood и Dinamo, оптом приобретали «деревяшки» в России по цене два доллара за штуку, а потом продавали их большим супермаркетам, вроде WallMart в несколько раз дороже.
Но даже в этом случае самая дешевая клюшка, произведенная в Канаде, стоила больше и местным компаниям было сложно конкурировать. Для Черри защитить отечественного производителя было так же принципиально, как похвалить очередную звездочку из провинции Онтарио перед драфтом.
В Irwin Sports грамотно разрулили историю, заявив, что все русские клюшки будут переданы юниорским командам из канадских лиг. Их сейчас можно найти на аукционах хоккейной атрибутики по цене от 150 долларов и выше. Черри остался лицом Winnwell, но клюшек в рекламном ролике компании уже не было.
Артём Зырянов (телеграм-канал «Эпицентр») специально для «БИЗНЕС Online»